Дидактические игры по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Черепко Анна Александровна

Дидактические игры составлены для использования на занятиях по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

«ЛИСЬИ ПРЯТКИ».

Октябрь.

   ЦЕЛИ:

  1. Упражнять детей в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом, за пень и т.д.).
  2. Познакомить с предлогом «из-за».
  3. Закреплять в речи детей слова – названия материалов, цветов, и т.д.
  4. Закреплять понятия «один – много».

   МАТЕРИАЛЫ: лисы разной величины, избушка, пенёк, деревья.

     Воспитатель берёт лис разной величины, на столе устанавливается игрушечный лес из отдельных деревьев, избушка, пенёк, маленькие игрушечные лисята.

    Организуется игра: лисята прячутся за избушку, за деревья, за пень. Лиса ищет их. Воспитатель, закрепляя предлоги, обращается к детям:

  1. Куда спрячем этого лисенка? (За домик, за избушку, за пенёк).

После совместного выбора, кто и куда спрячет определенного по цвету лисёнка, задаём вопросы:

  1. Куда Саша спрятал лисёнка рыжего? и т. д.

Подвижная игра «ЛИСА И  ЗАЙЦЫ».

«ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПЕРСОНАЖ».

ЦЕЛИ:

  1. Продолжить знакомить детей с персонажами из сказок «Кот, петух и лиса» и «Снегурочка и лиса».
  2. Закреплять знания о диких и домашних животных (кто как кричит, двигается).
  3. Упражнять в правильном звукоподражании, умении правильно говорить слова из сказки.
  4. Вызывать желание подражать персонажам.

  МАТЕРИАЛЫ: можно использовать различные игрушки из театров

БИ-БА-БО,«из баночек», резиновые игрушки.

  ХОД ЗАНЯТИЯ: воспитатель показывает Петрушку. Он пришёл к детям в гости и принёс красивый мешочек. Заинтересовывает детей в том, чтобы они отгадали, что в мешке (Можно взять красочную коробку). Чтобы мешочек открылся, надо сказать волшебные слова. Потом дети по очереди достают из мешка персонажей из сказок.

   Как физминутку использовать подвижную игру «Дети и волк».

 Если дети не устали, обыграть какой-нибудь отрывок из сказки (можно провести после занятия).

Дидактические игры

 «СПРЯЧЬ МИШКУ».

Ноябрь.

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей определять характер, эмоциональное состояние по внешнему виду.
  2. Упражнять в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом…).
  3. Упражнять в звукоподражании. Закрепить знания о внешнем виде и жизни медведя, умение имитировать медведя.

Воспитатель вносит детям игрушку – мишку (сюрпризный момент).

«ПЧЁЛКИ»

ЦЕЛИ:

  1. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж».
  2. Учить действовать по словесному сигналу.

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: медведь догоняет улетающих пчёлок только после звука «ж-ж-ж». Пчёлки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из «леса». Кто за кругом, того ловить нельзя.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация летающих пчёл, звукоподражание, бег, ловля «насекомых».

ХОД ИГРЫ:

   Воспитатель предлагает детям поиграть.

  1. Помните, мы видели пчёлок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают). Пчёлки собирают мед на цветах. Мишка тоже любит мёд. Он подходит к домику – улью, где живут пчёлки, и хочет забрать оттуда их мёд. Пчёлки его не пускают, прогоняют, а он их ловит. Но пчёлки быстро улетают от него. Я буду пчёлка – мама. Вы будите пчёлки – дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три; медведем будешь ты».

На водящего надевают шапочку – маску. Медведь становится в сторонке.

   Слова пчёлки – мамы:   Полетели пчёлки собирать мёд с цветочков.

                                              Мишка – медведь идет, мёд у пчёлок унесёт,

                                              Пчёлки, домой!

   Пчёлки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками, и жужжат). Потом пчёлки летят в улей (в угол комнаты). Медведь направляется туда  же.

   Слова пчёлок – детей:   Этот улей – домик наш,

                                              Уходи, медведь, от нас!

