Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
статья по теме

Бурляева Светлана Васильевна

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких. Как показывает опыт, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С. Альтшулером, - это образование, которое является одной из моделей перспективного образования. Работа с дошкольниками по теории решения изобретательских задач интересная и многоплановая. Умелое использование приемов и методов  теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovaya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чич Наталия Петровна,

Бурляева Светлана Васильевна,

воспитатели,

                                                                                     МБДОУ  МО г. Краснодар

                                                                                             «Детский сад № 230»

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство

развития творческого мышления дошкольников

      Мы живем в стремительно меняющемся мире, а информационные технологии дают нам все новые возможности, но и много требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач, и  это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?  

     На современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. В связи с этим, в последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких. Как показывает опыт, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С. Альтшулером, - это образование, которое является одной из моделей перспективного образования.

      Работа с дошкольниками по теории решения изобретательских задач интересная и многоплановая. Умелое использование приемов и методов  теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

       В наш детский сад ТРИЗ пришел не с учебниками или методическими разработками, а с журналами «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», и с 1999 года мы начали изучать методы и приемы ТРИЗ-технологии, а затем использовали их в работе с дошкольниками. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели нас к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Пришли к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать в разделах основной программы  Л.А.Венгера «Развитие». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии  в детском саду.

     Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитывались основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.

      В настоящее время воспитательный и образовательный процесс невозможно  представить без использования современных технологий, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу.

При этом:

  • педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;
  • ребенок является полноценным субъектом деятельности;
  • личность развивается в целостной совокупности всех своих качеств;
  • обучение и воспитание ребенка происходит в зоне ближайшего развития.

     Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи мы стараемся:

  • организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично

вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

  • использовать специальную Игрушку - героя  занятия, которая «помогает» воспитателю.

     От лица Игрушки  задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение,  спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - выбираем Игрушку необычную и оригинальную. В конце занятий подводим итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным?  и  др.).  Итоги подводим в самых разнообразных формах:  игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждение  планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о..., а в следующий раз узнаем еще и о...»), продуктивная  деятельность и обсуждение полученных работ. При этом стараемся обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

     Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками, мы задумались, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Каждый день работы с детьми - поиск. Стараемся не раскрывать детям истину, а учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Сначала спрашиваем, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Например, надо дать детям знания о свойствах воды. Начинаем с вопроса «Что было бы, если на земле не было бы воды?» Главное, выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. После беседы проводим опыты. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания приобретаются не как догма, а как поиск истины и сути. Каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если…? – все это и есть работа с элементами ТРИЗ. На занятиях с детьми постоянно пытаемся в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрешение противоречия во времени, пространстве. Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. В совместной деятельности  с детьми открыли чудеса прогулок, где используем приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д.. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?  Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что если бы ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?» и т. д. А еще на прогулках мы с детьми придумываем загадки, рисуем палочками по земле, снегу? Что получилось? Почему?  Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими  исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла. Это своеобразное общение с  природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным. 

     Эффективность используемой методики для развития творческого потенциала ребёнка доказала необходимость её использования в работе с дошкольниками.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

2.Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

3. Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002.№2.                                                  

4.Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду.  2008. №6.2009. №№1,2.1.

5.Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

7. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2997.

8.Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.

1993. -№4. -С. 23-26.

9.Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач....

ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников

ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников...

ОТЧЕТ по реализации годовой задачи «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей детей дошкольников»

Отчёт по реализации годовой задачи «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей детей дошкольников» воспитателя старшей группы ...

Технология ТРИЗ как эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников.

Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе....