Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»

    Шанина Людмила Юрьевна

    Составление рассказа, развитие речи

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»                                                                                                                             

    Цели:

    - Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,

       распространению предложений определениями                                                                    - обогащение словарного запаса по теме: «Зима»

     - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету                               - воспитание интереса, любви к родному языку.

    Оборудование

    - картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку;

    - сюжетная картина «Зима. Прогулка в лесу»;

    - сюжетные картинки для составления предложений;

    - снежинки на нитках;

    - магнитная доска;

    1.Организационный момент

    - Ребята, что необычное вы заметили в группе?
    (Картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку)
    - Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.                                                                                                                (Рассматривание выставки)

      И вот зима, белым – бело,
     Вокруг сугробы намело,
     Как будто белым мехом,
     Земля одета снегом.
     И иней на березках,
     Как праздничные блестки…

    - Какое время года запечатлено на картинах?
    - Как вы догадались, что эта зима?
    - Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки?

    2. Пальчиковая игра + упражнение на звукопроизношение «Зима»

    Да-да-да –                                       сжимание и разжимание пальцев
    Зимою холода.                               потирание ладошек друг о друга

    Да-да-да –                                       сжимание и разжимание пальцев
    Превратилась в лед вода.              ритмичное соединение подушечек пальцев

    Ты-ты-ты–                                    сжимание и разжимание пальцев
    В инеи кусты.                                 перекрещивание ладоней с широко                                                                                                                                              

                                                             расставленными пальцами

    Ли-ли-ли–                                      сжимание и разжимание пальцев
    Метели замели,                              круговые вращения больших пальцев обеих рук

    Ли-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев
    Метели замели,                              круговые вращения указательных пальцев рук

    Ди-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев
    Метели замели.                               круговые вращения рук, согнутых в локтях

    - Какое название вы бы дали нашей выставке?
    - Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп?
    - А что можно добавить к нашей выставке, чтобы она стала более интересной?

     На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к портрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.

    - Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

    3. Д/и «Скажи какой, какая?»

    - Какая зимой погода? (холодная)
    - Да, зимой холодно, зима холодная.
    - Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
    - Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
    - Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
    - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
    - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

    - Вот как много мы рассказали о зиме.

    4. Беседа о снеге.

    - Что выпадает зимой? (снег)                                                                                                                              - Какого он цвета? (белый)                                                                                                                                                          - Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).                                                                                                                                           - Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).                                                                             - Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).                                                                                                   - Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)                                                                                        

     - А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.

    5. Игра «Снежный ком

    - 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
    Нужно всем нам в круг вставать.
    (Дети по кругу передают «снежный ком»,  называя при этом однокоренные слова к слову снег: снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход)

     5. Задание «Закончи предложение»

     Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

    – Зимой бывает холодно, а летом…                                                                                                              – Зимой деревья белые, а осенью…                                                                                                                       – Зимой бывает снег, а летом…
    – Зимой бывает снегопад, а осенью…  
    – Зимой катаются на санках, а летом…
    – Зимой лепят снеговика, а летом…
    – Зимой снег падает, а весной…
    – Зимой насекомые прячутся, а весной…

    6. Физминутка

    Ты смотри, зима настала!

    Снега выпало немало.

    Ну, скорей беги за мной,

    Поиграй в снежки и … стой!

    (Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок взрослого)

    7. Рассматривание картины

    - А сейчас, я предлагая вам рассмотреть картину (выставляется картина “Зима. Прогулка в лесу”).                                                                                                                                                        - Скажите, как можно её назвать?                                                                                                                  - Давайте рассмотрим эту картину.                                                                                                                                  - Скажите, что на ней изображено?

    (Дети детализируют изображение картины)

    -Ребята, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным.

    (Дети составляют рассказы)

    8. Игра «Живая картина».

    Дети перевоплощаются в героев картины, сопровождая действия словами.

    (Оживление картины происходит под слова: раз, два, три, картина оживи)

    9. Итог занятия.

    - Сегодня в группе у нас проводится выставка картин. И я предлагаю поместить эту картину на нашу выставку. Вечером мы пригласим ребят из соседней группы и покажем нашу выставку.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе

    В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятельно рассказ и понимать его содержание, учить рассказывать связно и последовательн...

    КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

    Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима « Апрель » в старшей группе.

    Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.Добиваться хорошего запоминания стихотворения,...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

    Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу "Физическая культура" с использованием нестандартного оборудования в старшей группе.

    Использование нестандартного оборудования, изготовленного своими руками повышает интерес детей к физической культуре, поэтому я часто его использую в своей работе. В этой НОД я использовала степ-платф...

    Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе "Ателье мод"

    Развитие связной речи, составление описательных рассказов  об одежде,  опираясь на схему, обогащение словаря за счет новых слов, формирование грамматически правильной речи детей....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию Тема: "Идем на выставку картин "Зимушка Зима"

    Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,распространению предложений определениями,обогащение словарного запаса по теме: «Зима»развитие ассоциативного мышления, подбор при...

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

    Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Мы любим книги!» в старшей группе.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №341 Дзержинского р-на г. Волгограда        Конспектнепосредственно образовательной деятельностип...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему: «Путешествие в Разноцветную страну» в старшей группе

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему: «Путешествие в Разноцветную страну»...