                                               Ж – ж – ж – ж – ж!

   Пчёлки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.

Медведь старается их поймать.

Дети – пчёлки убегают за круг, очерченный на полу.

Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.

Дидактические игры

 «КУРИНОЕ СЕМЕЙСТВО».

Сентябрь.

   ЦЕЛИ:

Активизировать в речи детей предлоги впереди, сзади, за, между.

Продолжить знакомство с петушком, курочкой и цыплятами, их повадками.

   ХОД ИГРЫ:

Воспитатель рассказывает детям: «Жили – были петушок и курочка. У них было много желтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «ко – ко – ко, идите ко мне цыплятки». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».

   Воспитатель просит Серёжу:

  1. Поставь цыплят вокруг курочки.

Игра продолжается:

  1. Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая трава, там много червяков, мошек».
  2. Вова, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята за ней, друг за другом, петушок – сзади.

На зелёном лугу (вырезать из бумаги) цыплята разбежались. Один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто – то спрятался за пенёк. А этот притаился, ловит букашек (сделать бабочку, пенёк, червячка, букашек).

  1. что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель.

Дети отвечают.

«ХОХЛАТКА».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  1. упражнять детей в выразительном чтении стихотворения;
  2. закреплять знания о повадках курицы – наседки.

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: дети прибегают к воспитателю только после сигнала – слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.

ХОД ИГРЫ: воспитатель показывает картинку на которой изображена курочка с цыплятами; рассказывает как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать травку, ищут червячков.

  1. Послушайте, дети, я прочитаю стихотворение про эту курочку. Её называют Хохлаткой.

«…По дворику Хохлатка, по дворику мохнатка с цыплятами идёт.

Чуть дети зазеваются, шалят и разбегаются, сейчас к себе зовёт:

Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!…»

  1. Ребята, давайте поиграем. Я буду курочка – хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдём гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибежите ко мне.

Курочка с цыплятками гуляет по двору: ходят, собирают зёрнышки, расходятся. Воспитатель приговаривает слова потешки, дети стараются повторять за ней.

Когда дети – цыплятки разойдутся, курочка воспитатель останавливается и произносит слова: «Куда? Остановитесь!…» Цыплята бегут к маме.

«КОЗА РОГАТАЯ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

 Учить слушать стихотворения, реагировать на слово – сигнал воспитателя; развивать внимание детей, быстроту реакции; упражнять в подражании движениям зверей и их голосам.

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: убегать только после слова «ЗАБОДАЕТ», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Бегите ко мне!»

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: имитация движений, голоса домашних животных.  

ХОД ИГРЫ: после того, как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы), воспитатель предлагает им поиграть.

     Дети стоят лицом к воспитателю.

  1. Ребята, сейчас мы поиграем в «Козу рогатую». Я буду коза, а вы козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.

На слова козы дети щиплют травку, пьют воду, бегают по полянке.

Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:

          Идёт коза рогатая,          Глазками хлоп – хлоп.

          Идёт коза бодатая          Кто каши не ест,

          За малыми ребятами.    Молока не пьёт -

          Ножками топ – топ,         Забодает, забодает, забодает.

При последних словах дети убегают от козы, а коза догоняет.

В следующий раз на роль козы можно выбрать кого – либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка – маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.

«ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»

ЦЕЛИ:

  1. Учить звукоподражанию персонажей сказки.
  2. Развивать умение отгадывать животных по их внешнему виду, голосу. Развивать речь детей.
  3. Воспитывать внимание.

МАТЕРИАЛ: маски или баночки птиц и людей. Птицы: курочка, цыплёнок, петушок. Дедушка, бабушка (игрушки можно взять из театра БИ – БА - БО).

ХОД ИГРЫ: Приходит в гости к детям Петрушка. Он очень любит читать сказки. Но вот забыл, что говорят в этих сказках персонажи. Просит ребят ему помочь. Показывает дедушку, бабушку и курочку.

Воспитатель спрашивает у детей, с кем пришёл Петрушка. Ребята называют.

  1. Из какой сказки эти персонажи? (Если дети затрудняются, воспитатель говорит слова персонажей). Потом вместе с детьми повторяет эти слова. Можно обыграть с детьми сценку из сказки.

Петрушка хвалит ребят и показывает цыплёнка и петушка. Воспитатель показывает отрывок из сказки К. Чуковского «Цыплёнок», потом спрашивает детей:

  1. Из какой сказки? (Если затрудняются, читает ещё отрывок).

Ребята показывают отрывок из сказки «Петрушка». Он благодарит их и прощается. Обещает ещё прийти в гости, потому – что ему очень понравилось, как ребята показали сказку.

Дидактические игры

 «КТО КАК КРИЧИТ».

Январь.

ЦЕЛИ:

             Развиваем память, слуховое внимание.

             Воспитываем дружеское, доброе отношение к животным.

ИГРОВОЕ ПРАВИЛО: не смотреть на игрушку, отгадать только по голосу, правильно и громко назвать животное.

ХОД ИГРЫ: воспитатель говорит, что с нами в прятки хотят поиграть животные, но они просят отгадать их по голосу. Они пришли к нам с Колей – рассказчиком. (Игрушки в коробке).

   Дети отгадывают, повторяют звуки.

В конце можно поиграть в догонялки с любым понравившимся детям животным.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

ЦЕЛИ:

  1. Продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, жизнью.
  2. Учить детей вспоминать, где они знакомились с животными – персонажами сказок.
  3. Учить умению подражать голосу и повадкам.
  4. Активизировать речь детей.

(«Отгадай, кто спрятался в мешочке?» – мышка, лягушка, медведь, кабан).

    Медведь приходит к детям в гости, несёт сказочный мешок и листок с загадками.

Воспитатель спрашивает, что принёс медведь. Мишка отвечает, что забыл, что у него в мешке, и просит детей помочь ему вспомнить. Он загадывает загадки о животных, дети отгадывают, а потом вместе с мишкой ищут в мешке это животное. Каждого зверя обыгрывают ( словами из сказок «Рукавичка», «Теремок» или «Маша и медведь». Можно просто звукоподражанием или характерными движениями). Для помощи можно взять книги с этими сказками.

     Эта игра помогает детям лучше понять и запомнить повадки животного.

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

ЦЕЛИ:

     Дать знания о жизни животных – мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, медведя и кабана; их внешнем виде.

    Привить любовь к животным.

Можно нарисовать лес, в нём норку, болотце, дерево, кусты.

    Дети с воспитателем ищут, где дом животного. Рассказываем о нём: чем питается, внешний вид.

    Можно провести подражание движениями, звуком после рассматривая картинку «Лес с животными».

Можно просто сделать в группе из стульев различные дома и дети по звукоподражанию отгадывают, кто здесь живёт.

В конце можно поиграть в догонялки с кем – нибудь из животных.

«НАЙДЁМ ПЕРСОНАЖА».

ЦЕЛИ:

    Закрепить с детьми слова из сказки «Рукавичка», «Маша и медведь».

    Учить узнавать животных по голосу, по описанию. Воспитывать отзывчивость.

МАТЕРИАЛЫ: игрушки, театр – ширма, игрушки – мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк, медведь, кабан, дедушка, бабушка.

    Появляются дедушка и бабушка, ищут Машеньку, говорят, что она пошла в лес за грибами и не вернулась. Спрашивают у детей, не знают ли они, где Машенька, не видели ли они её. ( Воспитатель помогает детям наводящими вопросами).

    Дети рассказывают, что случилось с Машей. Отвечают на вопрос: «Из какой сказки пришли дедушка и бабушка».

    Потом воспитатель показывает рукавичку, он нашёл её в лесу. Рассказывает о том, что когда гулял с собакой, потерял её, а теперь нашёл. Да вот рукавичка стала большая.

  1. Как вы думаете, ребята, почему? Что случилось?

