Методическая разработка: конспект непосредственнообразовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов мнемотехники на тему "В Антарктиде жил на льдине пингвиненок Пиня Пинин"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Виктория Валерьевна

Знакомство с животными побережья Антарктиды. Составление мнемотехнической карты по императорскому пингвину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники на тему

«В Антарктиде жил на льдине пингвиненок Пиня Пинин»

                                                                     В.В.Андреева,

                                                                                        воспитатель ГБДОУ № 55

                                                                                        Фрунзенского района СПб

    Используемые образовательные технологии: познавательно-      исследовательские, игровые, развивающие, информационно-коммуникационные.

     Цель: заложить основы экологического воспитания.                                                                      

     Задачи:

  1. Обучающие:

- учить детей различать и называть животных, живущих на побережье Антарктиды; подробно знакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками  императорского пингвина;

- учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью;

- формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа;

- развивать связную речь, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения;

- активизировать и расширять активный словарь детей.

2. Развивающие: развитие наблюдательности, памяти, творческого воображения, логического и образного мышления, находчивости, эмоциональной сферы.

3. Воспитательные: воспитание внимательного, заботливого сочувственного отношения  к животным и их детенышам; желания помочь им в трудной ситуации.

     Оснащение:

-  игрушки – пингвин, морской леопард, нарвал, кит, тюлень, 2-3 рыбы;

-  аудиозапись на диске;

-  видеопрезентация о животных, живущих на берегах Атарктиды (синий кит, кашалот, сейвал, тюлень Росса, тюлень-крабоед, морской леопард, южный морской слон, королевский пингвин, пингвины Адели, золотоволосый пингвин, галопагосский пингвин, императорский пингвин);

 - картина «Императорский пингвин»;

 -  простые и цветные карандаши, картинки-схемы для составления описательного рассказа на всех детей;

 -  мел, доска;

 -  «Атлас для самых маленьких» (Минск, «Белфакс», 2000).

     Предварительная работа:

- беседа «Кто живет в Антарктиде?» Знакомство с животными Антарктиды, их внешним видом, повадками;

- чтение рассказа  В.Снегирева «Про пингвинов»;

- разучивание загадок, стихов;

- лепка «Пингвин на льдине».

                  Ход непосредственно-образовательной деятельности:

     1. Вводная часть

     Звучит аудиозапись с шумом волн океана, криком птиц.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь внимательно вместе со мной. Что вы слышите? Правильно, шум океана, крик птиц. Давайте подумаем, где м ы  с вами можем это услышать  и кто вместе с нами тоже слышит это? А чтобы вам помочь, загадаю загадку:

Где мороз и холодина,

 В океане ходит льдина.

 У него дружков не счесть,

 Брюшко беленькое есть:

 Он на льдине не один

 И зовут его …       (пингвин).

     2. Основная часть.

     Молодцы, ребята! Но, мне кажется, или правда слышны еще какие-то звуки? Кто-то плачет?  

     Появляется маленький игрушечный пингвиненок.

     Пингвиненок: У-у-у! Я потерял маму. И даже не знаю, кто я такой и где моя мама! Я по ней очень скучаю! А еще я хочу кушать.

     Пингвиненок плачет, дети его жалеют, гладят.

     Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем. Правда, ребята? (дети радостно соглашаются) Как же называют нашего гостя? Правильно, пингвиненок. Чем бы вкусным его угостить? Может быть, конфетами, шоколадом, печеньем? Нет? А чем?

     Пингвиненок: Мама кормила меня изо рта вкусной рыбой.

     Дети предлагают пингвиненку  игрушечную рыбку.

     Воспитатель: Где же нам искать твою маму  и  папу? Ребята, давайте посмотрим в  атласе, где живут  пингвины.

     Дети рассматривают атлас вместе с воспитателем и пингвиненком.

     Воспитатель: Да, мы с вами, ребята, увидели, что пингвины живут на берегах Антарктиды. Сейчас внимание на экран телевизора, посмотрим и вспомним, какие еще животные живут вместе с пингвинами.

     Дети смотрят видепрезентацию о животном мире Антарктиды.

