Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» (взаимосвязь воспитателя и учителя – дефектолога в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ)
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

 

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Смешляндию» для детей с ОНР 1 года обучения разработан на основе специальной программы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина  «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» и методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения.  Занятие включает в себя использование ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_smeshlyandiyu.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад» № 4

Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ

в группе с ОНР 1 года обучения

Путешествие в страну Смешляндию

«Дифференциация звуков С – Ш».

                                                                                                              Выполнили:

                                                                                                               Воспитатель

                                                                                                                  Маркова

                                                                                                         Ирина Николаевна

                                                                                                      Учитель – дефектолог

                                                                                                                  Пенькова

                                                                                                           Ирина Семеновна

Владимир,  2014 г.

Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ

Путешествие в страну Смешляндия

«Дифференциация звуков С – Ш».

Форма проведения: путешествие

Категория детей: дети 5 – 6 лет, старшая группа для детей с ОНР

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические

Оборудование: интерактивная доска, схема – слова, карточки с буквами, бусины для артикуляции, платки.

Цель: Дифференциация звуков С и Ш в словах, во фразах и в предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей правильно употреблять в словах, во фразах и в предложениях звуки С – Ш
  • Расширять словарный запас
  • Формировать навыки звуко – буквенного анализа и синтеза

Коррекционно – развивающие:

  • Продолжать развивать навыки правильного произношения звуки С и Ш в словах, во фразах и в предложениях с использованием наглядного моделирования
  • Развивать навыки фонематического анализа путем определения места звука в слове
  • Развивать логическое мышление
  • Развивать общую и мелкую моторику, оценивать координационные навыки
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику рук через выполнение упражнений  использованием ИКТ и пальчиковых игр.
  • Развитие фонематического восприятия

Воспитательные:

  • Формировать навыки самоконтроля у детей за правильным произношением звуков С и Ш.
  • Воспитывать стремление преодолевать трудности
  • Воспитывать умение работать в детском коллективе

- 2 -

Структура НОД

Структура

Содержание

Время

  1. Организационный момент

Минута релаксации

Круг желаний (создание психоэмоционнального настроя)

Актуализация знаний

  1. мин.
  1. Основная часть

Путешествие по станциям:

  • Станция «Гимнастическая»

(выполнение артикуляционной гимнастики с бусинами)

  • Станция «Загадок»
  • Станция «Звуковая»

(определение место звука в слове)

  • Станция «Ловкие пальчики»

(выполнение пальчиковой гимнастики с носовым платком)

  • Работа с карточками
  • Дифференциация звука С и Ш
  • Составление слова по начальным буквам
  1. мин.
  1. Гимнастика для глаз

Выполнение зрительных упражнений

        5 мин.

  1. Заключительная часть

Поиск смешариков

Подведение итогов занятия

5 мин.

Итого 30 - 35 мин

- 3 -

Ход НОД:

  1. Организационный момент

Учитель –дефектолог: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады видеть Вас.

Занятие сегодня необычное, мы поговорим о звуках.  

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть

(дети стоят в кругу)

Минута релаксации (аудиозапись музыки «Солнечный круг»)

Круг желаний

Дети прислушаются к музыке (аудиозапись музыки «Песенка Красной шапочки»

Появляется веселая девочка по имени Саша.

Воспитатель (Девочка Саша): Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте дети!  Ой, а вы не подскажите,  куда это я попала. Как здесь много детишек. Все такие красивые и веселые

Дети: В детский сад.  

Воспитатель (Девочка Саша): в детский сад... Скажите, пожалуйста, а чем же вы занимаетесь в детском саду?

Дети: Играем, рисуем и т.д.

Учитель - дефектолог: Девочка, а ты даже нам не представилась. Как тебя зовут?

Воспитатель (Девочка Саша): Мое имя написано на этой табличке, но она как вы видите перевернутая.

(Воспитатель обращает внимание детей на перевернутый бейджик).

 Попробуйте отгадать мое имя. Вот вам небольшая подсказка – в моем имени есть звук С и Ш.

Дети: Саша

Воспитатель (Девочка Саша): Молодцы, ребята

Учитель – дефектолог: Скажите, где должен находиться язычок при произнесении звука С?

Дети: внизу

- 4 -

Воспитатель: Давайте все вместе посвистим, как чайник «С – С – С»

Учитель – дефектолог : Где находиться язычок, когда мы произносим звук Ш

Дети: Вверху

Воспитатель:  Давайте дружно пошипим, как змейки «Ш – Ш – Ш»

Молодцы, ребята!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в волшебную страну Смешляндия.

Чтобы отгадать,  кто живет в этой стране,  слушайте загадку:

В мультфильме каждый видел их

Веселых, грустных и смешных

Героев не узнать нельзя

Мы любим их совсем не зря

Круглые как шарики,

Конечно же…. СМЕШАРИКИ

Посмотрите – ка на доску. Вы правильно отгадали, вот они и появились.

(приложение 1, слайд № 2)

Но попасть в эту страну может тот, кто хорошо и старательно занимается, отвечает на вопросы полным ответом.