(Если дети затрудняются, можно показать мышку, которая расскажет, как она грелась в дедушкиной варежке).

    Воспитатель спрашивает у детей, кто ещё грелся в рукавичке, и по мере отгадывания, достаёт из варежки животных.

    В конце персонажи благодарят детей и дедушку. Дедушку за то, что согрел их. Детей за помощь.

                                                                                           

Сентябрь

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 «КУРОЧКА – ХОХЛАТКА»

ЦЕЛИ:

1.  Упражнять в ходьбе на пальчиках.

2.  Учить подражать повадкам цыплят.

      Воспитатель изображает курицу (потом эту роль поручить ребенку). Один ребенок изображает кошку. Кошка садится на стул в стороне. Воспитатель говорит:

-       Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки.

        Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».      

(Курочка с цыплятками ходят ,клюют зернышки, пьют воду).

Воспитатель говорит:

-       На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка

        Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

Кошка просыпается, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в домик к курочке-маме.

Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руками и говоря при этом:

  1.  Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!

При повторении роль кошки дается другому ребенку.

«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

ЦЕЛИ :

  1. Учить детей по-разному обозначать предметы в игре, подражать повадкам цыплят, зайчат.
  2.  Упражнять в ходьбе, беге.

МАТЕРИАЛ: стойка, веревка с флажками.

ХОД ИГРЫ:

        Воспитатель обращается к детям :

- Сегодня мы будем играть а игру «Наседка и цыплята». Вы – цыплята, я – наседка. Это будет наш дом (веревка поднята от пола на 40-50 см.). Сначала я, ваша мама – курочка-наседка, поищу корм. А когда найду, позову вас, вы выйдете из домика, поклюете, побегаете. А если вдруг появится коршун, я предупрежу вас, и вы скорее спрячетесь в домик. (Воспитатель выходит из домика, изображая наседку, ищет корм. На зов «Ко-ко-ко» (зовет цыплят) выходят цыплята, клюют, пьют водичку, летают). Воспитатель отмечает индивидуальные действия некоторых детей: «Вот как хорошо этот цыпленок Саша клюет зернышки!»

        Воспитатель дает детям побегать, попрыгать. Потом тревожно говорит : «Коршун!» - цыплята убегают домой.

        Примечание: можно аналогично проводить игры «Зайчиха и зайчата», «Кошка с котятами», «Мышка и мышата» (только разные предупреждения об опасности: появляется волк, собака, кошка).

«ВОЛКИ И ДЕТИ»

ЦЕЛИ: Упражнять в беге, ориентировке в пространстве, умении реагировать на сигнал. Воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя, согласовывать  свои движения с его словами. Учить детей исполнять роль «волка».

        Воспитатель выбирает кого-либо из детей на роль волка и сажает его на стул.

        Остальные дети под рассказ воспитателя идут по лесу, собирают там ягоды, рвут цветы и т.д.

        По сигналу «Волк» они убегают из леса домой, а волк их ловит.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

ЦЕЛИ:

  1. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом.

2. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

ОПИСАНИЕ: Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится Волк (ребенок).

        Зайцы выбегают на поляну, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя : «Волк идет!» – зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

        В игре можно использовать небольшой текст:

          Зайки скачут:                                 Травку щиплют, кушают,

          Скок, скок, скок                              Осторожно слушают,

          На зеленый на лужок,                   Не идет ли волк?»

        Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется Волк и начинает ловить зайцев.

        Указания к проведению: Ребенок, исполняющий роль Волка, должен быть дальше от кустов, где прячутся дети. Сначала воспитатель выполняет роль Волка ( при этом дает ребенку убежать от Волка). Потом в этой роли выступают дети.

«ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ»

ЦЕЛИ:

1. Воспитывать своевременную реакцию на сигнал.

2. Учить имитации движений в сочетании со словами.

ХОД ИГРЫ:

          Вышла курочка гулять,                           Лапками гребите,

          Свежей травки пощипать.                     Зернышки ищите.

