Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений
статья по развитию речи по теме

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей  отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в  формировании грамматического строя.  Индивидуальная работа- это наиболее эффективное средство для устранения недостатков как показывает практика.

В нашей группе диагностика речевого развития показала, что несколько детей имеют различные нарушения, которые требуют проведения индивидуальной коррекционной работы. В частности у 2-х детей отмечались проблемы в правильном произношении звуков: с-з,  с-ц; л-р; у троих- трудности в развитии связной речи ; двое имели затруднения при формировании грамматического строя и у одного ребенка наблюдалась недостаточность словарного запаса. Особое внимание мы решили уделить именно этим детям.

В связи с результатами диагностики мы поставили перед собой цель: устранение нарушений в речевом развитии старших дошкольников через систему индивидуальных развивающих игр, упражнений.

Выше обозначенная цель конкретизирована в задачах, которые были поставлены конкретно выявленным проблемам:

  1. Развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм
  2. Уточнять, закреплять, активизировать и обогащать словарный запас.
  3. Упражнять в построении различных типов предложений, согласованию слов в них, упражнять в словообразовании
  4. Развивать творческую инициативу, культуру общения детей.
  5. Формировать систему представлений об окружающем мире

Согласно вышеперечисленным задачам  мы разделили детей на подгруппы  и наметили план коррекционной работы в малых подгруппах (2-3 ребенка) а также индивидуальной работы.

План коррекционной работы включал в себя:

  1. Игры и упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи, которые включали в себя следующие задачи:
  • совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде числе и падеже; знакомить с согласованием имен существительных с числительными; расширять и уточнять знания детей об окружающих предметах и их назначении ("1, 2, 3, 4, 5", "Что из чего сделано?", "Чей, чья, чье?" и др.);
  • упражнять в образовании имен существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; формировать представления о роли предметов в жизни человека ("Один - много", "Скажи ласково", "Маленький, побольше, самый большой", "Хвастунишки" и др.);
  • развивать умение различать смысловые оттенки глаголов, употреблять в речи наречия, простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; формировать привычку безопасного поведения ("Как ты поступишь?", "Доскажи словечко", "Хорошо - плохо" и др.).
  1. Работу по воспитанию звуковой культуры речи, включающую:
  • развитие умения составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формирование умения самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу", "Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не случилось беды" и др.);
  • упражнения в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развитие способности давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок ("Вася и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и др.);
  • совершенствование умения пересказывать сказки, литературные произведения; развитие интонационной выразительности речи ("Кот, дрозд и петух", "Айога", "Пожар" Б. Житкова и др.).
  1. Упражнения  по формированию словаря, в которые входила:
  • работа по обогащению, уточнению и активизации словаря через уточнение знаний об окружающем ("Что кому нужно?", "Кто больше слов скажет?", "Назови одним словом", "Назови опасный предмет", "Слово заблудилось" и др.);
  • упражнения в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; обучение детей самостоятельно находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);
  • обогащение речи детей синонимами и антонимами; побуждение к размышлению о последствиях необдуманного поведения ("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);
  • упражнения в разгадывании загадок описательного характера; уточнение и расширение представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.).
  1. Игры и задания по обучению связной речи. Задачи:
  • развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формировать умение самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу", "Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не случилось беды" и др.);
  • упражнять в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок ("Вася и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и др.);
  • совершенствовать умение пересказывать сказки, литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи ("Кот, дрозд и петух", "Айога", "Пожар" Б. Житкова и др.).

Работу проводили в утренние и вечерние часы вне занятий, а также в процессе непосредственной образовательной деятельности, уделяя таким детям внимание, давая им карточки-задания, задавая отдельные вопросы.

В предметно-развивающей среде группы также размещали стимулирующие картинки, логопедическое лото, домино, картинки к артикуляционным упражнениям, сюжетные картинки для более глубокого усвоения материала.  

В своей работе ориентировались также на индивидуальные особенности детей: темперамент, коммуникабельность, например подвижный ребенок лучше усваивает материал в двигательных упражнениях, играх.

Вся проводимая работа по развитию речи посредством индивидуальных развивающих занятий  дала положительные результаты: у детей к периоду окончания коррекционной работы был отмечен достаточно высокий уровень речевого развития по всем разделам. Таким образом, было доказано, что индивидуальные занятия с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальныхсредств общения.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее ...

Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений

  Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, наход...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Статья "Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования"

В данной статье раскрывается актуальность работы с детьми старшего дошкольного возраста по коллекционированию для их  познавательно-речевого развития...

Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»

Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...