НОД ОО «Художественная литература» "Пошел кот на торжок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Тришина Юлия Юрьевна

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать чувство общности. Стимулировать к участию в игровой познавательной деятельности. Воспитывать умение слушать русские народные потешки и загадки. 

Развивающие. Развивать умение соблюдать в ходе игры элемен­тарные правила. Развитие воображения: дополнения отдельных признаков до целого. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно пространственной развивающей среды.

Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: и, у,я.. Развитие произвольных движений рук.

Обучающие. Ознакомление детей с русскими народными  потешками и загадками. Развитие воображения Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Активизировать словарь детей  прилагательными, обозначающими цвета спектра, использовать предлоги объясняющие местонахождения предмета  (на полке, в шкафу, под стулом т.д.).  воспитывать дружеские отношения.

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса к животному миру. Активизация словарного запаса детей, закрепления правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_temu_poshel_kot_na_torzhok.docx88.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тришина Юлия Юрьевна ,педагог дошкольного образования (воспитатель)

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся»

 город Тольятти, Самарская область

 Вторая младшая группа

НОД    на тему   «Пошел котик на торжок »

Интеграция образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд»,«Социализация», «Чтении художественной литературы»,  «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи.

Воспитательные. Воспитывать чувство общности. Стимулировать к участию в игровой познавательной деятельности. Воспитывать умение слушать русские народные потешки и загадки.  

Развивающие. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. Развитие воображения: дополнения отдельных признаков до целого. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно пространственной развивающей среды.

Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: и, у,я.. Развитие произвольных движений рук.

Обучающие. Ознакомление детей с русскими народными  потешками и загадками. Развитие воображения Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Активизировать словарь детей  прилагательными, обозначающими цвета спектра, использовать предлоги объясняющие местонахождения предмета  (на полке, в шкафу, под стулом т.д.).  воспитывать дружеские отношения.

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса к животному миру. Активизация словарного запаса детей, закрепления правильного произношения звуков.

Предварительная  работа: рассматривание картин и иллюстраций с изображением кошек, наблюдение за поведением животных (кошек) во время прогулок, загадывание и отгадывание загадок, беседа  и прослушивание  музыкальных произведений о кошках.

Материал :тексты с потешками и загадками, мягкие игрушки-кот и мышка, мышки, вырезанные из бумаги, листы бумаги с изображением точками мышки карандаши на всех детей.

Ход НОД

Дети сидят на ковре, воспитатель загадывает загадки.

-Ребята, Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать

              Загадка.

1. Мохнатенькая, усатенькая,

     Молоко пьёт,  Песенки поёт.

                                                (  Мышка )

2. Мягкие лапки , а в лапках царапки   (Кошка)

Дидактическая игра   «Узнай чей голос?» (под фонограмму»)

              Звучит фонограмма голосов кошки и мышки

- Ребята,  чьи это голоса? (Кошки и мышки)

Имитация движений и звуков кота и мышки.

-Правильно. Это кот , а это мышка .Ребята а когда кошке хорошо , она     начинает мурлыкать .  Покажем как мурлычит кошка (Мур-мур-мур) 

- Как кошка что –то просит, она мяучит  ?(Мяу- мяу- мяу)  

-  Как она сердится? (Ш- ш- ш-)

- Ребята, покажите как кошка красиво  выгибает спинку, а теперь как она сердится и как она показывает свои коготки и т.п.

Дети имитируют движения.

-Ребята, а как ласково можно назвать кошку кошку? ( : Кошечка, киса, кисонька, кисонъка-мурысенька.)

-Молодцы, а   как пищит мышка? (Пи-пи-пи)

- Правильно. Покажите как мышка прячется и убегает от кошки

Дети убегают и садятся на свои места.

Создание игровой мотивации

Воспитатель показывает мягкие игрушки-кота и мышку

 - Ребята, посмотрите к нам пришли гости .  (Кошка и мышка)

Составление описательного рассказа о мышке и кошке.

-Ребята, посмотрите какие они красивые, давайте расскажем о них

Дети самостоятельно рассказывают, воспитатель помогает наводящими вопросами.

   - Ребята, а давайте поиграем.            

Дидактическая  подвижная игра   «Где в группе прячется мышка ?».

               Воспитатель предварительно прячет мышек в игровой комнате. 

-Ребята,  в нашей группе  спрятались мышки, вырезанные из бумаги., поищем их ? Вы  котятами  и  будете искать мышек, а когда найдете  назовете где мышка пряталась (на полке, в шкафу, под стулом т.д.).

