Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи по теме:
    Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

    Использование различных методов и средств в работе по развитию речи дошкольников. Более четкое представление о методах, приемах и средствах речевого развития дошкольников.Элемент мастерской творческого письма для закрепления теории по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    r.razv_._doshk.doc31 КБ
    litreratura.doc26.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

    К методам развития речи у дошкольников относятся: 1) наглядные ( непосредственные: наблюдение и осмотр чего-либо (рассматривание), экскурсия; опосредованные : изобразительные средства, фотографии, кинофильмы, анимационные фильмы. ) 2) словесные ( художественное слово, чтение, заучивание, пересказ, беседа, требующая опоры на наглядность.) 3) практические ( усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки - их целью является воспитание культуры поведения детей, обогащение словарного запаса языка.) 4) метод моделирования. Авторами данного метода являются Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Ветлугина Н.А. В основе метода- принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом,  его изображением, каким-либо условным знаком. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать затруднения, переживая положительные эмоции - удивление, радость успеха. Для данного метода необходимо учитывать  у дошкольников уровень умения анализировать, сравнивать, обобщать.

    Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

    К средствам развития речи относят: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; -обучение родной речи на занятиях; -художественная литература; -различные виды искусства; -театрализованная деятельность; -пальчиковая гимнастика; -артикуляционная разминка.

    Основные приемы развития речи дошкольников, считает часть исследователей, являются прямые ( объяснение, речевой образец, указание) и косвенные ( напоминание, реплика, подсказка).

    Но некоторые исследователи выделяют следующий ряд приемов развития речи у дошкольников: 1) наглядные: показ иллюстраций, показ положения органов при артикуляции; 2) словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы (репродуктивные, проблемные); 3) игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр.

    Таким образом, с помощью методов, средств и приемов развития речи дошкольников можно достичь основной цели: общее развитие ребенка и подготовка его к образовательному процессу в школе.

    Элементы  «Мастерской творческого письма» по теме: «Речевое развитие дошкольников».

    Коллегам предлагается выполнить ряд заданий, которые в итоге мероприятия дадут конечный продукт их деятельности. Задания предназначены для групп.

    Время каждого задания ограничено: 7-10 минут.

    Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что означает речевое развитие ребенка?», записав ответы одним словом в столбик. Вариантов может быть несколько. Озвучиваем ответы.

    Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какую цель преследует развитие речи?» одним предложением, используя ответ первого задания. Озвучиваем ответ.

    Задание 3. Создайте схему, рисунок, алгоритм: « С помощью чего достигается данная цель( из задания 2)». Озвучиваем ответ.  

    Задание 4. Создать элемент дидактического материала для использования его на занятиях по развитию речи. Совместная работа в группах. Используем раздаточный материал : листы бумаги, маркеры, кубики, цветная бумага, клей, ватман, мячики, кегли, детские журналы, ножницы, ленты, упаковочный материал.

    Итоговый продукт – творческий материал для практического применения!

                                                           Воспитатель ГБДОУ№ 67 Невского района г.

                                                           Санкт-Петербурга Друзяк С.В.

                                                         

                                                    2013г.


    Предварительный просмотр:

          Список используемой литературы к материалу «Речевое развитие дошкольников».

    1.Большая энциклопедия для дошкольников/ ред.Н. Жильцова.-М.: ОЛМА-Пресс,2004.

    2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.

    3.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и реч. СПб.:КАРО, 2003.

    4.Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.

    5. Волина В. Праздник числа. М., 1994.

    6. Дедюхина Г.В. Учимся говорить. М., 1997.

    7.Дьяченко В.Ю. Развитие речи: тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.

    8. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.

    9. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.

    10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Спб.: «Литера» 2006.

    11.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс,2010.

    12. Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

    13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М., Спб., 2006.

    14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: 3-4 года. Спб., 2007.

    15. Османова Г.А., Позднякова Л.А. -\\-: 5-6 лет. Спб., 2007.

    16.Пятибатова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей (4-6 лет).-М.:Сфера, 2010.

    17.Ранц С.Н. Детское пространство в педагогике М.Монтессори// Воспитатель в ДОУ, 2009. № 5.

    18.Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- Спб.,2009.

    19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 2003.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Методы и приемы развития речи дошкольников

    О методах и приемах развития речи дошкольников...

    Организация воспитательно-образовательного процесса направленного на познавательно-речевое развитие дошкольников

    Дошкольный возраст имеет определяющее значение для последующего психического развития. Особенностью этого периода, отлич...

    Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

    Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

    Выступление из опыта работы на тему: "Методы и приемы, способствующие активизации, закреплению и обогащению словаря дошкольников"

    В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Данный опыт работы поможет педагогам испол...

    "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка."

    Игры и упражнения для тренировки пальчиков у детей 5 месяцев до 3-х лет, способствующие речевому развитию ребёнка...

    Методы и приемы формирования грамматических навыков на НОД по развитию речи.

     Методы и приемы формирования грамматических навыков в НОД по развитию речи....

    Рабочая программа "Речевое развитие"

    Программа составлена с учетом ФГТ, с указанием источника....

    Комментарии

    Всё четко и понятно разложено по полочкам, показана самая суть. Спасибо.