Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Глек Татьяна Анатольевна

Цель:

Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;

Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;

Учить составлять предложения по картинкам;

Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zan._glasnye_i_soglasnye.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну гласных звуков».

Цель: 

Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;

Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;

Учить составлять предложения по картинкам;

Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

 Демонстрационный материал: символы гласных звуков, игрушки (собака, кошка, мышка, медведь, Колобок), сюжетные картинки, кукла в коляске, дорожка для Колобка, красный мяч.

Раздаточный материал: красные бейджики, предметные картинки в конвертах, картинки на гласные звуки, спрятанные под цветными полосками, пеналы.

  1. Орг. момент

 – Л: Дети, мы с вами надели красные бейджики. Давайте посмотрим друг на друга и удивимся (дети поднимают брови).

 –  Л: Наверное, нас ждёт что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются).

 –  Л: К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим наши брови (дети нахмуривают брови).

 –  Л: А теперь повторим ещё раз:

   

    Мы умеем удивляться,

    Мы умеем улыбаться,

    Мы умеем хмуриться.

  1. Постановка цели.

 – Л: Ребята, сегодня мы отправимся в страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и надели красные бейджики. А почему мы выбрали именно красный цвет для бейджиков?

 – Д: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.

 – Л: Все готовы?

 

 – Л: Итак, мы отправляемся в путь!

  (Неожиданно появляется плачущая кукла)

 – Л: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы успокоить её.

 – Д: Гласный звук [ а ].

  (Предлагают успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [ а ]).

 – Л: Посмотрите, кто это катится по дороге?

 – Д: По дороге катится Колобок.

 – Л: Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поёт. Кто                                                                                   догадался. Какой звук поёт Колобок?

 – Д: Гласный звук [ и ].

 (Один из детей двигает по дорожке Колобка, остальные дети длительно произносят звук [ и ])

 (Звучит фрагмент музыки из произведения С. С. Прокофьева “Петя и Волк”)

 – Л: Послушайте  музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок?

 (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит Волку)

 – Л: Как вы думаете, что делает волк?

 – Д: Идёт, воет.

 – Л: Какой гласный звук ему подходит?

 – Д: Гласный звук [ у ].

 – Л: Давайте покажем , как волк идёт и воет.

  (Дети изображают волка и произносят звук [ у ])

 – Л: Ой, да от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь?

 (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [ о ])

 – Л: Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произнесли?

 – Д: [а, у, и, о].

 – Л: Как называются эти звуки?

 – Д: Гласные.

 – Л: Чем они отличаются от согласных?

 – Д: Гласные можно петь и тянуть!

  1. Формирование направленного длительного выдоха.

 – Л: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, а здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

 

    Вышли на полянку,

    Сели все в кружок,

    Угадай картинку,

    Милый мой дружок!

 

(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками)

 – Л: Дети, поднесите “заколдованную” картинку к своим губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё так, чтобы картинка открылась Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

«Игра с мячом»  

 – Д: У меня абрикос – первый гласный звук [ а ]. А у тебя что?  

 (ребенок называет свою картинку и катит мяч другому)

 – Л: Молодцы, ребята. Теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске.(дети садятся)

 А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.

 На [ а ] – автобус, аптека, антенна, автомат, азбука, аист…

 На [ у ] – умница, усики, утюг, улитка, удод, улица…

 На [ о ] –  обувь, окна, одуванчик, огурец, олень…

 На [ и ] –  избушка, игрушка, изюм, игла, икра, ириска…

  1. Физминутка.

Л: Чтобы выполнить следующие задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

  а) “Натянем умную шапку”.

  б) “Позеваем”.

  в) “Покажем умную сову”.

       

       Совушка – сова,

       Большая голова,

       На суку сидит,

       На всех глядит.

(Каждое упражнение 3 – 4 раза).

(Дети садятся за столы)

  1. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.

Л: Дети, посмотрите на картинки и определите, чем похожи и чем отличаются эти мальчики?

Д: У мальчиков разное настроение (радость, грусть, испуг).

Л: Давайте повторим следующие чистоговорки.

   

     У – У – У – Я домой пойду!

     О – О – О – Вот моё пальто!

     А – А – А – Спать уже пора!

Л: Угадайте, кто из изображённых мальчиков мог так сказать?

Пальчиковая игра «Смешные человечки».

  1. Определение гласного звука в середине слова.

Л: Ребята, в нашу страну гласных звуков пришло странное письмо от собачки.

   

    Эта добрая собачка

    Нам отправила письмо.

    Пишет нам, что Звукоежка

    Лишил голоса её.

    Кошка Мурка замолчала,

    Слышно только “Мр” да “Мр”,

    А мышонок пискнул только,

    А потом совсем притих.

Л: Как вы думаете, что натворил Звукоежка?

Д: Звукоежка взял и съел все гласные!

Л: Дети, давайте вернём все гласные звуки животным. Как лает собачка? Какой гласный звук слышится в её крике.

Д: (показывают символ звука [ а ]).

Л: Мышонок по имени Пик, просит и ему помочь. Какой гласный звук живёт в его имени? Давайте выложим из квадратиков имя мышонка (Выкладывают слово Пик).

Л: А почему кошка перестала мурлыкать? Какой звук съел Звукоежка? (Показывают символ звука [ у ]).

Л: Молодцы ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса Мышонку, Собачке и Кошке. Теперь вы поняли, что без гласных звуков нельзя. Это очень важные звуки.

Л: А теперь откройте свои конверты и определите, какие гласные звуки живут в названии ваших картинок?

  1. Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.

Л: Назовите части лица, в названии которых есть звук [ о ].

Д: Лоб, нос, рот, брови.

Л: Повторяйте за мной и не ошибитесь.

(Игра “Путаница”).

  1. Составление предложений по картинкам.

Л: Придумайте имена детям так, чтобы они начинались с гласного звука, а потом составьте предложение.

  1. Итог занятия.

Л: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране гласных звуков. Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!

   

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Волшебные снежинки»

Цель: создать условия для закрепления и уточнения знаний детей о зиме....

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Относительные прилагательные"

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Относительные прилагательные"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР 3 уровня по теме "Игрушки"

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР 3 уровня по теме "Игрушки"...

Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.

Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", раз...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".

Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание....

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР с использованием электронного персонажа. Тема: "Насекомые".

В этом учебном году я прошла несколько Марафонов на Форуме Педагоги России, знакомящих   с возможностями различных интернет- сервисов, программ. Использование полученных знаний позволяет сам...

Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" 1 сентября -День Знаний"

Здоровый образ жизниЗдоровый образ жизниКонспект развлечения в старшей логопедической группе для детей и родителей с общим недоразвитием речи «1 сентября - День Знаний»...