Совместная работа педагога, детей и родителей в проекте – одна из форм построения эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Ермолаева Наталья Юрьевна

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлит в его необъятной, открытой, уязвимой душе? От взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча  с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Педагоги отчетливо это понимают и пытаются привить дошкольникам любовь и интерес к художественной литературе, но современные родители с силу своей занятости не считают этот процесс нужным и важным. Многие из них сегодня уверены, что успешно обучаться и добывать знания можно в интернете. Путем просмотра фильмов и передач можно обойтись без книги. Поэтому воспитатели своим личным примером, новыми, привлекательными формами и методами должны не только воспитывать у дошкольников интерес к книге, как неисчерпаемому источнику знаний, школе чувств, кладезю эстетического удовлетворения, но и передать эту уверенность родителям, а может порешать эти задачи в первую очередь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovetborzunova.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа педагога, детей и родителей в проекте – одна из форм построения эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.

(Из опыта работы Борзуновой Н.Ю.)

 В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлит в его необъятной, открытой, уязвимой душе? От взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча  с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Педагоги отчетливо это понимают и пытаются привить дошкольникам любовь и интерес к художественной литературе, но современные родители с силу своей занятости не считают этот процесс нужным и важным. Многие из них сегодня уверены, что успешно обучаться и добывать знания можно в интернете. Путем просмотра фильмов и передач можно обойтись без книги. Поэтому воспитатели своим личным примером, новыми, привлекательными формами и методами должны не только воспитывать у дошкольников интерес к книге, как неисчерпаемому источнику знаний, школе чувств, кладезю эстетического удовлетворения, но и передать эту уверенность родителям, а может порешать эти задачи в первую очередь.

На мой взгляд, одной из эффективных форм работы с родителями – является метод проектной деятельности. Совместная деятельность в проекте позволяет:

1. Сплотить семью через рождение традиций в семье:

- чтение художественной литературы, игра в сказку, обсуждение поступков героев, сочинение сказок.

2. Вести индивидуальную работу с каждым ребенком  в тесном взаимодействии с его семьей.

3. Научить родителей глубже понимать  своего ребенка.

В моей группе был успешно реализован проект «Книжкина неделя»

Для успешной реализации проекта были  определены задачи, которые решались в семье и в детском саду.

В каждой семье определить традиции:

- ежедневно читать художественные произведения.

- организовать творческую деятельность: домашний театр, совместное рисование иллюстраций и оформление книг, сочинение сказок.

- научить родителей подбирать литературу в соответствии с возрастом.

- ввести в круг чтения детские периодические издания и журналы.

- помочь родителям развивать  коммуникативные навыки детей.

- создать дома детскую библиотеку.

В детском  саду:

-  формировать у ребенка умение высказывать свое собственное мнение о прочитанном в ходе ежедневного чтения художественных произведений и  проведения бесед по содержанию прочитанного.

- вызвать интерес к детским периодическим изданиям (  газета «Незнайка», журналы «Веселый затейник», «Мурзилка», «Миша», «Спасайкин», «Тошка и компания», «Читайка»)                  

- с помощью традиционных встреч по вторникам «Расскажи о прочитанной книге», контролировать процесс организации семейного чтения.

- развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

- научить детей  создавать собственные книги, рукописные журналы и  использовать их.

- активизировать работу групповой библиотеки:

 - обсуждать литературные произведения,

- организовывать  выставки книг с иллюстрациями разных художников.

- помещать в книжный уголок сообщения о творчестве художников, поэтов, писателей.

- выработать потребность ежедневного общения с художественной литературой.

На первом этапе мы познакомили родителей с возникшей проблемой: Отсутствие у детей желания читать и  слушать художественные произведения.

Проблема не только в том, что читать или не читать, а в том, как это делать, чтобы вызвать у детей желание читать самостоятельно, обращаться к книге, как к другу и помощнику. Воспитателю  познакомить родителей воспитанников с критериями отбора книг для чтения детям. Обсуждение их с родителями помогает сформировать библиотеку детского чтения дома и в детском саду.  В целях выявления предпочтений у родителей в выборе художественной литературы для воспитанников и для определения эффективного взаимодействия с родителями в вопросах гармоничного развития детей, было проведено анкетирование. Анализ анкет помог определить есть ли у детей дома библиотека, как часто пополняются полки библиотеки новыми изданиями. Что предпочитают покупать детям для чтения, какими критериями пользуются (яркая обложка, крупный шрифт, характер выбранного произведения). Так было выявлено, что на сегодняшний день. Анализ анкет показал, что на сегодняшний день только у 10% из всех участников анкетирования в доме имеется библиотека, остальные 90% отдают предпочтение интернет ресурсам.

42% родителей  на вопрос « Какие книги вы предпочитаете покупать детям?»  ответили, что сказки, для того чтобы почитать на ночь  просто чтобы ребенок уснул, и только иногда обсуждают поступки героев, перенося сюжеты из сказок в реальную жизнь.

 На вопрос «Посещаете ли вы библиотеку с ребенком?» все родители честно ответили «Нет» (ссылаясь на занятость, неудобное местонахождение (далеко от дома), отдают предпочтение другому более важному для них (активный отдых, посещение детьми секций, школ – искусств).

На вопрос « С какой целью приобретаете книгу своему ребенку?» все родители без исключения ответили, что хотят привить интерес к книге и расширить кругозор. И только некоторые из них вспоминают при этом, как важно общение с книгой для развития связной речи, красивой, гармоничной и привлекательной.

