Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Миникаева Елена Николаевна

В этой папке представлен перспективный план игр и упражнений по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Сентябрь

1. Покажи, кого назову

2. Кто это?

3. Сделай, как я

4. Давайте познакомим

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5. Кто что услышит?

Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т. п.

6. Громко – тихо

Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Большая и маленькая собачки или другие игрушки.        

7. Листопад

Учить плавному, свободному выдоху.

Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

8. Кто с нами рядом живет

Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».

Октябрь

1. Кружок

2. Паровозик

3. Мы хорошие

4. Снежинки.

 Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

5. Угадай, что делать

Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. Бубен, два флажка.

6. Идемте с нами играть

Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

7. Принеси игрушку

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т. п.) .

8. Парные картинки

Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.

Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т. д. (по две штуки, две куклы.

Ноябрь

1. Кто внимательный?

Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Кукла, игрушечный мишка, машинка.

2. Не разбуди куклу

Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.

3. Найди и принеси

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.

4. Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

5. Олины помощники

Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Кукла.

6. Уложим куклу спать

Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями. Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

7. Кукла проснулась

Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета. Кукла на кроватке, комплект ее одежды.

8. Посуда для куклы

Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.

Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

Декабрь

1. Дует ветер

Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

2. Снежинки

Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) . Несколько рыхлых кусочков ваты.

3. Поручения

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

4. Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

5. Спрячь мячик

Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Мяч.

6. Нарядим куклу

Активизировать словарь по теме. Картонная кукла, набор бумажной одежды.

7. Угостим кукол чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.

8. Что купили на базаре?

Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.   

Январь

1. Положи на место

Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

2. Курочка и цыплята

Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

3. Часы тикают

Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Большие и маленькие часы.

4. Кто, где спрятался?

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Игрушечная кошечка или собачка.

5. К кукле пришли гости

Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Кукольная посуда, стол, кукла, Машка и зайка.

6. В гостях у куклы

Уточнять название предметов мебели, ее назначение.

Кукольная мебель, кукла.

7. Чудесный мешочек

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

8. Кого мы встретили в лесу?

Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.

Предметны картинки из серии «Дикие животные».

Февраль

 1. Чья птичка дальше улетит?

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

2. Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

3. Лошадка

Обучение отчетливому произношению звука «и». Игрушечная лошадка.

4. Где машина?

Учить детей понимать предложные конструкции.

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

5. Угостим медведей чаем

Закрепить название предметов посуды, ее величины.

Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине.

6. Пригласим мишутку в гости

Уточнять название предметов мебели, ее назначение. Игрушечная мебель, медвежонок.

7. Узнай игрушку

Уточнить и активизировать словарь по теме

Любимые игрушки детей в мешочке.

8. Что в саду растет?

Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.

Март

1. На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

2. Где зайчик?

Учить детей понимать предложные конструкции. Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

3. Автомобиль

Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве. Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.

4. Назови ласково

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др., в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.

5. Помоем посуду

Расширять словарь по теме, активизировать словарь. Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

6. У куклы дома

Закрепить название предметов мебели, ее величины. Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине.

7. Узнай и назови

Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

8. На чем мы ездим?

Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами. Предметные картинки «Транспорт».

Апрель        

1. Барабан

Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» «бь», обучать регулированию силы голоса. Барабан.

2. Кап-кап-кап

умение произносить звукоподражания громко и тихо. Картинка с изображением дождя. Развивать голосовой аппарат, вырабатывать

3. Друзья

Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т. п.)

4. Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

5. Покатаем в машине игрушки

Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.

6. Что в корзиночке лежит?

Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.

Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.

7. Чего не стало?

Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Игрушки

8. Лото

Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.

Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т. д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей) .

Май

1. Тук-тук

Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. Игрушечный молоточек.

2. Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д.

3. Дай что скажу

Закрепить название транспорта, активизировать словарь. Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.     

4. Давай познакомимся

Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.

Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.

5. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

6. Во саду ли, в огороде?

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

7. Комната для куклы

Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

Июнь

1. Солнце или дождик?

Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

2. Одуванчик

Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

3. Иголочка и ниточка

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4. Поворята

Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

5. Кто так  кричит?

Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. Игрушки или картинки домашних животных.

6. Песня – песенка

Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Июль

1. Где позвонили?

Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. Колокольчик.

2. Пузырь

Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

3. Кто где живет?

Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме. Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево.

4. Бабочка, лети!

Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

5. Гав-гав

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

6. Где зайчик

Учить детей понимать предложные конструкции. Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

7. Кто что ест?

Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

Август

1. Угадай, на чем играю

Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. Барабан, бубен, дудочка и др.

2. Кораблик

Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. Таз с водой и бумажные кораблики.

3. Пирамида любви

Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

4. На птичьем дворе

Закреплять произношение звуков по подражанию.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

5. Кто чем питается?

Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.

6. Один – много

Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д.

7. Во дворе

Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста...

Развивающие игры и упражнения по развитию речи для детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»....

⦁ Развивающие упражнения и игры по развитию речи для детей раннего возраста.

1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, трениро...

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »

Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста...

Перспективный план работы с детьми по развитию речи в группе раннего возраста

Перспективный план по развитию речи с детьми в группе раннего возраста...