Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.
материал по развитию речи

Божева Татьяна Михайловна

В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педагогических достижений", г. Озерск , 04.2013г.  /ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ "Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе", провели учитель-логопед Божева Т.М., учитель-дефектолог Горбушина С.Б. МБДОУ «Д/с компенсирующего вида № 43»/  Более полные варианты данных дидактических игр можно найти в рубрике "Мои альбомы" на странице автора nsportal.ru

 

 

.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панорама педагогических достижений , г. Озерск , 04.2013г.

                         ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ                   16.04.13г.

 Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе    

учитель-логопед высшей категории Божева Т.М.

учитель-дефектолог высшей категории Горбушина С.Б.

МБДОУ «Д/с компенсирующего вида № 43»

Часть III.  Презентация наглядных пособий по развитию речи   Божева Т.М.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Моя часть выступления посвящена презентации наглядных пособий по развитию речи детей. Она включает четыре раздела, с которыми мы поэтапно познакомимся.

I.  Пособия по обучению грамоте. Данный материал (статья) была опубликована в журнале Дошкольная педагогика  № 5, 2012г.

Необходимость создания собственных пособий для обучения наших воспитанников элементарной грамоте возникла в связи с тем, что далеко не все готовые пособия можно использовать в работе с детьми  с интеллектуальной недостаточностью, поскольку они не соответствуют содержанию специальной программы.

Предлагаю вашему вниманию несколько страниц из авторской рабочей тетради по обучению грамоте дошкольников 4 года обучения, которые были выполнены с помощью программы Microsoft Office Power Point. Многие идеи при составлении данного пособия были заимствованы у других авторов. Но, как было отмечено ранее, использовать подобный материал целиком мы не можем, он нуждается в существенной переработке с учетом требований коррекционной программы и особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тетрадь составлена в соответствии с перспективным планом работы и предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий с детьми. Она поможет ребенку закрепить зрительные образы изучаемых букв, развить фонематический слух и восприятие, навыки элементарного звукобуквенного анализа, подготовить руку дошкольника к письму.

При работе над звуком и буквой незаменимым оказалось демонстрационное пособие «На что похожа буква?»,  в создании которого также присутствует доля авторства. Многие образы, сходные с начертанием букв, были подсказаны самими детьми.

С использованием современных ИКТ существенно облегчился процесс поиска наглядного материала для создания необходимых педагогу пособий. Немаловажное значение имеет и тот фактор, что с найденными в интернете или сканированными изображениями можно совершать различные манипуляции: изменять их размер, яркость, контрастность, направление, угол наклона и пр., что, безусловно, оказывает положительное влияние на их функциональность и эстетический вид. Всем вам знакомые пособия по дифференциации понятий звук и буква, гласные-согласные звуки также были выполнены мной  с помощью интернет-ресурсов.

В процессе слияния букв в слоги, помимо использования традиционных  слоговых таблиц и букв разрезной азбуки, помогают поддерживать интерес детей яркие и красочные пособия «Слоговые дорожки».

Всем знакомые пособия по закреплению  навыков слогового анализа «Слоговой домик», «Слоговой поезд» успешно используются на индивидуальных и групповых занятиях. Разнообразные варианты данного пособия позволяют обеспечить нужное количество повторений изучаемого материала при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.  

Не менее известные дидактические игры «Собери ромашку» и «Звуковые домики» также были выполнены с использованием компьютерных технологий.   Очень нравится детям неоднократно использовать пособия «Вставь пропущенную букву», «Назови первый звук в слове», печатая пропущенные буквы или рисуя дорожки маркером для доски на заламинированных страницах.

В дидактической игре «По дорожке» с помощью кубика и фишек дети продвигаются на заданное количество шагов, называют картинку и определяют первый согласный звук в слове.

Дидактическая игра «Поле чудес»  также используется для развития фонематического слуха и восприятия, закрепления образов букв. (На столе по кругу лежат изученные детьми буквы. В центр круга педагог ставит юлу. Дети по очереди вращают ее и смотрят, на какую букву укажет стрелка. Правильно назвав букву, ребенок подбирает слово с данным звуком вначале).