После прочтения книги только 30% родителей предлагают своим детям заучить стихотворение наизусть. Еще хуже обстоят дела с пословицами и считалками. Родители убеждены, что смысл пословиц детям не понятен и объяснять ее рано в дошкольном возрасте.

 В лучшем случае после прочтения художественного произведения 42% родителей находят время попросить своего ребенка пересказать прочитанное, понравившийся отрывок или все произведение (если оно небольшое), позднее обсудить поступки героев и порассуждать на тему переплетения сюжета из сказки с реальными событиями в жизни.

95% всех участников анкетирования проигнорировали вопросы «Играете ли вы с ребенком в сказку» и « Рисуете ли вы иллюстрации к сказкам?». Некоторые ответили, что рисуем только по просьбе воспитателей.

 На вопросы «Как часто принято в вашей семье читать книги вслух?» большинство ответили, что как получится, а точнее от случая к случаю. И здесь все перекладывается на детский сад: «Вы же читаете детям вслух в детском саду» - говорят родители. И считают, что этого достаточно. Однако 18% родителей читают вместе с детьми ежедневно, и это стало своего рода ритуалом – бабушка читает внукам, внук читает всем членам семьи. Так заведено в семьях Хайрутдиновых, Кочетовых, Пикаловых.

 На эти семьи нужно ровняться и пропагандировать их опыт. Самым трудным вопросом анкеты, оказался вопрос « Какую книгу вы прочитали недавно с ребенком?» Укажите ее автора и название?  38% всех опрошенных  указали, что это просто РНС или сборники сказок зарубежных авторов.-6 родителей.

44% родителей указали просто название книги или отдельного произведения. Не задумываясь даже, соответствует ли выбранная книга возрасту и интересам ребенка. -7родителей.

И только трое родителей, что составило18% анкетируемых родителей указали название книги и ее  автора. Среди них авторы детских произведений Пришвин М. М., Паустовский К.Г., Лаврентьева С.И.

  По результатам анкетирования мы подготовили консультации для родителей: «Как привить интерес к книге», «Как правильно составить домашнюю библиотеку», « С какими книгами лучше дружить дошколенку», «Как учить стихи с ребенком».

 Совместно с детьми и родителями в проекте мы читали книги,  разучивали стихотворения, инсценировали отрывки из сказок. Решено организовать совместный выпуск групповых фотогазет « Самая читающая семья», выставку  книг с  сочиненными детьми совместно с родителями рассказами, сказками. Сочиняли небылицы, рассказы по иллюстрациям к сказкам.  Создавали  альбомы с иллюстрациями к прочитанным сказкам, рассказам. Планируем обобщить опыт семей активно пропагандирующих чтение художественной литературы, часто посещающих библиотеки города и представить его на родительском собрании. Рассказать о семьях, в которых  ритуал чтения, неотъемлемая часть их повседневной жизни. Подготовить и провести конкурсы «Папа, мама, я – читающая семья», «Знатоки детской литературы», «Сочиняем сказку вместе», «Любимый литературный герой», «Книга своими руками», «Лучший отзыв о книге». В конце года я планирую еще раз запустить эту анкету и надеюсь, что результаты будут значительно лучше, читающих семей станет больше и книга станет другом и помощником каждому ребенку в моей группе.

№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы родителей в %

1.

Есть ли у вас дома библиотека?

Да – 10%, Нет – 90%

2.

Какие книги предпочитаете покупать детям?

Сказки – 42%

Энциклопедии, атласы – 36%

Авторскую литературу – 22%

3.

Посещаете ли вы с ребенком библиотеку?

Да – 0%, Нет – 100%

4.

С какой целью приобретаете книги своему ребенку?

Интерес к книге, расширение кругозора – 42%

Почитать на ночь -48%

Развить речь – 10%

5.

Учите ли вы наизусть стихотворения, считалки, пословицы?

Да – 30%

Иногда -10%

Нет -60%

6.

Обсуждаете ли вы с ребенком поступки героев, просите пересказать отрывок из произведения?

Да – 42%

Нет – 58%

7.

Играете ли вы с ребенком в сказку? Рисуете иллюстрации к ней?

Да – 5%

Нет -95%

8.

 Как часто принято в вашей семье читать вслух?

Ежедневно – 18%

Раз в неделю – 46%

От случая к случаю – 36%

9.

Какую книгу прочитали недавно с ребенком? Название книги и автор?

РНС – 38%

Случайные произведения – 44%

Авторские произведения – 18%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский творческий фестиваль « Театральная весна» - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающей возмож...

Логопедический проект «Развиваемся вместе» «Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»

Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей...

Методическая разработка Лэпбук – как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей

Общеизвестно,что детство – это уникальный период в жизни ребёнка,именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человек...

«Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)»

Опыт работы с родителями «Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с...

Консультация для воспитателей «О формах совместной деятельности педагогов, детей и родителей по воспитанию любви к природе»

Одним из важнейших вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе....

«Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих совре...

Совместная образовательная деятельность педагогов, детей и родителей в режимных моментах в форме викторины на тему «Мы с музыкой друзья» в группе детей дошкольного возраста 5 – 6 лет

Цель: создать условия для обогащения детей новыми музыкальными впечатлениями, формирования музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке, вв...