Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию Тема: "Идем на выставку картин "Зимушка Зима"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Гринько Галина Григорьевна

Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,

распространению предложений определениями,

обогащение словарного запаса по теме: «Зима»

развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету,

воспитание интереса, любви к родному языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение                                                    детский сад комбинированного вида №20                                                                                                                                     города Лабинска муниципального образования Лабинский район

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе

Тема:

 «Идём на выставку картин

 «Зимушка-зима»

Воспитатель: Гринько Г.Г., воспитатель МБДОУ д/с № 20 «Ромашка» г. Лабинск

г. Лабинск  2014 год

                                                                                                                           

Цели:

- Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,

   распространению предложений определениями                                                                    - обогащение словарного запаса по теме: «Зима»

 - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету                               - воспитание интереса, любви к родному языку.

Оборудование

- картины с изображением зимнего пейзажа, оформленные в выставку;

- сюжетная картина «Зима. Прогулка в лесу»;

- сюжетные картинки для составления предложений;

- снежинки на нитках;

- магнитная доска;

1.Организационный момент

- Ребята, что необычное вы заметили в группе?
(Картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку)
- Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.                                                                                                                (Рассматривание выставки)

  И вот зима, белым – бело,
 Вокруг сугробы намело,
 Как будто белым мехом,
 Земля одета снегом.
 И иней на березках,
 Как праздничные блестки…

- Какое время года запечатлено на картинах? (Зима)
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки? (Снег, иней, сугробы, метель, лед, сосульки)

- Ребята, давайте вспомним, какие пословицы о зиме вы знаете:

Мороз не велик, а стоять не велит!

Готовь сани литом, а –телегу –зимой.

Снег на полях –хлеб в закромах.

Снега надует-хлеба прибудет.

2. Пальчиковая игра + упражнение на звукопроизношение «Зима»

Да-да-да –                                       сжимание и разжимание руки  в кулаке
Зимою холода.                               потирание ладошек друг о друга

Да-да-да –                                       сжимание и разжимание руки в кулаке
Превратилась в лед вода.              ритмичное соединение подушечек пальцев (палец о      

                                                          палец)                                                                                            

Ты-ты-ты–                                      сжимание и разжимание руки ев в кулаке                     В инеи кусты.                                 перекрещивание ладоней с широко                                                                                                                                              

                                                         расставленными пальцами

Ли-ли-ли–                                      соединить пальцы скрестно

Метели замели,                              круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ли-ди-ли –                                      сжимание и разжимание руки в кулаке                       Метели замели,                              круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев в кулаке
Метели замели.                               круговые вращения рук, согнутых в локтях

- Какое название вы бы дали нашей выставке? («Волшебница Зима»,  «Зимушка Зима», « Заколдованный лес»)
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп?
- А что можно добавить к нашей выставке, чтобы она стала более интересной?

-Давайте добавим и Ваши рисунки, ребята .

Рисунки детей

 На нашей выставке буду работать я  экскурсоводом. Я добавлю к портрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.

- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

3. Д/и «Скажи какой, какая?» (Я читаю, вы договариваете)

- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

- Вот как много мы рассказали о зиме.

4. Беседа о снеге.

- Что выпадает зимой? (снег)                                                                                                                              - Какого он цвета? (белый)                                                                                                                                                          - Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).                                                                                                                                           - Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).                                                                             - Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).                                                                                                   - Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)

Снежинки бывают одинаковые?  (не бывают)                                                                                      

 - А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.

5. Игра «Снежный ком

- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(Дети по кругу передают «снежный ком»,  называя при этом однокоренные слова к слову снег: снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход)

 5. Задание «Закончи предложение»

 Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

– Зимой бывает холодно, а летом… (Жарко)                                                                                                             – Зимой деревья белые, а осенью… (Желтые)                                                                                                                      – Зимой бывает снег, а летом…(Солнце)
– Зимой бывает снегопад, а осенью… (Листопад)
– Зимой катаются на санках, а летом…(На велосипеде)
– Зимой лепят снеговика, а летом
…(Куличи из песка) (Купаются в речке)
– Зимой снег падает, а весной
…(Тает)
– Зимой насекомые прячутся, а весной… (Летают) (Выходят)

6. Физминутка

Ты смотри, зима настала! (Ходят)

Снега выпало немало. (Показывают внизу руками)

Ну, скорей беги за мной, (Бег)

Поиграй в снежки и … стой! (Бросают и останавливаются по сигналу)

(Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок взрослого)

7 . Стихи о зиме

К нам пришла зима ,зима

Всё в снегу-земля, дома,

Псмотрика-снегопад

Ой, снежинки к нам летят.

