"Что читать детям среднего и старшего возраста (4-6 лет)".
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) по теме

Образцова Виктория Анатольевна

Что из литературы XIX и ХХ века можно почитать ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chto_chitat_rebenku.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА « ГНЕЗДЫШКО»  : 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2;  : (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-1 4 Подготовила воспитатель 1 старшей группы «Синички» Образцова Виктория Анатольевна Санкт –Петербург 2013

Слайд 2

В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными.

Слайд 3

А.С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» … С. Т. Аксаков: сказка «Аленький цветочек». В. Ф. Одоевский: сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович». И. А. Крылов: басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др. В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница». П. П. Ершов: сказка «Конек-горбунок» В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница». Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка». Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли». К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «4 желания». Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.3.Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика. ЧТО ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ X I X ВЕКА МОЖНО ПОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ?

Слайд 4

М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар». Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква–Ты». М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька») К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Произведения морально-нравственной тематики Валентина Александрова Осеева: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др . ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ XX ВЕКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 5

В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДНИМАЛИСЬ ЧАСТО При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека. Е. Д. Пермяк : рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др. С. А. Баруздин : рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Слайд 6

При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось. В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др. В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»). Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса». ЧАСТО ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЯВЛЯЛАСЬ В ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Слайд 7

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ СКАЗКИ И РАССКАЗЫ В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок». Е. Чарушин : рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим. Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо». С. Сахарнов : сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др. Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки». Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

Слайд 8

В ЧТЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ГЛАВНОЕ МЕСТО ПРИНАДЛЕЖИТ СКАЗКЕ А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик». А. Волков : «Волшебник Изумрудного города». Т. Александрова: " Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких). Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари». В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик». Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался». Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот». М. Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки». С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой». С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане». Г. Цыферов: «Паровозик из Ромашково».

Слайд 9

Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок и рассказов, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРА: Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8 Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения, Семейное чтение в год семьи, Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека, 2008, №5, с.78-84 Журнал «Мама и малыш» №09, 2004 Алена Емец, кандидат педагогических наук, доцент (журнал «Растем вместе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Что читать детям среднего и старшего возраста?

Данная статья поможет педагогам подобрать художественную литературу для чтения детям . Чем раньше вы привьёте ребёнку любовь к книгам, тем легче будет обучить его самостоятельному чтению....

Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре

Презентация на тему "Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре".Цель: Воспитание духовно - нравственных ценносте...

Сценарий утренника, посвященного Дню защиты детей "Нам всей планете хозяева дети" для детей среднего и старшего возраста

Цель:продолжать укреплять здоровье детей, формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии му...

Сценарий спортивного праздника "Пожарная безопасность"для детей детей среднего и старшего возраста

О правилах пожарной безопасности, о нелёгком труде пожарных и о том, как бороться с огнем, дети узнают из игр, учений, которые они проходят, спасая братьев наших меньших, демонстрируя умение вызвать п...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»

Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного....