НОД воспитателя с детьми "Путешествие в осенний лес".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Антонова  Надежда Николаевна

Занятие направленно для активизации словаря по теме :"Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цели: - активизировать  словарь по данной теме;

            - развитие связной речи;

            - развитие мелкой моторики;

            - упражнять детей в образовании разных форм глаголов;

            - развивать у детей координацию движений с речью;

            - учить подбирать  слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;

             - учить составлять рассказы  об осени с опорой на карточки – схемы;

             - развивать внимание, память, мышление;

             - учить детей эмоционально воспринимать стихи.

Развивающая среда: листья деревьев, карточки – схемы, игрушки: гриб, ёжик;

Предшествующая работа.

  1. Разучивание стихотворений.
  2. Беседа по теме: «Осень».
  3. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам  предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт  речь.

     Если на деревьях листья пожелтели

     Если в край далёкий птицы улетели

     Если небо хмурое

     Если дождик льётся

     Это время года ( осенью) зовётся.

- Правильно!

- А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?

 - Назовите осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться  вам в осенний, сказочный лес. И посмотреть,  что происходит на лесной полянке.

      Ну, что ж, ребятки собирайтесь

      В путь дорогу  отправляйтесь.

      Путь дорога не легка

Дети: да, да, да.

      Едем, едем на машине                   Дворики счищают капли

      Нажимаем на педаль,                    Вправо, влево. Чистота.

      Газ включаем, выключаем,          Мы – шофёры хоть куда.

     Смотрим пристально вдаль.

     Воспитатель. А вот и наша остановка. Но чтобы попасть в осенний лес нужно сказать следующие слова: «Я на ножке покручусь и в осеннем лесу окажусь».

Вот мы и в лесу (развитие речевого дыхания).

Давайте все вместе скажем: Ах, какая чудесная поляна!

- Ах, какой чистый воздух!

- Ах, как красиво!

Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много сюрпризов. И вот первый. Он называется: «Осенние песенки язычка».

Проходите на полянку, встаньте в круг. Давайте споём песенку язычка.

Язычок любит петь песню водички

С – с – с

Са – Са – Са – так поёт оса.

Су – су – су – я ловлю осу.

А сейчас песенку комара

З –з – з

За – за – за на горе коза.

Зу – зу – зу уведу козу.

А теперь песенка ветра:

Ш – ш –ш

Ши – ши – ши мы не малыши.

Ша – ша – ша – осень хороша.

А сейчас песенка жука:

Ж- ж – ж

Жи – жи –жи – к нам пришли ежи.

Жа – жа –жа – молочком пою ежа.

Воспитатель. Молодцы, хорошо, чётко спели песенку язычка.

Ребята, давайте рассмотрим,  что это такое? Это сказочный гриб. А в нём телеграмма. Читаю: «Дорогие, ребята! Меня зовут  осень. Я рада,  что вы пришли  в осенний лес. Думаю, что вы знаете много стихотворений обо мне».

Воспитатель. Дети, а кто желает рассказать стихи об осени.

(читают стихи).

Воспитатель.  – Молодцы!

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху: растения будут спать под снежным покрывалом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни, как летом, перелётные птицы улетают на юг.

А ещё, ребята, осенью чаще дует ветер, и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он подарил мне вот этот волшебный мячик: «Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать? За правильный ответ я буду давать волшебный листок.

       Игра: « Скажи ласково»

Лист, зонт, туча, дождь, лужа, ветер.

Воспитатель.  У  вас в руках волшебные листочки и сейчас  каждый из вас должен придумать небольшой рассказ к своей картине (дети составляют рассказ).

 А сейчас мы все листочки соединим, и у нас получится большая книга, её положим в уголок природы и в дальнейшем сделаем книги о других временах года. Какие вы ещё времена года знаете?

(звучит музыка).

Ребята, у нас на поляне ещё один гость. Посмотрите – это ёжик. Весь в листьях и какая -  то записка (читаем).

Нам осень прислала игры. Давайте поиграем  со словом: «Осенний»

    Небо осенью какое?              Сапоги какие?

    Ветер какой?                            Утро какое?

    День какой?                             Лес какой?

А какая погода бывает осенью, если:  Идёт дождь?               Сыро?

                                                                        Дует ветер?                  Ясно?

                                                                        Пасмурно?                    Хмуро?

          Д/и: «Подбор слов – действий».

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, поют, перелетают.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучки разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.

Дети. Листопад.

(Раздаю листья детям в руки).

-Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, жёлтым, багряным, коричневым и т.д.)

- Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они.

(Красивые,  большие,  маленькие,  легкие,  разные,  прозрачные, красочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, сказочные, волшебные и  т. д)

Воспитатель. Сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.

      Мы листики осенние                  Ветер снова побежал

      На ветках мы сидели.                 И листочки все поднял.

      Дунул ветер – полетели            Закружились, полетели

      Мы летели, мы летели               И на землю тихо сели.

      И на землю тихо сели

Воспитатель.

- Соберём прекрасный  букет из осенних листьев и поставим в вазу, Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Воспитатель. Нам, дети, пора возвращаться в группу. Вспомним волшебные  слова: «Я на ножке покручусь и в своей группе окажусь».

Итог занятия.

- Что понравилось на занятии?

Похвала  каждого ребёнка.

     

   

 



Предварительный просмотр:

                               Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цели: - активизировать  словарь по данной теме;

            - развитие связной речи;

            - развитие мелкой моторики;

            - упражнять детей в образовании разных форм глаголов;

            - развивать у детей координацию движений с речью;

            - учить подбирать  слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;

             - учить составлять рассказы  об осени с опорой на карточки – схемы;

             - развивать внимание, память, мышление;

             - учить детей эмоционально воспринимать стихи.

