НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Корабельникова Нелли

  НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять первый заданный звук в слове.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvuki_starshaya_gruppa.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа

НОД образовательной области «Коммуникация»

 «Сказка про согласные [к], [г], [х]».

Цель: Знакомить детей со звуками [к], [г],[ х],

           Учить выделять их в словах и фразах;

           Дать понятие «согласный звук»;

           Упражнять в выделении первого согласного звука в слове.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, игрушка кот, картинки с изображением  девочки, кота, собаки.

Словарная работа: ХУТОР.

Ход занятия.

1.Упражненя для развития фонационного дыхания, артикуляционная гимнастика.

А. «Упражнение «Карамелька».

Дети перекатывают язычок от одной щеки к другой. (6 раз)

Б. «Прихлопнем комарика».

Руки развести на вдох, на выдохе соединить руки и произнести звук з-з-з, хлопок) 2-3 раза.

2.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

А. Д/и «Поймай звук руками».

Цель: упражнять детей в нахождении заданных гласных звуков.

  Педагог показывает детям игрушку кота и говорит:

- Сегодня к нам на занятие пришёл гость – кот-мурлыка. Как вы думаете, что значит слово мурлыка? (Дети отвечают).

- Вот т сегодня у него хорошее настроение, и решил он с вами поиграть. Котик будет петь песни из разных звуков. Если вы услышите гласный звук, ловите его а ладошки (хлопок).

   Котик поёт: а-а, и-и-и, к-к-к, о-о-о, у-у-у, г-г-г, ы-ы-ы, х-х-х, э-э-э.

Б. Артикуляция гласных звуков.

Педагог читает стихотворение:

Эти песни гласные,

Ты поёшь прекрасно их.

А вот сможешь ли ты котик,

 Так раскрыть свой милый ротик,

Чтобы звук мы не слыхали,

Только по губам узнали?

  Котик отрицательно машет головой. Тогда воспитатель предлагает детям показать коту, как они умеют по губам определить звук. Вызывается ребёнок, который демонстрирует беззвучную артикуляцию. Другие дети озвучивают показанный губами образ звука.

3. Знакомство с согласными звуками[ к], [г], [х].

А. Анализ артикуляции звуков [к], [г], [х].

  Детям предлагается посмотреть в зеркала и поочерёдно произнести звуки     [ к],[г],[х]..

  Педагог обращает внимание на положение языка: при произнесении звуков [к] и [г] спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука [х] спинка языка немного приподнята. Кончик языка во всех трёх случаях находится за нижними зубами.

  Воспитатель предлагает пропеть эти звуки. Дети убеждаются, что у них это не получается. Совместно с воспитателем они выясняют, почему это происходит, и находят причину: на пути воздушной струи всё время встаёт преграда – в данном случае спинка языка, и воздуху приходится с силой пробиваться наружу.

Вывод: Этот звук нельзя пропеть; на пути воздушной струи всё время встаёт преграда, значит это не гласный звук. Такой звук называется согласным. Звуки [к],[ г], [х] – согласные звуки.

Физкульпауза «Хомка-хомячок».

4. «Рассказ о девочке Гале котике Катаське и собаке Хомке.»

  - Котик пришёл к нам в гости с книгой, а в книге интересные картинки. Я расскажу по этим картинкам рассказ.

  Жила на хуторе девочка Галя. И был у неё кот Катаська и собака Хомка. Катаська целый день лежал на крылечке, а Хомка сторожил кур и гусей, которые жили около дома. Если куры и гуси разбегались в разные стороны, Хомка громко гавкал на них: гав-гав. Куры и гуси возвращались во двор, недовольно ворча: га-га-га, ко-ко-ко.

  Педагог спрашивает детей, что такое хутор; объясняет, что это маленькая деревушка, в котрой несколько домиков. Просит сказать, с какого звука начинается слово хутор. (Со звука [х].)

  Далее воспитатель предлагает определить первые звука в словах Галя, Катаська, Хомка ( звуки [г], [к], [х]), а также какие слова в этом рассказе начинались с согласного звука к (куры, кот, ко-ко, крылечко); с согласного звука г (гуси, га-га, гавкал).

  - Ребята! А ещё котик принёс нам песенки, которые он услышал на хуторе. Подумайте, кто их мог петь.

Ку-ка-ре-ку (Петух.)

Ква-ква. (Лягушка.)

Ку-ку. (Кукушка.)

Ха-ха. (Дети смеются).

  Вы когда-нибудь видели петуха? Что он делает? (Кукарекает, гуляет, дерётся, ищет). А лягушка? А кукушка?

  5. Заключение.

  Звуки [г], [к], [х] – согласные звуки, они не поются, т.к. встречают препятствие в виде язычка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р  в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Согласные звуки и буквы".

Конспект  из опыта  работы непрерывной образовательной  деятельности  на тему "Согласные звуки и буквы" ...

Сказка про согласные звуки [к], [г] , [х].

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16247879","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16247897","...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Глухой согласный звук [ч], буква Ч»

Занятие направлено на достижение таких целей, как: Познакомить детей с новым звуком и буквой.              Способствовать развитию...