          А за ней ребятки -                                   Съели толстого жука,

          Желтые цыплятки.                                  Дождевого червяка.

          Ко-ко-ко, ко-ко-ко,                                    Выпили водицы

          Не ходите далеко.                                   Полное корытце.

        Воспитатель говорит слова и показывает движения, предлагает детям (цыплятам) побежать за нею, повторить движения: «пощипать травку», «погрести лапками», «попить водицы».

        Дети показывают движения руками, ногами, запрокидывают голову назад.  

                                                                                           

Октябрь

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ЛИСА И ПЕТУШОК»

(Обыгрывание отрывка из сказки «Лиса, кот и петух»)

ЦЕЛИ:

1. Учить выразительно передавать движения персонажей, их            характерные признаки.

  1.    Отрабатывать у детей звукоподражание.

3.     Заучивание песни лисички.

Воспитатель выбирает петушка и лисичку. Исполнители надевают маски или берут в руки игрушки.

        Требуется два стульчика: один – домик петушку, другой – лисичке.

        Петушок садится на свой стул (в домик), а лиса на свой.

        Петушок «убирает дом, готовит обед и садится на стул, как на жердочку, поет».

        Лиса бежит к домику петушка (отрабатываем движения лисы) и поет песенку:

         Петушок, петушок, золотой гребешок!

         Масляна головушка, шелкова бородушка!

         Выгляни  в окошко, дам тебе горошку!

Петушок выглядывает, лисичка хватает его и несет, а он кричит:

         Несет меня лиса за темные леса.

         Котик-братик, выручи меня!

(Отрабатываем у детей звукоподражание).

«ЛИСА И ЗАЙЦЫ»

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя, правильно передавать движения.
  2. Показать детям, как бегает лиса, оглядывается на свой хвостик, побуждать детей к выполнению этих движений.

Елочки зеленые в лесу густом стояли,

Маленькие зайчики под елочкой сидели.

Зайчики спят, сладко спят.

Выходите, зайчики, в лесочек погулять!

Будут наши зайчики прыгать и скакать!

Выходите, зайчики, в лесочек погулять,

Если лиса явится, спрячетесь опять.

Ты нас, лисонька, не пугай, не пугай!

Лучше с нами поиграй, поиграй!

        Дети, изображающие зайчиков, спят в домиках (сидят на стульчиках). Крадется лиса. Все зайчики разбегаются, прячутся  за стульчики. Затем они выбегают на полянку, жестом зовут лису.                                                                  

                                     Ноябрь

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

« У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей точно выполнять правила игры.
  2. Воспитывать выдержку, формировать умение своевременно реагировать на сигнал.
  3. Учить выполнять роль медведя, имитировать движениями рук  сбор ягод, грибов.

                                      У медведя во бору

                                      Грибы, ягоды беру.

                                      А медведь не спит

                                      И на нас глядит.

        Дети, приговаривая слова игры потихоньку идут к медведю ( при этом имитируют сбор ягод и грибов).

        Убегать разрешается только после слов «глядит». Дети убегают в свой домик.

«КОТ И МЫШИ»

ЦЕЛИ:

  1. Воспитывать внимание, формировать умение своевременно реагировать на сигнал.
  2. Имитировать движения мышек: бегать, грызть корочку и т.д.,  кошка мяукает, изгибает спинку.
  3. Работать над звукоподражанием.

Воспитатель говорит:

                                         Кошка мышек сторожит.

                                         Притворилась, будто спит.

        Мышки вылезают из норок (подлезают под шнуром), бегают, грызут корки, пищат «пи-пи-пи».

                                         Тише, мышки, не шумите,

                                         Кошку вы не разбудите.

        Кошка на сигнал слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу»  и (встает) начинает ловить мышей, которые убегают в свои норки.

          Каждый раз на роль кошки выбирают нового человека.

 

                                                                                                   Декабрь

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 «ЗАЙКИ БЕЛЫЕ СИДЕЛИ»

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей выполнять соответствующие движения одновременно со словами текста.
  2. Учить выполнению коллективного и индивидуального движений с целью развития внимания каждого ребенка.