           Дети ищут и называют где спряталась мышка 

  Примечание. Игру можно проводить с усложнением,  прятать не мышку - а условный заменитель (например- вырезанный из  бумаги)- к  круг и  обозначать место нахождения мышки условным знаком

-Молодцы.   Нашли  всех мышек.Сегодня мы  с вами поговорим о потешках.

Знакомство с устным народным творчеством (потешки)

-  Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест   Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром. Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. Упоминаемые в потешках предметы обычно связаны с непосредственным окружением ребенка, событиями его повседневной жизни: прогулкой, кормлением, умыванием. Ребята, в русском народном словотворчестве очень много потешек, поговорок, загадок, приговорок, о разных животных и птицах  Я хочу познакомить вас с потешками о коте и мышке. Послушайте.

Чтение русских народных потешек о коте и мышке.

Кошка
По дорожке, по дорожке
Ходит маленькая кошка
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет-
Коготки поточет.
Цап-царап!

 

***
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы-цапы за лапочки!

***
Котя, котенька-коток,
котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.

   Мышка
В норке мышка на перинке
Спит в соломенной корзинке:
На подушке – мордочка усатая,
Теплая пижамка полосатая

***
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.

 -Ребята, вам  понравились потешкиА сейчас давайте  поиграем  ? (Да)

Физминутка

Вот идет черный кот,               (Шаги с высоким поднимание ног)

Притаился – мышку ждет.      (Приседание, руки к коленям)

Мышка норку обойдет,           (Встать, ходьба на месте)

И к коту не пойдет                  (Руки в стороны).

 -Молодцы, хорошо играли. Теперь давайте заучим потешку, чтобы вы могли рассказать ее дома.

Заучивание потешки  «  Пошел кот на торжок…)

Воспитатель несколько раз читает текст , дети за ним повторяют
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
-  Вам понравилась потешка? (Да)  .Вот,   какой котик добрый, решил поделиться со своим другом сказал; «Я и саму кушу, да и Бореньке снесу.....» Ребята, потешке говорится, что  жадничать плохо, нужно  делиться с друзьями.

Рисование  по точкам «Кои и Мышка»

        Воспитатель раздает всем детям карандаши и листы бумаги, где точками    изображена мышка

-Посмотрите, у вас на столах лежат  карандаши  и лист бумаги, где    точками   что-то    изображено. Что нарисовано на бумаге? (Кошка и Мышка)

- Правильно. А теперь возьмите  карандаш и обведите кошку и  мышку

         Дети рисуют мышку  по точками

Рефлексия                                       koshka  Картинка 6 из 46283

- Молодцы! Красивые у всех получились мышки, вы можете забрать своих мышек и подарить родителям   и рассказать им  все, что вы сегодня  узнали о коте и мышке                

Примечание. После занятия воспитатель может предложить детям поиграть в музыкальную подвижную игру «Кот и мыши»

Воспитатель включает и выключает  фонограмму с музыкой. Дети бегают  по группе (под музыку) и изображают трусливых мышек, которые прячутся от любого шороха. Вдруг появляется кот (музыка останавливается) и мышки быстро прячутся по «норкам» (стульчикам).  

Литература

Планы занятий по программе «Развитие» Л.А Венгера  для 2 мл группы

Хрестоматия для детей 3-5 лет   «День за днем» к программе «Развитие» Л.А Венгера  для 2 мл группы, И.А. Астаськова

«Организация деятельности детей на прогулке  младший возраст- в помощь педагогу

 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие +»  под редакцией

А.И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им.Л.А. Венгера  «Развитие», 2012

И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова   «Прогулки в детском саду»;

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

 Е.П. Пименова «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007г.

 Логика образовательной деятельности

Формы организации совместной деятельности  

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Коммуникативная

Речевые ситуации

Загадки,  про мышку и кошку

 Воспитатель загадывает загадки о коте и мышке

Дети сидят, на ковре  отгадывают загадку.

Овладевает средствами общения и способами взаимодействия., Развивать умение отгадывать загадки  

2

Музыкально – художественная

Дидактическая игра   «Узнай чей голос?» (под фонограмму»)

Воспитатель предлагает детям прослушать фонограмму с голосами  мышки и кошки и ответить, чьи голоса они слышат.               Воспитатель показывает игрушки-кота и мышки, а также как кот догоняет мышку.

Дети слушают фонограмму и отгадывают голоса животных

Развитие слухового восприятия. Развитие речи

3

Игровая

Речевая

Двигательная,коммуникативная

Имитация движений и звуков кота и мышки.

Воспитатель называет действие и звуки, показывает движения

Дети имитируют движения и произносят звуки

Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: Овладевает средствами общения и способами взаимодействия., Развитие слухового восприятия. Развитие речи.Развитие эмоциональной сферы детей

4

Познавательно – исследовательская

Речевая

Создание игровой мотивации  и составление описательного рассказа о коте и мышке

Воспитатель показывает мягкие игрушки-кота и мышку воспитатель помогает наводящими вопросами

 Дети смотрят, самостоятельно описывают кота и мышку, отвечают на вопросы

Установление причинно – следственных отношений

Развитие слухового восприятия. Развитие речи.Обогащение словарного запаса детей

4

Познавательно – исследовательская

двигательная

 Дидактическая  подвижная игра   «Где в группе прячется мышка?». 

Воспитатель предварительно прячет мышек в игровой комнате.

 Дети ищут и называют где спряталась мышка

Установление причинно – следственных отношений

Развитие умение ориентироваться  в пространстве. Закрепление  умения действий с условными заместителями.

5

Познавательно – исследовательская

Речевая

Знакомство с устным народным творчеством (потешки)

Воспитатель   раз читает текст потешек о кошке и мышке

Дети слушают .

Установление причинно – следственных отношений

Ознакомление детей с русскими народными  потешками и загадками

6

Двигательная

Физкультминутка

 «Вот идет черный кот..»

 Дети выполняют действия по тексту

Желание выполнять двигательные действия

Физическое развитие.

Развитие умения координировать действия с речью

7

Коммуникативная

Речевая

Заучивание потешки  «Пошел кот на торжок»

Воспитатель читает  несколько раз текст потешки

Дети повторяют за воспитателем текст потешки

Знакомство с фольклором. Развитие речи.

 Обогащение словаря .

Развитие памяти

9

Продуктивная

 Рисование  по точкам «Кот и Мышка»

Воспитатель раздает всем детям карандаши и листы бумаги, где точками    изображена мышка

 Дети рисуют по точками

 

Развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики рук

10

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги предлагает забрать рисунки домой

Дети вместе с воспитателем подводят итоги

Развитие эмоциональной сферы детей.

 

 Игровая.

Двигательная.

Музыкальная

(По желанию)

 Музыкальную подвижную игру «Кот и мыши»

 Воспитатель предлагает поиграть, включает и выключает фонограмму музыку

Дети бегают  по группе (под музыку) и изображают трусливых мышек, которые прячутся

Желание выполнять двигательные действия.

Развитие музыкального восприятия

 Развитие эмоциональной сферы детей

 

  Литература

Планы занятий по программе «Развитие» Л.А Венгера  для 2 мл группы

Хрестоматия для детей 3-5 лет   «День за днем» к программе «Развитие» Л.А Венгера  для 2 мл группы, И.А. Астаськова

«Организация деятельности детей на прогулке  младший возраст- в помощь педагогу

 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие +»  под редакцией

А.И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им.Л.А. Венгера  «Развитие», 2012

И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова   «Прогулки в детском саду»;

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

 Е.П. Пименова «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с потешкой «Пошел котик на торжок..»

Занятие по художественной литературе в младшей группе....

Мастер- класс. Игольница «Бабочка». Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 Ладушки», город Торжок.

Мастер- класс. Игольница  «Бабочка».Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 Ладушки», город Торжок.Мастер- класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) ПО ИЗО В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Пошел котик на торжок…»

Расширить представления детей о творчестве художников-иллюстраторов. Учить рассказывать потешку с выражением. Формировать эстетический вкус и художественное творчество. Закреплять умение рисовать дома...

Открытое интегрированное занятие по художественной литературе в первой младшей группе:Тема: «Пошел котик на Торжок ».

Расширять знание детей о домашних животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки, отвечать на простейшие логические вопросы.  Учить детей слушать небольшое по общему...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК». Цель: прививать интерес к народному творчеству, учить детей слушать фольклорное произведение, развивать умение сопережи...

Конспект литературного досуга «Пошел котик на Торжок» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе

Методическая разработка литературного досуга. Обыгрывание потешек, стишков, для лучшей адаптации и комфортного пребывания детей в детском саду....

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для второй группы раннего возраста «Пошёл котик на торжок…»

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию  для второй группы раннего возраста...