Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи по теме:
    Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

    Использование различных методов и средств в работе по развитию речи дошкольников. Более четкое представление о методах, приемах и средствах речевого развития дошкольников.Элемент мастерской творческого письма для закрепления теории по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    r.razv_._doshk.doc31 КБ
    litreratura.doc26.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

    К методам развития речи у дошкольников относятся: 1) наглядные ( непосредственные: наблюдение и осмотр чего-либо (рассматривание), экскурсия; опосредованные : изобразительные средства, фотографии, кинофильмы, анимационные фильмы. ) 2) словесные ( художественное слово, чтение, заучивание, пересказ, беседа, требующая опоры на наглядность.) 3) практические ( усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки - их целью является воспитание культуры поведения детей, обогащение словарного запаса языка.) 4) метод моделирования. Авторами данного метода являются Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Ветлугина Н.А. В основе метода- принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом,  его изображением, каким-либо условным знаком. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать затруднения, переживая положительные эмоции - удивление, радость успеха. Для данного метода необходимо учитывать  у дошкольников уровень умения анализировать, сравнивать, обобщать.

    Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

    К средствам развития речи относят: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; -обучение родной речи на занятиях; -художественная литература; -различные виды искусства; -театрализованная деятельность; -пальчиковая гимнастика; -артикуляционная разминка.

    Основные приемы развития речи дошкольников, считает часть исследователей, являются прямые ( объяснение, речевой образец, указание) и косвенные ( напоминание, реплика, подсказка).

    Но некоторые исследователи выделяют следующий ряд приемов развития речи у дошкольников: 1) наглядные: показ иллюстраций, показ положения органов при артикуляции; 2) словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы (репродуктивные, проблемные); 3) игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр.

    Таким образом, с помощью методов, средств и приемов развития речи дошкольников можно достичь основной цели: общее развитие ребенка и подготовка его к образовательному процессу в школе.

    Элементы  «Мастерской творческого письма» по теме: «Речевое развитие дошкольников».

    Коллегам предлагается выполнить ряд заданий, которые в итоге мероприятия дадут конечный продукт их деятельности. Задания предназначены для групп.

    Время каждого задания ограничено: 7-10 минут.

    Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что означает речевое развитие ребенка?», записав ответы одним словом в столбик. Вариантов может быть несколько. Озвучиваем ответы.

    Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какую цель преследует развитие речи?» одним предложением, используя ответ первого задания. Озвучиваем ответ.

    Задание 3. Создайте схему, рисунок, алгоритм: « С помощью чего достигается данная цель( из задания 2)». Озвучиваем ответ.  

    Задание 4. Создать элемент дидактического материала для использования его на занятиях по развитию речи. Совместная работа в группах. Используем раздаточный материал : листы бумаги, маркеры, кубики, цветная бумага, клей, ватман, мячики, кегли, детские журналы, ножницы, ленты, упаковочный материал.

    Итоговый продукт – творческий материал для практического применения!

                                                           Воспитатель ГБДОУ№ 67 Невского района г.

                                                           Санкт-Петербурга Друзяк С.В.

                                                         

                                                    2013г.


    Предварительный просмотр:

          Список используемой литературы к материалу «Речевое развитие дошкольников».

    1.Большая энциклопедия для дошкольников/ ред.Н. Жильцова.-М.: ОЛМА-Пресс,2004.

    2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.

    3.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и реч. СПб.:КАРО, 2003.

    4.Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.

    5. Волина В. Праздник числа. М., 1994.

    6. Дедюхина Г.В. Учимся говорить. М., 1997.

    7.Дьяченко В.Ю. Развитие речи: тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.

    8. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.

    9. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.

    10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Спб.: «Литера» 2006.

    11.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс,2010.

    12. Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

    13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М., Спб., 2006.

    14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: 3-4 года. Спб., 2007.

    15. Османова Г.А., Позднякова Л.А. -\\-: 5-6 лет. Спб., 2007.

    16.Пятибатова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей (4-6 лет).-М.:Сфера, 2010.

    17.Ранц С.Н. Детское пространство в педагогике М.Монтессори// Воспитатель в ДОУ, 2009. № 5.

    18.Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- Спб.,2009.

    19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 2003.


    Комментарии

    Всё четко и понятно разложено по полочкам, показана самая суть. Спасибо.