НОД ОО «Художественная литература» тема "Зайка серенький"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Тришина Юлия Юрьевна

Интеграция образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд»,«Социализация», «Чтении художественной литературы»,  «Художественное творчество».

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать чувство общности. Стимулировать к участию в игровой познавательной деятельности. Воспитывать умение слушать русские народные потешки и загадки.  Закрепление правил поведения(умение здороваться и прощаться).

Развивающие. Развивать умение соблюдать в ходе игры элемен­тарные правила. Развитие воображения.. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно пространственной развивающей среды.    Развивать  слуховое восприятие уточнять и закреплять артикуляцию зву­ков (а, о, у, ы, и, э), звукосочетание. . Вырабатывать интонационную выразитель­ность. Развитие эмоциональной сферы детей и двигательную активность детей, знакомить детей с животным миром(зайцем)

Обучающие. Ознакомление детей с русскими народными словотворчеством ( потешками и загадками). Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Обогащение словарного запаса детей.   На основе обогащения представлений о ближайшем окружении про­должать расширять и активизировать словарный запас детей .Обучение счету 1-2-3-4.,закрепление знаний о строении тела зайца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayka_serenkiy_-_kopiya.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

План    НОД ОО   «Художественная литература»

 Тема «Зайка серенький. »

Интеграция образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд»,«Социализация», «Чтении художественной литературы»,  «Художественное творчество».

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать чувство общности. Стимулировать к участию в игровой познавательной деятельности. Воспитывать умение слушать русские народные потешки и загадки.  Закрепление правил поведения(умение здороваться и прощаться).

Развивающие. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. Развитие воображения.. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно пространственной развивающей среды.    Развивать  слуховое восприятие уточнять и закреплять артикуляцию звуков (а, о, у, ы, и, э), звукосочетание. . Вырабатывать интонационную выразительность. Развитие эмоциональной сферы детей и двигательную активность детей, знакомить детей с животным миром(зайцем)

Обучающие. Ознакомление детей с русскими народными словотворчеством ( потешками и загадками). Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Обогащение словарного запаса детей.   На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей .Обучение счету 1-2-3-4.,закрепление знаний о строении тела зайца.

Материал : тексты с потешками и загадками, мягкая игрушка-заяц, мышки  листы бумаги – раскраска с изображением зайца  на всех детей, цветные карандаши , корзинка с морковью, иллюстрации с изображением животных, ширма.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зайца, хтение художественной литературы, прослушивание песен о зайке. 

Ход НОД

     Дети сидят на ковре, воспитатель читает потешки о зайке.

    Чтение потешки  « Заинька войди в сад»

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад!
Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!.


Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.
Примечание : Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения. 

Создание игровой мотивации и закрепления правил поведения (Умение здороваться)

Воспитатель показывает мягкую игрушку -зайца

 - Ребята, посмотрите к нам в  гости пришел Зайка. Давайте поздороваемся с ним.  Здравствуй, Зайка (Здравствуй, Привет!)

З. –Здравствуйте ,ребята. Сейчас я расскажу как я к вам добирался и кого я встретил

Воспитатель говорит от лица Зайки и показывает иллюстрации с изображением животных

Закрепление правильного  произношения гласных  звуков - у, я, е, а, ы , и  

З. - Я бежал, скакал по дорожке гладкой-гладкой.

     В гости торопился к вам  кушать пудинг сладкий.

    Две собачки у порога мне  сказали очень строго…

     Как собачки говорят? ( Гав-гав! )

     А теперь повторяйте за мной  как другие говорят

      Два котенка – Мяу-мяу –у-у  

     Два утенка –  Кря - кря - я-я-

     Два цыпленка – Пи- пи- пи- и- и

     Два теленка – Му- Му -у- у

     Две овечки – Бее-  Бее -э-э

     Два козленка – Мее- Мее -э-э

     Две лягушки – Ква- ква-а-а

       Пес Барбос зарычал- Ры-ы-ы

 Примечание - Повторять, изменяя зверей у порога,  

-Ребята, как много животных  встретил зайка, давайте  и мы   поиграем  с Зайкой.

Физминутка  «Зайка серенький сидит»
Воспитатель читает тест и показывает движения, а  дети повторяют за ним и выполняют движения  по тексту

 Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Зайка бегал-бегал

И на место прибежал .

