Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»

    Шанина Людмила Юрьевна

    Составление рассказа, развитие речи

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»                                                                                                                             

    Цели:

    - Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,

       распространению предложений определениями                                                                    - обогащение словарного запаса по теме: «Зима»

     - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету                               - воспитание интереса, любви к родному языку.

    Оборудование

    - картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку;

    - сюжетная картина «Зима. Прогулка в лесу»;

    - сюжетные картинки для составления предложений;

    - снежинки на нитках;

    - магнитная доска;

    1.Организационный момент

    - Ребята, что необычное вы заметили в группе?
    (Картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку)
    - Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.                                                                                                                (Рассматривание выставки)

      И вот зима, белым – бело,
     Вокруг сугробы намело,
     Как будто белым мехом,
     Земля одета снегом.
     И иней на березках,
     Как праздничные блестки…

    - Какое время года запечатлено на картинах?
    - Как вы догадались, что эта зима?
    - Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки?

    2. Пальчиковая игра + упражнение на звукопроизношение «Зима»

    Да-да-да –                                       сжимание и разжимание пальцев
    Зимою холода.                               потирание ладошек друг о друга

    Да-да-да –                                       сжимание и разжимание пальцев
    Превратилась в лед вода.              ритмичное соединение подушечек пальцев

    Ты-ты-ты–                                    сжимание и разжимание пальцев
    В инеи кусты.                                 перекрещивание ладоней с широко                                                                                                                                              

                                                             расставленными пальцами

    Ли-ли-ли–                                      сжимание и разжимание пальцев
    Метели замели,                              круговые вращения больших пальцев обеих рук

    Ли-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев
    Метели замели,                              круговые вращения указательных пальцев рук

    Ди-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев
    Метели замели.                               круговые вращения рук, согнутых в локтях

    - Какое название вы бы дали нашей выставке?
    - Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп?
    - А что можно добавить к нашей выставке, чтобы она стала более интересной?

     На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к портрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.

    - Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

    3. Д/и «Скажи какой, какая?»

    - Какая зимой погода? (холодная)
    - Да, зимой холодно, зима холодная.
    - Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
    - Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
    - Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
    - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
    - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

    - Вот как много мы рассказали о зиме.

    4. Беседа о снеге.

    - Что выпадает зимой? (снег)                                                                                                                              - Какого он цвета? (белый)                                                                                                                                                          - Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).                                                                                                                                           - Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).                                                                             - Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).                                                                                                   - Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)                                                                                        

     - А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.

    5. Игра «Снежный ком

    - 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
    Нужно всем нам в круг вставать.
    (Дети по кругу передают «снежный ком»,  называя при этом однокоренные слова к слову снег: снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход)

     5. Задание «Закончи предложение»

     Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

    – Зимой бывает холодно, а летом…                                                                                                              – Зимой деревья белые, а осенью…                                                                                                                       – Зимой бывает снег, а летом…
    – Зимой бывает снегопад, а осенью…  
    – Зимой катаются на санках, а летом…
    – Зимой лепят снеговика, а летом…
    – Зимой снег падает, а весной…
    – Зимой насекомые прячутся, а весной…

    6. Физминутка

    Ты смотри, зима настала!

    Снега выпало немало.

    Ну, скорей беги за мной,

    Поиграй в снежки и … стой!

    (Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок взрослого)

    7. Рассматривание картины

    - А сейчас, я предлагая вам рассмотреть картину (выставляется картина “Зима. Прогулка в лесу”).                                                                                                                                                        - Скажите, как можно её назвать?                                                                                                                  - Давайте рассмотрим эту картину.                                                                                                                                  - Скажите, что на ней изображено?

    (Дети детализируют изображение картины)

    -Ребята, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным.

    (Дети составляют рассказы)

    8. Игра «Живая картина».

    Дети перевоплощаются в героев картины, сопровождая действия словами.

    (Оживление картины происходит под слова: раз, два, три, картина оживи)

    9. Итог занятия.

    - Сегодня в группе у нас проводится выставка картин. И я предлагаю поместить эту картину на нашу выставку. Вечером мы пригласим ребят из соседней группы и покажем нашу выставку.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий (детский сад)

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

     План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Соста...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе

    В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятель...

    Занятие по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине "Ежи"

    Занятие по развитию речи в старшей группеСоставление рассказа по картине "Ежи"...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе .Развитие познавательных способностей и речи:"Обучение рассказыванию по картине "Белки".

    Програмное содержание:1.Образовательные задачи:1)углублять представление о внешнем виде и образе жизни белок:тело покрыт...

    Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

    Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного ...