Конспект НОД по развитию речи на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!» (для подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Чернышова Татьяна Анатольевна

Игровое занятие  в подготовительной группе, закрепляет умение детей самостоятельно придумывать сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vesna_idyot.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 МАОУ «Прогимназия №119»

Конспект занятия по развитию речи

на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!»

(для подготовительной группы)

Провела: воспитатель гр. №9

Чернышова Т.А.

Саранск  2013г.

Цели: 

Связная речь: закрепить представление о композиции сказки (зачин, концовка), учить использовать при пересказе сказки «Снегурочка» выразительные средства.

Словарь и грамматика:  учить подбирать антонимы к словам, закреплять умение подбирать однокоренные слова.

Звуковая культура речи: учить произносить чистоговорку с различной силой голоса (громко, тихо, шепотом); закреплять умение подбирать слова, сходные по звучанию.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактическая игра: “Придумай сказку”.

Материал:

  • кукла – Снегурочка,
  • корзина, украшенная подснежниками,
  • мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в пальчиковую игру Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)                                            Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)                                     Раскрывает лепестки,                                                                                              Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)                                                           К вечеру цветок опять                                                                                           Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)                                                                              И теперь он будет спать (исходное положение рук)                                                       До утра как птенчик (имитация сна).

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение? Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая так и называется.

Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).

Давайте сделаем круг. Тот, у кого мяч, расскажет, какое у него сегодня настроение.                                                                                                             Дети: Моё настроение похоже на весёлый колокольчик. А моё - на яркое весеннее солнышко. У меня сегодня отличное настроение и оно похоже на звон капели.                                                                                            Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение. Вот с таким настроением начинаем наше занятие. Садитесь за столы. Сейчас я произнесу чистоговорку “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!”, а вы скажите, какой звук чаще всего в ней повторяется. Кто уже догадался?

Дети: Чаще всего  здесь повторяется звук Ц.

Воспитатель: Правильно!  Давайте все вместе произнесём звук Ц. Назовите слова, в которых есть этот звук (цыплёнок, царь, цапля и т.д.). Повторяйте за мной чистоговорку сначала медленно, затем в быстром темпе, с разной силой голоса. Ребята, слышите, кто-то стучит к нам в дверь. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Снегурочку). Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?                                                                                                     Снегурочка:  Пришла весна, тает снег, текут ручьи, ярко светит солнце, значит, я тоже растаю. Я заблудилась в лесу, не могу найти из какой я сказки.                                                                                                         Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе поможем. Поможем ей, ребята? Садись сюда. Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную подснежниками). Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра “Назови слово”.

Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна” и кладут бумажный цветок в корзину. Например, подснежник, капель, скворец, проталина, ручьи, сосульки,  и т.д.

Воспитатель: Возьми, пожалуйста, Снегурочка, это для тебя мы набрали полную корзину с весенними словами. (Дети садятся за столы). А теперь, давайте вспомним, откуда появилась Снегурочка, что с ней произошло и чем закончилась  её история.

Дети: Жили-были старик со старухой и не было у них детей. Решили они сделать себе дочку из снега. Старик вылепил ручки, ножки, личико и девочка ожила. Снегурочка росла послушной, ласковой, работящей девочкой. Но кончилась зима, наступила весна. Снегурочка с каждым днём все молчаливее и грустнее становится. Радовалась она только пасмурной и дождливой погоде. За весной пришло лето. Пошла как-то Снегурочка с подружками в лес за ягодами. Вечером развели девушки костер на поляне и стали перепрыгивать через него. Дошла очередь и до Снегурочки. Прыгнула девочка и превратилась в белое облако. Долго подружки искали её, только лесное эхо отдавалось: «Ау! Ау! Ау!»

Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Ребята, скажите, как называется это явление природы?

Дети: Круговорот воды в природе.

Воспитатель: Верно!  Дети,  вспомните, из чего была сделана Снегурочка? Правильно, из снега. Подберите к слову «снег» похожие слова (Снежок, снежинка, снеговик снежный, снеженика). Во всех этих словах слышится одинаковая часть «снег», и слова эти по-разному связаны со снегом. А теперь поиграем в игру «Подбери слово». Я буду читать слова, а вы должны подобрать к ним противоположные по смыслу.

Игра “Подбери слово”.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь «близко».

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу –

Ну, отвечай: «конец».

Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физкультминутка

Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны)
Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)
Головой кивают, (кивок головой)
Солнышко встречают (поднять руки кверху, показать солнышко).

Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем отгадывать загадки. Смотри, как это делают наши дети.

Рыжая с пушистым хвостом. Живёт в лесу под кустом. (Лиса)                                  Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, Белые реснички. (Ромашки)                    Маленькая, серенькая, Под полом живёт. По ночам скребёт. (Мышь)                             Пыль увижу – заворчу, Заворчу и проглочу. (Пылесос)

Воспитатель: Вы, ребята,  просто молодцы! Вы научили Снегурочку не только отгадывать загадки, подбирать слова по смыслу, но и помогли ей найти свою сказку. На этом наше занятие окончено. Что нового сегодня вы узнали? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Путешествие в весну»

закрепить представления детей о весне, о еёпризнаках; учить понимать смысл загадок и пословиц; узнавать и называть перелётных птиц, составлять описательные рассказы о них; активизировать речь детей; в...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения" в подготовительной группе.

Данный конспект будеи полезен и интересен педагогам ДОУ и логопедам, работающими с детьми старшего дошкольного возрапста....

Конспект ООД по развитию речи на тему: “Как гномик весну искал”

Занятие по развитию речи “Как гномик весну искал&rdquo...

Конспект занятия по Развитию Речи На тему: «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.Задачи:Развивать умение подбирать антонимы;Развивать связную речь.Развивать двигательную и познавательную ак...

13.12.2022 г. Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)...

Конспект занятия по развитию речи. На тему: «Итоговая беседа о зиме» (в подготовительной группе)

Конспект открытого занятия по развитию речи. На тему: «Итоговая беседа о зиме» (в подготовительной группе) Подготовила и провела: Камбулатова З.МДетский сад №12 «Семицветик»...