 - Молодцы, все правильно показали. Мы  раньше говорили с вами о   потешке , а сегодня я расскажу вам о   загадках

Знакомство с устным народным творчеством (Загадка)

- Ребята, что вы знаете о загадках? (Это когда загадывают что-то,   нужно отгадать,  Это секрет. Что-то о чем не знаешь.)

- Правильно. Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, которое  находит свое отражение в загадке. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного сходства.. Загадка развивает  наблюдательность, учит  воспринимать мир многогранно и образно, помогает  совершенствовать человеческую мысль.   Фольклорист, В.П.Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного  описания какого-либо предмета или явления. Загадки присущи  культурам всех наций, то есть их сочиняют все народы мира. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Послушайте,  как в загадках говорится о  о нашем госте Зайке.

 Загадывание  загадок о зайце

  Воспитатель читает загадки и задает вопросы о зайце , таким образом знакомит детей с жизнь зайца в природе.

Дети отвечают навопросы. них

1. В поле он и на опушке
 Ушки держит на макушке.
 У него косые глазки,
 Он на всё глядит с опаской.
 Вам и девочка, и мальчик
 Дружно скажут - это      (зайчик)!

-  В этой загадке говорится о  глазках у зайки. Какие они? (косые)

-  Какова особенность ушей  зайца? Какие они ? (Длинные, большие)А где они у него расположены? (На макушке)

- Правильно. А сейчас послушайте как говорится в загадке о шубке зайца.

2.     Зимой — белый,

Летом — серый. (Заяц)

3.    Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

-   Каким цветом бывает шубка у зайца? (Серая и белая)

Ребята,  как вы думаете,  почему у зайца зимой другая шуба?(Меняет ее)

-Правильно. Зимой заяц меняет свою серую шубку на белую, чтобы он мог спрятаться от лисы или волка  в снегу  А теперь послушайте загадки, где говорят о том, чем  он питается Зайка.

2 .   У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

      А от голода — кора.   (Заяц)

3.   Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Убегает без оглядки? (Заяц)

- Скажите, пожалуйста,  что  любит кушать  зайка? (Кору, морковку.)

 А еще что он любит? (капусту)

- Правильно. А заяц относится к каким животным диким или домашним?(Диким)

- Верно .Заяц дикое животное. Но есть еще и  домашнее животное из семейства зайцев, которое называется кролик.   Ребята, посмотрите на зайку, который к нам пришел в гости,  какой он  красивый , давайте расскажем о нем.

Составление описательного рассказа о зайце.

Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку и предлагает составить самостоятельно рассказ о ней.

-Ребята, посмотрите какой он  красивый , давайте расскажем о нем

Дети самостоятельно рассказывают, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Примечание .рассказывают 3-4 человека. 

Дидактическая игра  « Что и где у зайки?» (на закрепление частей тела зайца и тактильные ощущения детей)

Воспитатель   читает текст  стихотворения и задает вопросы, подходит к каждому ребенку мягкой игрушкой –зайцем ,

Дети по очереди каждый показывает на  мягкой игрушке-зайце   и называет часть тела зайца.

Ну-ка, отвечай-ка, что и где у зайки?

Где у зайки голова?   Вот у зайки голова!

Где у зайки ушки?    Вот у зайки ушки!

Где у зайки усики?    Вот у зайки усики!

Где у зайки хвостик?  Вот у зайки хвостик!

Где у зайки спинка?  Вот у зайки спинка!

Где у зайки брюшко?  Вот у зайки брюшко!

Пальчиковая игра «Закрепление математического  счета 1-2-3-4»

Воспитатель  продолжает читает текст , дети считают вместе лапки у зайца, затем загибая пальцы на руках

Ну-ка, сосчитай-ка,  сколько лап у зайки?

Одна, две, три, четыре...

- Правильно четыре.  Давайте посчитаем еще раз , но уже будем загибать пальчики  на левой руке - 1,2, 3, 4, Молодцы! А теперь на правой -1,2,3,4.Молодцы! Давайте еще поиграем.