Готовы  отправиться в путешествие?  Как вы думаете, на каком транспорте мы можем  отправиться в страну Смешляндия

(Ответы детей)

Учитель - дефектолог: Назовите, транспорт, в котором есть звуки С или Ш?

Дети: самолет, автобус, троллейбус и т.д.

  1. Основная часть

Воспитатель: Путешествовать мы будем на воздушном шаре. А вот и наш воздушный шар. Занимайте посадочные места. Наш воздушный шар взлетает в воздух.

- 5 -

Учитель - дифектолог:  1станция «Гимнастическая»

 (приложение 1, слайд № 3)

Мы прибыли на станцию «гимнастическая» и научим Бараша выполнять гимнастику с бусинами (выполнение гимнастики с бусинами)

Воспитатель (Девочка Саша):

2 станция «Загадок» (приложение 1, слайд № 4)

Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждет станция «Загадок». Посмотрите, кто нас встречает.

Крош, для вас подготовил загадки. Кто отгадку знает, тот руку поднимает. Внимательно слушайте (приложение 1,слайд 5,6,7,8,9)

С хозяином дружит,
Дом сторожит, живет под крылечком, 
Хвостик колечком.
                                     (Собака)

У неё большая грива,
Есть копыта, есть и хвост.
Скачет быстро и красиво -
Просто глаз не оторвешь.
                                       (Лошадь)

Мохнатенькая, усатенькая,

молоко пьет, песенки поет.

                                     (Кошка)

Толстовата, неуклюжа,
Любит грязь и любит лужи,
Любит спать и любит хрюкать,
Пятачком в грязи похлюпать?
                                     (Свинья)

Живет в норке,

Грызет корки,

Короткие ножки,

Боится кошки

                                      (Мышка)

- 6 -

Учитель - дефектолог:

3 Станция «Звуковая» (приложение 1, слайд № 10 – 16)

Определение места звука в слове

Воспитатель: станция «Ловкие пальчики» (приложение 1, слайд № 17)

Давайте научим смешариков выполнять пальчиковую гимнастику с платочками

(выполнение пальчиковой гимнастики с носовым платком)

«У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота»

Учитель - дефектолог:

Работа с карточками: Нюша показывает картинки дети, в которых есть звук С или Ш, дети поднимают  поднимают соответствующую карточку.

(приложение 1, слайд № 18 - 24)

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Лосяше разобрать вещи. На стол поставим предметы, в которых есть звук С, а в шкаф – предметы со звуком Ш.

Учитель - дефектолог вызывает детей к доске и обговаривает правильно ли они распределили предметы (приложение 1, слайд № 25)

Учитель - дефектолог: Определение слова по начальным буквам.

Поможем Копатычу отгадать зашифрованное слово и составить с ним предложение (приложение 1, слайд № 26, 27 )

Воспитатель : Выходите к доске, встали в линейку. Смотрите на доску и следите за солнышком и за бабочкой глазками. Головой не крутите.

Молодцы, все старательно выполняли упражнение.

(выполнение зрительной гимнастики) Приложение 2 «Гимнастика для глаз»

- 7 –

  1. Заключительная часть

Воспитатель  (ДевочкаСаша):  Пока мы выполняли зрительную гимнастику наши смешарики куда – то разбежались. Давайте попробуем их найти, а поможет нам в этом музыка. Если музыка будет тихая играть, значит их нет рядом, если громкая – значит они где – то поблизости и надо внимательно смотреть во все стороны. Договорились. Пойдемте искать смешариков.

Ребята, смотрите у одного из смешариков для вас подарки. Они очень рады, что вы их научили выполнять гимнастику для язычков  и для пальчиков и дарят вам подарки.

Учитель - дефектолог:

Вот и подошло к концу наше путешествие

Ребята, вам понравилось путешествие? В какой стране мы побывали? Кто живет в этой стране? Что вам больше всего понравилось? С какими звуками мы путешествовали?

Молодцы, все старались.

До свидания!

- 8 -

Библиография

  1. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина  «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» М.: Просвещение,2010.
  2.  Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР» Программно – методические рекомендации. М.: Дрофа, 2009.
  3. Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие» М.: 2012.
  4. О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» М.: Сфера, 2010.
  5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
  6. Я.Л. Юдина, И.С. Захарова «Сборник логопедических упражнений» М.: Вако, 2010.
  7. Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедическом детском саду с ОНР»

 

- 9 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну здоровья» для детей второй младшей группы.

Тема: «Путешествие в страну здоровья»Методика дошкольного образования: Речевое развитие, Здоровье, Физическое воспитание, Безопасность.Программное содержание: Закрепить представлен...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по стране Знаний» для детей подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детй подготовительной группы.Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие детей; совершенствовать слуховое восприятие...

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов (сказкотерапия)

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД  по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи»для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи " Путешествие в Страну сказок" ( для детей средней группы).

В ходе занятия ребята получают письмо от медвежонка Топтышки из сказочного леса, который просит ребят нарисовать ему рисунки своих любимых сказок. Ребята выполняют задания, отгадывают загадки, собираю...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД  по развитию речи «Путешествие в страну Красивой Речи»для детей старшего дошкольного возраста...