Пособие «Карусель» представляет собой два диска, соединенных кнопкой. На внешнем диске расположены предметные картинки, а на внутреннем – ряд изучаемых букв. Вращая, а затем остановив внутренний диск, ребенок должен определить, есть ли в слове звук, обозначаемый данной буквой.

Классические диагностические таблицы на развитие внимания («Найди и вычеркни») можно также использовать и на закрепление зрительного образа букв. Изготовить их довольно просто, заполнив таблицу из квадратных ячеек изучаемыми буквами. На слайде представлено два варианта данного задания, когда ребенок вычеркивает буквы либо закрывает их фишками определенного цвета.

Пособие по дифференциации понятий гласный-согласный, которые сами дети назвали как «Страшные буквы», т.к. в нем использованы не привычные для них красные гласные и синие согласные, а «страшные» черные буквы. (Изученные детьми буквы черного цвета располагаются в ряд. Ребенок называет букву и помещает под ней фишку красного или синего цвета, в соответствии с тем, гласный или согласный звук она обозначает. В завершении  ребенок имеет возможность самостоятельно проверить себя).

На следующих слайдах вы видите варианты иллюстративно-графических схем, используемых для составления предложений по опорным картинкам.

Дети с удовольствием играют в дидактические игры по обучению грамоте не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Таким образом, использование разнообразного наглядного материала позволяет поддерживать интерес детей, что способствует лучшему усвоению программного материала и более качественной подготовке детей к обучению в школе.

II. Следующий раздел посвящен пособиям по развитию психических процессов, посредством которых могут решаться речевые задачи. Данная статья т.ж. была отправлена в журнал «Дошкольная педагогика», одобрена редакцией; надеюсь, в ближайшее время будет напечатана.

Любой учитель-логопед, осуществляя коррекцию речевого недоразвития детей, обязательно включает в занятия задания на развитие психических процессов, т.к. формирование психологической базы речи является одной из предпосылок речевого развития. Учитывая дефицит времени, отводимого на индивидуальное коррекционное занятие с ребенком, возникла необходимость использования данных игр на развитие психических процессов для решения задач по развитию речи.

Так, например, плоскостная пирамидка, которая уже была продемонстрирована ранее, может использоваться для закрепления речевых умений и навыков:

Первый вариант: выполнив группировку деталей по заданному признаку («Собери пирамидку из яблок, из груш…»), ребенок называет количество предметов на «кольце» пирамидки, согласуя существительное с числительным («Одна груша, две груши, …пять груш»), или существительное с прилагательным и числительным  («Одно красное яблоко, два красных яблока,…пять красных яблок» и т.д.)

Второй вариант:  ребенку предлагаются детали 2 пирамидок с изображенными на них предметными картинками на дифференцируемые звуки (с - ш). Выполнив группировку деталей («Найди слова со звуком с, слова со звуком ш»), ребенок собирает пирамидки и называет предметы, изображенные на них, определяя позицию звука в слове с помощью условно-графической схемы.

Третий вариант: На каждом «кольце» пирамидки с помощью липучки прикреплена предметная картинка на изучаемую тему (например, «Цветы»). Собрав пирамидку, ребенок по заданию педагога называет предмет на картинке и его цвет («красный мак, желтая роза, зеленый кактус, синий василек» и пр.) Таким образом, развивая зрительное восприятие, мы закрепляем словарь по теме «Цветы», а т.ж. упражняем детей в согласовании существительного с прилагательным.

Знакомое всем пособие «Исключи четвертый лишний», варианты которого мы сегодня вместе с вами обсуждали, помимо развития мышления также можно использовать на решение речевых задач:

* закрепление изучаемых предлогов  

* подбор слов-антонимов: прилагательных, наречий

* образование относительных прилагательных

* согласование существительных с прилагательными (понимание родовой принадлежности прилагательных)

Игра «Цвет и форма» на группировку предметов по двум признакам развивает зрительное восприятие, мыслительные операции. Немного видоизменив игру (размещая в таблице не геометрические фигуры, а предметные картинки), можно закрепить с ребенком навыки согласования существительных с прилагательными (голубой мяч, голубая машина, голубое ведерко; синяя шапка, синий носок, синее  платье и пр.)