Подвижная игра на слова потешки  «Заинька»

Воспитатель объясняет правила игры , читает текст, показывает движения, раздает маски шапочки волка и зайцев

- Мы сейчас выберем,  кто из вас будет волком, а все остальные будут зайками. Я вам буду читать потешку,  вы выполняйте движения согласно текста, а на слова «Волк идет!», разбегаетесь по группе «Волк» вас догоняет. Игра повторится, а тот кого поймают первым будет волком. Поиграем?        

Заиньки перебегают                                     Дети бегают, прыгают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают
,                                    Приседают имитируют «Сбор ягод»
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянись!                                      
Поворачивают голову в разные стороны
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,                              
Присели, ладошки около уха
Лес шумит! Лес поет!
- Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!                               Дети разбегаются, «волк» ловит

Примечание. Игра повторяется 3-4 раза

Закрепления правил поведения (Умение прощаться)

- Молодцы, дружно играли. Зайка  -то наш собирается уходить в лес  домой к себе, он торопится, ему уже пора., его дома заждались.  Давайте попрощаемся с Зайкой..До свидания, Зайка! Приходи к нам еще!  

З.- До свидания ребята (До свидания! Пока)!  

Воспитатель прячет за ширмой мягкую игрушку – зайца .

-Ребята , Давайте ему приготовим подарки, чтобы он дома нас вспоминал .Нарисуем зайку и отправим ему их письмом в лес.

Рисование цветными карандашами - раскрашивание «Зайка»

- У вас на столах лежит лист- раскраска с изображением зайца. Мы будем рисовать цветными карандашами.. Посмотрите какие красивые разноцветные коробочки  с цветными карандашами лежат у вас на  столах, все они остро заточенные и готовые к работе.    Ребята, вы должны помнить, что о карандашах нужно заботиться, чтобы они не сломались и всегда были готовы к работе . Поэтому карандаши нельзя бросать, а после того как вы закончили рисунок , их нужно сложить в коробки. Тогда  карандаши еще очень долго сможете ими рисовать.

Вы можете приступать к работе.

  Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы  дает детям советы по поводу использования художественных материалов.

 Создание игровой ситуации «Почта»

Воспитатель предлагает детям отправить письмом рисунки, запечатывает их в коверт, подписывает

- Молодцы. Какие красивые рисунки получились. И теперь мы их подарим Зайке, чтобы он вспоминал у себя дома в лесу о том, как приходил к нам в гости.  Сейчас я положу их в конверт, запечатаю подпишу адрес, пойду  на почту и опущу его в почтовый ящик. Чтобы письмо дошло по назначению к Зайке в лес.

Воспитатель заходит за ширму и выносит оттуда корзинку с морковкой.

-Посмотрите,  нам тоже принесли    посылку от Зайки. Ему так у нас понравилось, и он вам прислал  в подарок морковку.

Рефлексия

- Ребята,  мы с вами поговорили сегодня о загадках, узнали много интересного о зайце,  вспомнили потешки, к нам приходил в гости Зайка мы с ним играли, нарисовали ему подарок. Вам понравилось ( ДА! )  А сейчас я вам раздам морковку,  которую прислал Зайка,  и вы ее можете кушать. Воспитатель раздает детям морковь,  дети кушают морковь  

 Логика образовательной деятельности

Формы организации совместной деятельности  

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Коммуникативная

Речевые ситуации

Чтение потешка «Заинька, войди в сад…»

 Воспитатель читает текст потешки  

Примечание : Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Дети сидят, на ковре  слушают

Овладевает средствами общения и способами взаимодействия., обогащение словарного запаса    

2

 Коммуникативная

Речевая

 Создание игровой мотивации и закрепления правил поведения (Умение здороваться)

Воспитатель показывает мягкую игрушку -зайца

Дети смотрят,  здороваются

Развитие слухового восприятия. Развитие речи

3

Игровая

Речевая

коммуникативная

 Закрепление правильного  произношения гласных  звуков - у, я, е, а, ы , и

Воспитатель говорит от лица Зайки и показывает иллюстрации с изображением животных

Примечание - Повторять, изменяя зверей у порога,  

Дети слушают  и произносят звуки , повторяют за воспитателем.

Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: Овладевает средствами общения и способами взаимодействия., Развитие слухового восприятия. Развитие речи.Развитие эмоциональной сферы детей

4

Двигательная

Речевая

коммуникативная

 Физминутка  «Зайка серенький сидит»
Воспитатель читает тест и показывает движения   Дети повторяют за ним и выполняют движения  по тексту 

 Дети повторяют за ним и выполняют движения  по тексту 

 Желание выполнять двигательные действия. Физическое  и эмоциональное развитие. Развитие умения координировать действия с речью . Развитие слухового восприятия.  

5

Познавательно – исследовательская

 речевая

 Знакомство с устным народным творчеством (Загадка)

Воспитатель  уточняет знания детей о загадке. рассказывает об устном народно м словотворчестве

 Дети слушают, отвечают на вопросы

Установление причинно – следственных отношений .Знакомство с устным народным творчеством (Загадка)

 

6

Познавательно – исследовательская

 Речевая

Коммуникативная  

 Загадывание  загадок о зайце

Воспитатель читает загадки и задает вопросы о зайце , таким образом знакомит детей с жизнь зайца в природе.

Примечание. Игра повторяется 3-4 раза

 Дети слушают, отвечают на вопросы  

 Установление причинно – следственных отношений , знакомить детей с животным миром(зайцем) Знакомство с фольклором. Развитие речи. Обогащение словаря .

Развитие памяти

7

Коммуникативная

Речевая

 Составление описательного рассказа о зайце.

Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку и предлагает составить самостоятельно рассказ о ней.  Воспитатель помогает наводящими вопросами.

Примечание .рассказывают 3-4 человека

Дети самостоятельно рассказывают,  

Развитие речи. Обогащение словаря .

Развитие памяти.  Умение составлять описательный рассказ

8

Познавательно – исследовательская

 Речевая

Коммуникативная  

   Дидактическая игра  « Что и где у зайки?» (на закрепление частей тела зайца и тактильные ощущения детей)

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение зайца, читает текст  стихотворения и задает вопросы, подходит к каждому ребенку

 Дети по очереди каждый показывает на мягкой игрушке-зайце   и называет часть тела зайца.

на закрепление частей тела зайца и тактильные ощущения детей,  знакомить детей с животным миром(зайцем) Развитие речи. Обогащение словаря .

Развитие памяти

 9

   Двигательная

Речевая

коммуникативная Познавательно – исследовательская

Пальчиковая игра «Закрепление математического  счета 1-2-3-4»

Воспитатель  продолжает  и читает текст стихотворения

Дети считают вместе с ним сначала лапки у зайца, затем загибая  пальцы на руках

 Развитие мелкой моторики рук, Закрепление математического  счета 1-2-3-4»

10

Двигательная

Речевая

коммуникативная

Подвижная игра на слова потешки  «Заинька»

Воспитатель объясняет правила игры , читает текст, показывает движения, раздает маски шапочки волка и зайцев

 Дети выполняют движения согласно  правилам игры и  тексту  

Желание выполнять двигательные действия. Физическое развитие.

Развитие умения координировать действия с речью . Развитие слухового восприятия.  Эмоциональное развитие детей

11

Закрепления правил поведения (Умение прощаться) 

Воспитатель прячет за ширмой мягкую игрушку – зайца, говорит от лица Зайки

Дети смотрят,  прощаются

Развитие слухового восприятия. Развитие речи. Закрепление правил поведения

 

 Игровая.

Двигательная.

Музыкальная

(По желанию)

 Рисование цветными карандашами - раскрашивание «Зайка

Воспитатель объясняет технику работы с карандашами

  Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы  дает детям советы по поводу использования художественных материалов.

 Дети самостоятельно рисуют (раскрашивают)

Ж елание выполнять двигательные действия.

Развитие музыкального восприятия

 Развитие эмоциональной сферы детей Развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики рук

12

Игровая

Речевая

коммуникативная

Создание игровой ситуации «Почта»

Воспитатель заходит за ширму и выносит оттуда корзинку с морковкой.

Дети вместе с воспитателем подводят итоги

Развитие эмоциональной сферы детей. Знакомство  с тем как работает почта,  с правилами выполнения почтовых операций  

13

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги предлагает   Воспитатель раздает детям морковь    

Дети вместе с воспитателем подводят итоги, кушают морковь 

Развитие эмоциональной сферы детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....