                Зайки белые сидят и ушами шевелят.

                Вот так, вот так

                Они ушами шевелят.

                Зайкам холодно сидеть, надо лапочки погреть.

                Вот так, вот так

                Надо лапочки погреть.

                Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать.

                Вот так, вот так

                Надо зайкам поскакать.

Можно проводить  эту игру коллективно со всеми детьми и индивидуально, В этом случае меняются слова: «Зайка серенький сидит».

«ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ»

(игра-забава)

ЦЕЛИ:

  1. Развивать речь.
  2. Развеселить, способствовать созданию хорошего, радостного настроения.

ОПИСАНИЕ:

      Дети сидят на скамейках, стульчиках или площадке. Одному их них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен отдать игрушечному кролику.

       Ребенок становится на расстоянии трех метров от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

       Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание, и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобной ей играх назначают по желанию.

                                                                                                      Январь

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«КОТ И МЫШИ»

ЦЕЛИ:

  1. Упражнять детей в беге на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
  2. Учить подражать движениям животных.

        Выбирается кот-ребенок. Он садится на большой стул или пенек. Мыши сидят в норках (можно использовать стулья и определенное место, отделенное шнурком).

        Воспитатель говорит:

                                      Кошка мышек сторожит,

                                      Притворилась, будто спит.

        Мыши вылезают из норок (стульев, из-под рейки, шнурка), бегают на цыпочках и пищат.

        Через некоторое время воспитатель говорит:

                                       Тише, мышки, не шумите,

                                        Кошку вы не разбудите!

Это сигнал кошке. Она слезает со стула, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей, которые убегают в норки.

       Во время игры воспитатель наблюдает, чтобы дети убегали дальше от своих норок, подражали мышкам движениями и голосом.

«ЛЯГУШКИ»

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей подражанию, умению согласовывать движения со словами, реагировать на сигнал.
  2. Развивать внимание.

       По середине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур по форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки.

        Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит:

            Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки.

            Ква-ква, ква-ква-ква.

            Скачут, вытянувши ножки.

        Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек), лягушки прыгают в болотце ( перепрыгивают черту и присаживаются на корточки).

        При повторении игры дети меняются ролями.

«СМЕШНЫЕ МЫШКИ»

ЦЕЛИ:

  1. Продолжаем знакомство с мышами
  2. Учим детей звукоподражанию, согласованности действий со словами.
  3. Воспитываем внимание.

Вышли мышки как-то раз                           Мышки дернули за гири –

Посмотреть, который час.                         Вдруг раздался страшный звон!

Раз, два, три, четыре                                  Убежали мышки вон!

        Мышки выходят из своего дома, ходят по кругу на цыпочках, прислушиваются, а по окончании стихотворения убегают в свои норки.

        Можно для звона применить свисток или бубенцы (для сигнала мышкам). Воспитатель хвалит детей за быстрое убегание в норки, хорошее подражание мышкам.

«НАЙДЕМ МЫШКУ НА УЛИЦЕ»

ЦЕЛИ:

  1. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
  2. Воспитывать вежливость, доверие, умение играть вместе.

        Выбирается мышка. Она прячется от своих детей. Дети закрывают глаза, потом начинают ее искать. Когда находят, мышка танцует для детей.

         Игра повторяется несколько раз. Можно выбирать несколько мышек, чтобы было интереснее играть.

         Если ребята стесняются танцевать, то можно исполнить что-нибудь другое (побегать как мышка, попищать…).

         Дети хлопают в ладоши, благодарят мышку.

«МЫШИ В КЛАДОВОЙ»

ЦЕЛИ:

  1. Упражнять в лазании.
  2. Учить подражанию животным.

        Дети-мыши сидят в норках (на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки).

        На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40-50см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка, роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем дети.

        Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как-будто грызут сухари или другие продукты.

        Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышками. Мышки убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их).

         Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....