По тому же принципу  построена игра «Какой? Какая?...», но является более сложным вариантом. Здесь с помощью символов «мальчик – он, девочка – она, ?обозначеет ср.р. – не он и не она» ребенок раскладывает предметы по цвету, согласуя сущ. с прит. местоимен. мой, моя… или прилагательным синий, синяя…

Очень нравится детям игра «Цветной мир» на развитие памяти, мышления, зрительного восприятия,  на материале которой можно также закрепить навыки согласования прилагательного с существительным. Детям предлагаются поля разного цвета и обесцвеченные (черно-белые) или контурные изображения предметов, для которых характерен определенный цвет. Дается задание разложить картинки на поля соответствующего цвета и назвать получившиеся словосочетания, правильно употребляя окончания прилагательных.

Я использую варианты этих игр т.ж. на автоматизацию йотированных гласных (синяя юбка, красная ягода…)

Таким же образом, дидактическую игру «Что изменилось?» на развитие внимания, памяти и восприятия, можно использовать для закрепления умения правильно употреблять формы родительного падежа существительных. В данном случае не просто на столе выкладывается ряд игрушек или предметных картинок, а уже изготовлены соответствующие карточки по темам, в которых варьируются окончания существительных (Нет…мяча, машины; груши, яблока; волка, белки)

*Задание на развитие внимания «Найди и зачеркни» (например, все фрукты, овощи) можно использовать на

* закрепление знаний об окружающем мире, уточнение, расширение и активизацию словаря,

* развитие связной речи (Весной…)

* согласование существительных с прилагательными (зачеркнули или закрыли фишками все красные предметы и назвали их: красный бант,…ягода, …яблоко)

* закрепление относительных прилагательных + согласование (стеклянный стакан, …ваза);

* закрепление пространственного расположения предметов и усвоения предлогов (кот на стуле, яблоко на столе…);

* на дифференциацию звуков (зачеркни все предметы со звуком…)

III. Следующий раздел: Пособия по автоматизации звуков.

Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с системным недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной системы.  Это рутинная, довольно кропотливая работа, требующая от педагога творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания и поддержания интереса детей. Это м.б. как традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные самостоятельно, так и некоторые авторские материалы с использованием мнемотехники. Периодически такие материалы появляются в педагогических изданиях: Журнале «Логопед», «Ребенок в Д/с», пособиях Смирновой Л.Н. «Мы учим звуки», приложении к журналу «Логопед» - «Конфетка» (авторы Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки.; Пшонко В.В. Доскажи словечко.;  Сахарова.И.И. Чистоговорки в картинках.) Но мне такого рода  наглядного материала всегда не хватает. Я решила его пополнить и начала с изготовления наглядного пособия по автоматизации звука С (пособие представлено на выставке; статья т.ж. недавно была отправлена в журнал «Дошкольная педагогика».)

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с – насос свистит; течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой целью используются символы звуков, звуковые дорожки. С помощью этой стр. можно закреплять ориентировку в пространстве (на листе бумаги): «По красной дорожке дойдем до буквы в левом нижнем углу».

Для автоматизации звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, ко…са, колба…са; ве…сы, бу…сы 

Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки, знакомые вам  «Лото»,  «Домино»;  нравится детям пособие «По    дорожке пройди, все слова  назови» (здесь не просто ребенок называет  слова по картинкам,  а увлеченно двигается по заданно дорожке, что безусловно поддерживает его интерес);  игры: «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) -  с  опорой на предметные картинки ; «Звуковая гармошка» 

На этапе автоматизации звука в слове у детей т.ж. развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений

  • изменения числа имен существительных в именительном  и родительном падежах (оса – осы, коса – косы,  нос – носы, автобус – автобусы… ),
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол-столик, лес – лесок, колос – колосок…) - для этой цели т.ж. б. изготовлен спец. наглядн. материал
  • образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный, из свеклы – свекольный, сок из ананасов – ананасовый…);
  • согласование существительных с  прилагательными и числительными (один синий автобус, два…; один красный совок, два… и т.д.)

