Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. "Весна" с добавлением последующих событий".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Филимонова Валентина Васильевна

Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное  содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне .Вспомнили, какие ещё рассказы написал автор. Дала понять, что ведь весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу . Чтобы привить детям любовь к природе и эта искренняя любовь к природе стала ориентиром всего жизненного пути детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.    Тема: «Пересказ рассказа  Скребицкого Г.А. «Весна» с добавлением последующих событий».

Цели и задачи:

-Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знания о творчестве детского писателя  Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.

-Развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.

-Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого,  текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем.                                                                             Методические приёмы:  отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть Пожарского М.А. «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, чтение произведения Г.А. Скребицкого «Весна», беседа, пересказ, работа с опорными картинками.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по смыслу

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

пригорок, ложбинка, труха, хворост, тритон, ящерица

пригорок, ложбинка, хворост

Прилагательные

взъерошенный

длиннохвостый

Глаголы

пригрело, очнулись

расправили, опустели

Предварительная работа: заучивание стихотворения Пожарского  М.А. «Пришла весна», загадывание загадок, чтение рассказов Г .А. Скребицкого «Первые листья», «Счастливый жучок», «Весна на пороге», «Грачи прилетели», «Весна – художник»,  словесные дидактические игры: «Скажи иначе» ( синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель: Сегодня у  нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Я хочу  загадать вам загадку:                                               Снег тает, день прибывает,                                                                         Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какой  сейчас месяц? (апрель).                                            – Как в народе называют этот месяц? (Апрель -  снегогон  или апрель- водолей).                                                                                           Почему?  (ответы  детей).

Игра «Думай, отвечай».

-Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.    

-Сосульки ( что делают?) тают на солнце.

-Весной солнце ( что делает?) пригревает, светит ярче.

-Почки на деревьях… набухают.

-Ручей … бежит, журчит, течёт.

-Медведь… просыпается, выходит из берлоги.

-На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.

-Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.

Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и  радуется длинному   дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений  о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».

Дети читают наизусть стихотворение:

Пришла весна.

Шумят леса, цветёт земля,                                      

Поёт – звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна –

В одежде из лучей!»

Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна-

В гирлянде из цветов!»

II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого  Г. А.

1.Беседа о писателе.

Воспитатель: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича  Скребицкого  (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает  факты  из биографии.)

Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре  года он со всей семьёй переезжают  жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от  неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои  увлечения сумел передать мальчику.  Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути  Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…

2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна»

ВЕСНА.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой – и его  уже вовсе не осталось.                           С  пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.                                                                                                 Опустели  зимние квартиры в старом пне, выбрались из – под коры  жучки и букашки, расправили крылышки и  полетели кто - куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.                                                                       Вдруг под кучей  хвороста что –то зашуршало…

Воспитатель  разбирает лексическое значение новых слов:

Пригорок – небольшой холм у подножия горы.                                   Ложбинка – узкий  неглубокий овраг.                                                      Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.                           Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста:                               Что сделало весеннее солнце?                                                                       Как побежал ручеёк?                                                                                      Что стало с зимними квартирами?                                                                 А жучки и букашки?                                                                                       Что сделал тритон?                                                                                        Что делала ящерица на пне? А лягушки?                                                     Кто появился  из – под  хвороста? (Версии детей.)

Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»

Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если нет – то садятся на корточки.

3. Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий  (Дети составляют пересказ с использованием опорных картинок.)

4.Воспитатель читает версию писателя (продолжает рассказ).

…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный.   На иголках – сухая    трава, листья. Выбрался    ёжик на  пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор  очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак  не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился  ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.

III. Заключительная  часть. Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему?  Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.

-Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.

За ваши старания она приготовила для вас сладкие волшебные подснежники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»

Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»

Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...

конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ    СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького»....

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...