Дидактические игры на развитие словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Печёнкина Кристина Олеговна

Подбор дидактических игра на развитие антонимии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня.

МБДОУ  «ЦРР – детский сад «Колокольчик»

Учитель – логопед: Печёнкина К.О.

Для того чтобы научить сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе взрослый интонацией подчеркивает их качественную противоположность.

Например: широкая — узкая лента, длинный — короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы.

Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие упражнения:

  1. Дидактическая игра « Скажи словечко наоборот»

Дополнить фразу словами, противоположными по значению.

«Река — глубокая, ручей — мелкий».

 «Зимой день короткий, летом длинный»,

«Весной ласточки прилетают, осенью улетают».

Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях.

 «Рубашка — новая, а майка старая»

 «Синий карандаш острый, а красный тупой»

При объяснении слов-антонимов детям можно показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет.

Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий), учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий — тихий; сладкий — соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой.

  1. Дидактическая игра «Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка .

— Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.

— Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

— Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

…Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-есушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

  1. Дидактическая игра «Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

Использованная литература:

Косинова Е. «Уроки логопеда». Москва 2009

Под. Ред. Стребелевой Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». Москва «просвещение» 2009.

Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Спб.: «Детство-пресс», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)

Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.

Целью игр является закрепление в речи детей употребления относительных, притяжательных прилагательных и способов их образования, слов-антонимов, развитие воображения, памяти....