Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Якушова Ирина Алексеевна

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_doshk_v_svete_fgt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение        

Центр развития ребёнка Детский сад «Алёнушка»  

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА:

 

                                                                                             

        

                                              Учитель-логопед:

                                              Якушова Ирина Алексеевна

 

:  

                                                                                                        .

Селенгинск

2013г.

Тема «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей в соответствии с ФГТ.

Задачи:

  1. Активизировать деятельность  педагогов при реализации  программных задач по программе «От рождения до школы».
  2. Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.
  3. Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
  4. Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
  5. Закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников.
  6. Помочь реализоваться на педагогическом поприще.

Подготовка к семинару-практикуму

 

  1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
  2. Формирование творческих групп интеллектуального,эстетического и физкультурно–оздоровительного центров.
  3. Изготовление каждой группой пособия,которое можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста(плокостные и объёмные модели,дидактические игры,игрушки).Составление рекламного клипа для данного пособия. Заучивание фольклорных произведений. Распределение ролей.

План

  1. Теоретическая часть для педагогов .

            Развитие речи дошкольников. Игры и упражнения для детей с целью                                       речевого развития.

  1. Деловая игра по развитию речи.

1 часть-Краткий практикум

2 часть- Рекламные ролики.

Юмористическая пауза.

3 часть- «Аукцион знаний»

        3. Заключительная часть.                                                                  

 

Ход

1. Теоретическая часть.  

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Исходя из анализа диагностика за 2010-2011 учебный год проблема развития речи является одной из актуальных в нашем ДОУ.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей  дошкольного возраста  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная,  полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

Образовательная область «Коммуникация».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Согласно  Федеральным государственным требованиям к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной         речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» в том, что решение основных психолого-педагогических задач осуществляется во всех других образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других образовательных областей в процессе развития ребенка невозможна без полноценной коммуникации.

Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания, обозначенного в Федеральных государственных требованиях, наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.

Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, значительно повышается роль создания речевой развивающей среды.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Таблица . Примерные виды интеграции образовательной области

 «Чтение художественной литературы»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Музыка»

Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Художественное творчество»

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений

Игры и упражнения с целью речевого развития(приложение).

2. Деловая игра по развитию речи(приложение)

Юмористическая пауза.  Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Заключительная часть

 Всем участникам предложено ответить на вопрос: «Как повысить уровень речевого развития детей»

       Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий постоянно.

       Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

 Пополнять группы дидактическими играми по развитию речи.

 Оформлять стенды для родителей «Развитие речи дошкольника:

       Проводить индивидуальную работу по развитию речи детей.

 Литература

  1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
  2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
  3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.
  4. Ребенок в детском саду №5 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум: " Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности в ДО"

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что...

Семинар – практикум Тема: «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск»     Семинар &ndash...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие культуры речи дошкольников с помощью подвижных игр"

Подвижная игра способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке,обеспечивает необходимую  физиче...

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....

Семинар -практикум " Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности ДО"

Развитие науки и техники,всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения. Речь - яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ...

Семинар-практикум "Использование ИКТ в развитии речи дошкольников"

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребёнка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей завис...