На деревья ,на машины

Очень белая картина

Возле дома снеговик

Нос морковкою торчит

Кто его слепил?-детишки

И девчонки и мальчишки,

А зимой у нас снежки

Санки, лыжи и коньки.

8. Рассматривание картины

- А сейчас, я предлагая вам рассмотреть картину (выставляется картина “Зимняя прогулка).                                                                                                                                                        - Скажите, как можно её назвать?    («Зимние хлопоты» «Зимние забавы»)                                                                                                            - Давайте рассмотрим эту картину.                                                                                                                                  - Скажите, что на ней изображено?

(Дети детализируют изображение картины)

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным.

(Дети составляют рассказы)

Ребята Саша , Ваня  и Даша смастерили  рядом с домом на большом дереве кормушку для зверей и птиц . Каждый день они приносили туда семечки , орешки, хлебные крошки. Ведь животным и птицам зимой трудно найти себе пищу под снегом , и дети решили позаботиться о них. Не надо забывать, что зимой голодных птичек и зверей много, а кормушек- мало.

Наступила зима , выпало много снега . Трое друзей - Саша , Ваня  и Даша жили по соседству и всегда вместе гуляли во дворе. Однажды Ваня предложил смастерить кормушку для птичек и повесить ее на дереве. Ребята насыпали в кормушку семечки и крошечки , а птички и зверюшки каждый день прибегали к этой кормушке и так привыкли , что совсем не боялись людей и даже разрешали себя погладить.

Зима , выдалась снежная и холодная . Но дети были этому очень рады, ведь можно кататься на санках , коньках и лепить снеговиков. Однажды гуляя на улице , дети заметили , что на дереве появилась кормушка .  По веткам дерева порхали воробьи а кормушка была совсем пустая. Ребята решили поделиться с птицами  кто чем может. Саша насыпал семечек из пакетика , Ваня нашел орешек в кармане  а Даша отломила кусочек своей булочки. Каждый день они приносили что-нибудь в кормушку и вскоре увидели , что к этой кормушке  стали прилетать не только воробьи , но и синички, снегири и даже прибегала белочка. Так ребята помогли животным пережить холодную Зиму.

9. Зимние загадки

На крышу избушки легли белые подушки. (Снег)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой, коль поймаешь на ладонь (снег)

Белое покрывало на земле лежало , лето пришло –оно все сошло (Снег)

Странная звездочка с неба упала,

 Мне на ладошку легла — и пропала.(Снежинка)

Прозрачен, как стекло,

 А не вставишь в окно.(Лед)

Он из снега одного,

 Из морковки нос его.

 Чуть тепло, заплачет вмиг

 И растает …(Снеговик)

Растет она вниз головою,

 Не летом растет, а зимою.

 Но солнце ее припечет,

 Заплачет она и умрет.(Сосулька)

10.Хоровод.

«Как на тоненький ледок»

10. Итог занятия.

- Сегодня в группе у нас проводится выставка картин. И я предлагаю поместить эту картину на нашу выставку. Вечером мы пригласим ребят из соседней группы и покажем нашу выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: "Чисто жить - здоровым быть"

- учить детей принимать предложенный образ и соответственно себя вести;- продолжать формировать у детей представление о личной гигиене, её влиянии на здоровье;- дать детям информацию о микробах,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: Здоровье впорядке - спасибо зарядке.

- дать детям представления о том, что упражнения по сложности выполнения бывают разными. В начале надо выполнять упражнения полегче, а затем приступать к более сложным;- формировать желание выпо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»

Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...