Логопедическая работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры  «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом»; На экране вы видите варианты пособия «Составь предложение» , где детям предлагается составить предложение про собаку или про девочку Соню по двум опорным картинкам, например: Соня ест суп. Соня моет посуду. Соня едет на санках. Соня гуляет с собакой.)

Работу по автоматизации звука в различных формах заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок, небольших рифмовок, потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к заучиванию небольших     рассказов с помощью опорных картинок.  Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на данном этапе давно зарекомендовало себя в  логопедической практике. Хочу поделиться своими наработками в данном         направлении. Основой мнемосхем послужили широко известные чистоговорки, стихи, рассказы, насыщенные автоматизируемым звуком . Каждое слово в тексте представлено картинкой или символом слова (полоской), включая схематичные изображения предлогов.  Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. На этапе обучения элементарной грамоте (в процессе овладения детьми элементарным анализом и синтезом предложения) данный вид работы вызывает у детей особый интерес, поскольку у  них уже формируется представление о словесном составе предложения.  

IV. Следующий раздел: Пособия по развитию грамматического строя речи. Данная тема была для меня очень актуальна на протяжении нескольких лет, т.к. соответствует теме моей прошлой квалификационной работы, в процессе которой было изготовлено много наглядного материала;  с использованием возможностей ИКТ он был обновлен и пополнен.

Это всем вам знакомые пособия «Сосчитай и назови» (на согласование существительных с прилагательными и числительными) - представлено          несколько вариантов

Пособия «Один – много» (на преобразование сущ. ед.ч. во мн.ч), «Назови ласково» (на образование уменьшительно-ласкательной формы существительных), где т.ж. дети имеют возможность провести маркером дорожку и назвать нужные словоформы

Следующее наглядное пособие на образование относительных прилагательных. Данный вариант был найден моими коллегами в интернете; самостоятельно я изготовила  аналогичную наглядность на образование овощных соков, + уже готовые варианты таких красочных картинок вы можете найти в Яндексе; аналогично были изготовлены предметные картинки «Какой суп?», «Какое варенье (мороженое)?»

Пользуется спросом пособие на образование относительных прилагательных по материалу – вариант представляю вашему вниманию

Для отработки падежных конструкций сущ. ед.ч. т.ж. был подобран красочный наглядный материал, с варьированием окончаний существительных (Вижу куклу, мишку, волка, слона; дадим зайцу, белке; едим ложкой, режем ножом…)

Пополнен материал  для подбора слов-антонимов, усвоения многозначных слов (к фабричным пособиям Коноваленко)

По работе над предлогами были изготовлены различные варианты наглядных пособий, которые используются моими коллегами как в индивидуальной, так и подгрупповой работе; данные карточки, форматом А5 удобно вкладывать в домашние тетради детей.

Помимо того, был обновлен и пополнен наглядный материал практически по всем изучаемым темам (яркие красочные картинки были позаимствованы на сайтах Яндекс и Ленаголд)

Т.ж. успешно используется в работе пособие на дифференциацию понятий (мучные, мясные, молочные продукты питания; чайная, столовая, кухонная посуда)

При работе над связной речью мы так же столкнулись с проблемой нехватки наглядных средств. С этой целью нами было немного видоизменены предметные картинки «Катя и Маша» из пособия В.В. Гербовой; самостоятельно были изготовлены иллюстрации к рассказу Е. Чарушина «Курочка», некоторые старые картины были сфотографированы, отформатированы (яркость, контрастность) и успешно используются в работе. Для пересказа программных произведений дети нуждались в опорных картинках. Не буду останавливаться на использовании приемов наглядного моделирования, вам они всем знакомы; просто продемонстрирую некоторые варианты из них в своем исполнении. Хочу сказать, что при использовании данных пособий     заметно повышается интерес и речевая активность детей.  С опорой на картинки дети чувствуют себя увереннее при составлении рассказа и охотно демонстрируют свои умения не только педагогам, но и родителям, сверстникам.

При работе по составлению рассказов по ск (всем вам знакомое пособие Нищевой «Детский сад») одним из вариантов работы, особо понравившейся детям, было задание на нахождение отличий м/д картинками.

Пособие «Магазин игрушек» используется для отгадывания и составления описательных загадок об игрушках (дети учатся находить существенные признаки предмета, узнавать предмет по описанию, составлять небольшие описательные рассказы). Купить игрушку  можно при одном условии: не называть ее, а описать (хорошо рассказать о ней), чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. С этой целью можно использовать настоящие игрушки или предметные картинки.  – два варианта игры вы видите на экране.

Чтоб ребенок не сразу смог отгадать загадку, целесообразно использовать несколько похожих предметов, отличающихся несущественными признаками. В данном случае я использую игру «Собираем, различаем», в которой авторы предлагают наборы предметных картинок, которые отличаются друг от друга всего1-2 признаками. Поэтому, отгадывая такого рода загадку, надо быть очень внимательным; а описывая один из этих предметов, научиться рассказывать сначала о признаках сходства (чтобы твою загадку не сразу отгадали), а в конце уже называть отличительный признак предмета.

А теперь предлагаю поучаствовать в совместном создании аналогичного пособия. (Участникам предложены поля с 6 предметными картинками и набором дополнительных картинок-атрибутов, с помощью которых д.б. созданы отличительные признаки данных предметов. Условие – картинки не должны существенно отличаться друг от друга (1-2 признака), для чего не обязательно использовать весь набор дополнительных атрибутов). Предлагаю приступать.

В это время предлагаю не задействованным участникам мероприятия продумать другие варианты игры «Подбираем, различаем»:

- раздать детям по 1(2) карточке из каждой группы, затем поочередно показывать по одной картинке; каждый из детей должен будет собрать все картинки из своей группы; а затем рассказать, чем каждая из них отличается от остальных;

- разобрать карточки по группам так, чтобы все предметы были разными; взять любую из картинок и составить с данным словом предложение; следующие участники должны брать картинки из других (разных) групп;

- разложить перед ребенком несколько карточек, предложить запомнить их, а затем отвернуться; поменять несколько карточек местами, добавить 1-2 новые; предложить ребенку рассказать, что изменилось;

- предложить ребенку взять наугад несколько карточек (например: девочка, домик, сумочка, машинка) и придумать сказку или рассказ, в котором присутствуют все эти предметы.

Вот примерно такой вариант наглядного пособия у нас должен получиться.

Спасибо за внимание. Хочу пригласить вас на сайт «Социальная сеть работников образования». По ссылке «сайты пользователей» вы попадете на мой мини-сайт, на котором сможете увидеть и скачать некоторые из наглядных пособий (в полном варианте), с которыми вы познакомились на нашей презентации.

А теперь перейдем к итоговой рефлексии. Мы хотим услышать отзывы о проведенном мероприятии. Для этого предлагаю использовать прием «Закончи фразу»:  Мне запомнилось… Я буду использовать… Возьму на заметку… Приемы, используемые педагогом… и пр.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи. Мастер - класс.

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ....

Учебное пособие по развитию речи Нищевой Н.В. Наглядно-демонстративный материал

Наглядно-демонстративный материал Нищевой Н,В. Тема "Мамы всякие нужны"...

Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....

Наглядно-дидактические пособия для развития речи и мышления.

Занятия с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Они играют стратегически важную роль в развитии высших п...

Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»

В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...

Наглядное пособие по развитию речи Дидактическая игра «Назови одним словом».

Дидактическая игра «Назови одним словом». Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Задачи: • Развивать у детей внимание, мышление, сообразительность, речь;• Формировать...