3.  Воспитатель:  А сейчас поиграем в игру «Узнай слова из Антарктиды». Пингвиненок будет называть слова, а вы их внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, если услышите слова о тех местах, где живет наш маленький друг. Запомните цепочку из получившихся слов и повторите ее.

Слова:  холод, снег, пустыня, подснежник, ледник, цыпленок, рыба, айсберг, кит, снежинка, Южное полярное Сияние.

Дети выполняют задание.

     Воспитатель: Пингвиненок, а как тебя мама называла? Пиня? Какое необычное имя, правда ребята? Но оно очень подходит нашему другу. Пиня, а тебе не холодно было жить с мамой в Антарктиде? Вы не мерзли?

     Пиня: Нет. Сначала папа и мама грели меня в  своем теплом кожистом мешке, который у них внизу, под животом. А еще мама говорила, что когда я подрасту, то вместо пуха у меня будут такие же водонепроницаемые, плотно прилегающие к телу, короткие, как и у нее перья, которые не дадут мне замерзнуть даже в воде.

     Кто-то из детей: А вам, пингвинам, не скучно жить там, где только лед, снег и вода?

     Пиня: Нет, нам скучать некогда. Взрослые пингвины заняты добычей пищи. Мы очень хорошо ныряем и плаваем в воде. Очень любим кушать серебрянку, анчоусы и сардинку, а еще маленьких рачков. Но когда мы отправляемся на охоту за рыбкой, то тоже можем стать добычей – на нас охотится морской леопард. Он поджидает у края льдины и нападает в момент прыжка в воду. Но если он не успеет в этот момент схватить кого-нибудь, то в воде ему нас уже не догнать. А теперь поиграйте со мной в игру «Скажи наоборот». Вы должны догадаться и сказать, какой мой папа:

- он не маленький, а … (большой);

- живот у него не черный, а… (белый);

- он не медлительный, а  …. (ловкий);

- он не слабый, а …  (сильный);

- он не травоядный, а …(хищник);

- он в воде не неуклюжий, а … (ловкий).

     А теперь вы, ребята, расскажите мне о ваших мамах. Какие они?

     Дети: Добрые, ласковые, заботливые, нежные.

     Пиня: У нас, пингвинов, мамы тоже такие. Мама мне рассказывала, что я вылупился из яйца, которое  высиживал папа, пока мама уходила ловить рыбку. Когда мама вернулась, то я из папиного «мешка» перебрался в мамин «мешок». Там было очень тепло и уютно. Мама  досыта кормила меня полупереваренной рыбкой. У-у-у! Хочу скорее к маме!

     Воспитатель: Ребята, давайте поможем медвежонку, и отвезем его домой на самолете. Согласны?

     Физкультминутка «Полет на самолете». Дети заводят моторчики и под аудиозапись бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

      Воспитатель: Приземляемся. Холодно. Погреемся.

      Под аудиозапись «Метель» дети разводят руки в стороны, скрещивают их, обнимая себя, и говорят: «Ух!» Упражнение повторяется 2-3 раза.

       Воспитатель: Оглядимся. Посмотрите в бинокли направо, посмотрите в бинокли налево. Животные испугались гула самолета и разбегаются. Угадайте, кто от вас спрятался? Игра «Угадай, кого не стало»

  Пиня: Смотрите, у вас на стене висит картина, на которой нарисован мой папа.

  Воспитатель: Теперь мы точно знаем, что Пиня – императорский пингвиненок, ведь на картине у нас – императорский пингвин.

     Ребята, давайте составим рассказ о нем. Будем всем его рассказывать, Может, кто-то подскажет нам, где искать родителей Пини. А ты, Пиня, посиди и послушай, правильно ли мы составим рассказ. А поможет нам схема-помогалочка. Садитесь за столы, возьмите карандаши и в центральном кружочке схематично нарисуйте пингвина и напишите слово «ПИНГВИН».

     Дети выполняют задание. Воспитатель пишет на доске слово «ПИНГВИН».

     Итак, ребята, еще раз посмотрите на картину. Это кто изображен на ней? Правильно, императорский пингвин. Где он живет?

     Дети: В Антарктиде, где много снега и льда.

     Дети рисуют в кружочке № 1 снежинки, снежный сугроб, большую букву «А».

     Воспитатель: Какой он? Назовите слова-признаки.

     Дети: Он большой, жирный, ловкий,  хищный …

     Дети рисуют в кружочке № 2 знак «?»  

     Воспитатель: Какое тело у пингвина? Чем оно покрыто?

     Дети: У пингвина большое, длинное, овальное, тело, покрытое тремя слоями  водонепронецаемых, коротких, плотноприлегающих друг к другу перьев, черных -  на спине и  крыльях, белых – на животе.

      Дети рисуют в кружочке № 3 непромокающее оперение пингвина, показывают цветовую гамму оперения. Воспитатель обращает внимание детей на центральный кружок.

     Воспитатель: рассмотрите голову пингвина и опишите ее.

     Дети: Голова  у пингвина круглая, черная, с длинным загнутым вниз клювом и маленькими глазами.

     Воспитатель: Какая у пингвина шея, лапы, крылья, хвост?

     Дети: Шея у пингвина короткая, белая с желтыми пятнами, а лапы похожи на ласты, с перепонками; крылья большие и сильные: хвост маленький, но широкий.

     Воспитатель: Такие лапы и крылья нужны пингвину, чтобы быстро плавать, а хвост помогает стоять.

     Дети пишут в кружочке № 4 букву «Ч» (части тела).

    Воспитатель: Чем питается пингвин?

    Дети: Он  ловит рыбу и мелких рачков.

    Дети рисуют в кружочке № 5 рыбу и рачков.

    Воспитатель: А что еще умеет делать императорский пингвин? Назовите слова-действия.

    Дети: Плавать, нырять, ходить, охотится, съезжать на животе с горки …

    Дети рисуют в кружочке № 6 воду, снежную гору, следы пингвина…

    Воспитатель: А как пингвины воспитывают своих детенышей?

    Дети: У пингвинов и мама и папа участвуют в воспитании пингвинят. В долгую полярную зиму папы согревают своим теплом яйцо, в котором растет маленький пингвиненок. В это время мама уходит на  охоту. Когда мама возвращается с запасом полупереваренной рыбы, то пингвиненок уже вылупился из яйца и сидит у папы в теплом кожистом мешке внизу живота. Теперь уже мамин черед растить дальше малыша. Она кормит его рыбой и птенец быстро растет. Когда он немного подрастет, то мама «отдаст» его в «ясли», а потом и в детский сад.

    Дети пишут в кружочке № 7 слова «МАМА, ПАПА».

   Воспитатель: Представьте себе, что вы встретили  пингвина с пингвиненком. Что вы почувствуете? Начните свой рассказ так: «Если бы я увидел пингвина …»

        Ответы детей.

Воспитатель: В восьмом кружочке нарисуйте себя.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Кто хочет начать рассказ о императорском пингвине?

Дети пересказывают рассказ по цепочке с опорой на схему модель.

Воспитатель: Молодцы! А кто из вас хочет рассказать о пингвине один?

Пингвиненок: Это очень трудное задание, я бы не справился.

Воспитатель: Наши ребята привыкли бороться с трудностями, и сейчас они нам это покажут.

Один ребенок описывает пингвина и показывает все то, о чем рассказывает, на картине.

Воспитатель: Императорский пингвин – это один из видов пингвинов. Есть еще много разных других видов этих замечательных птиц. Некоторые живут вместе с императорскими в Антарктиде, а некоторые даже в Африке. Давайте вернемся домой и расскажем всем о замечательных императорских пингвинах – родителях нашего пингвиненка. Может быть, их кто-нибудь видел. А пока пингвиненка возьмем с собой, чтобы ему не было скучно одному.

Пингвиненок: какое интересное было путешествие. Спасибо вам, ребята! Я с радостью пока поживу вместе с вами.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»

Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по развитию речи на тему «Какая игрушка» для детей первой младшей группы.

Программные задачи:Развитие познавательных и умственных способностей: получение новых знаний, их обобщению и закреплению, расширение...

Методическая разработка "Конспект интегрированного ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники."

Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в нас...

Методические разработки: Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Наша Родина – Россия!» Подготовительная группа

                        Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи "Наша Родина – ...