Развивающая среда: листья деревьев, карточки – схемы, игрушки: гриб, ёжик;

Предшествующая работа.

  1. Разучивание стихотворений.
  2. Беседа по теме: «Осень».
  3. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам  предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт  речь.

     Если на деревьях листья пожелтели

     Если в край далёкий птицы улетели

     Если небо хмурое

     Если дождик льётся

     Это время года ( осенью) зовётся.

- Правильно!

- А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?

 - Назовите осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться  вам в осенний, сказочный лес. И посмотреть,  что происходит на лесной полянке.

      Ну, что ж, ребятки собирайтесь

      В путь дорогу  отправляйтесь.

      Путь дорога не легка

Дети: да, да, да.

      Едем, едем на машине                   Дворики счищают капли

      Нажимаем на педаль,                    Вправо, влево. Чистота.

      Газ включаем, выключаем,          Мы – шофёры хоть куда.

     Смотрим пристально вдаль.

     Воспитатель. А вот и наша остановка. Но чтобы попасть в осенний лес нужно сказать следующие слова: «Я на ножке покручусь и в осеннем лесу окажусь».

Вот мы и в лесу (развитие речевого дыхания).

Давайте все вместе скажем: Ах, какая чудесная поляна!

- Ах, какой чистый воздух!

- Ах, как красиво!

Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много сюрпризов. И вот первый. Он называется: «Осенние песенки язычка».

Проходите на полянку, встаньте в круг. Давайте споём песенку язычка.

Язычок любит петь песню водички

С – с – с

Са – Са – Са – так поёт оса.

Су – су – су – я ловлю осу.

А сейчас песенку комара

З –з – з

За – за – за на горе коза.

Зу – зу – зу уведу козу.

А теперь песенка ветра:

Ш – ш –ш

Ши – ши – ши мы не малыши.

Ша – ша – ша – осень хороша.

А сейчас песенка жука:

Ж- ж – ж

Жи – жи –жи – к нам пришли ежи.

Жа – жа –жа – молочком пою ежа.

Воспитатель. Молодцы, хорошо, чётко спели песенку язычка.

Ребята, давайте рассмотрим,  что это такое? Это сказочный гриб. А в нём телеграмма. Читаю: «Дорогие, ребята! Меня зовут  осень. Я рада,  что вы пришли  в осенний лес. Думаю, что вы знаете много стихотворений обо мне».

Воспитатель. Дети, а кто желает рассказать стихи об осени.

(читают стихи).

Воспитатель.  – Молодцы!

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху: растения будут спать под снежным покрывалом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни, как летом, перелётные птицы улетают на юг.

А ещё, ребята, осенью чаще дует ветер, и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он подарил мне вот этот волшебный мячик: «Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать? За правильный ответ я буду давать волшебный листок.

       Игра: « Скажи ласково»

Лист, зонт, туча, дождь, лужа, ветер.

Воспитатель.  У  вас в руках волшебные листочки и сейчас  каждый из вас должен придумать небольшой рассказ к своей картине (дети составляют рассказ).

 А сейчас мы все листочки соединим, и у нас получится большая книга, её положим в уголок природы и в дальнейшем сделаем книги о других временах года. Какие вы ещё времена года знаете?

(звучит музыка).

Ребята, у нас на поляне ещё один гость. Посмотрите – это ёжик. Весь в листьях и какая -  то записка (читаем).

Нам осень прислала игры. Давайте поиграем  со словом: «Осенний»

    Небо осенью какое?              Сапоги какие?

    Ветер какой?                            Утро какое?

    День какой?                             Лес какой?

А какая погода бывает осенью, если:  Идёт дождь?               Сыро?

                                                                        Дует ветер?                  Ясно?

                                                                        Пасмурно?                    Хмуро?

          Д/и: «Подбор слов – действий».

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, поют, перелетают.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучки разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.

Дети. Листопад.

(Раздаю листья детям в руки).

-Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, жёлтым, багряным, коричневым и т.д.)

- Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они.

(Красивые,  большие,  маленькие,  легкие,  разные,  прозрачные, красочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, сказочные, волшебные и  т. д)

Воспитатель. Сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.

      Мы листики осенние                  Ветер снова побежал

      На ветках мы сидели.                 И листочки все поднял.

      Дунул ветер – полетели            Закружились, полетели

      Мы летели, мы летели               И на землю тихо сели.

      И на землю тихо сели

Воспитатель.

- Соберём прекрасный  букет из осенних листьев и поставим в вазу, Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Воспитатель. Нам, дети, пора возвращаться в группу. Вспомним волшебные  слова: «Я на ножке покручусь и в своей группе окажусь».

Итог занятия.

- Что понравилось на занятии?

Похвала  каждого ребёнка.

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)

Цель мастер-класса. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосред...

Материал для воспитателя "Экологические сказки об осени"

Экологические сказки об осени. Каждая сказка имеет название, а так же вопросы для обсуждения....

Встречаем осень в средней группе «Карлсон». Отчёт о проведении осенних мероприятий в рамках "Осеннего калейдоскопа" Воспитатель Версткина Елена Валентиновна. МАДОУ д/сад №125 г. Калининград 2016г.

У многих осень – любимое время года. Медленно кружась в воздухе, падают и падаютс берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись  тонкиесеребристые нити лёгкой паутины. Ещё...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Макет осеннего дерева»

Цель:- Создание из цветной бумаги макета осеннего дерева....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы. Тему: "Осень"

Задание от учителя-логопеда воспитателям подготовительной логопедической группы....