Главные вкладки

    Статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
    «Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

    Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования науки Самарской области

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    Самарский областной институт повышения квалификации

    и переподготовки работников образования

    Итоговая работа

    по курсу повышения квалификации по ИОЧ

    «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

    на тему

    «Система работы по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

    время обучения: 1 сессия: 13.10.2014 – 17.10.2014г.

                                2 сессия: 27.10.2014 – 31.10.2014г.

                                     Выполнила

                                                                              Михайлова Галина Александровна

                                   воспитатель

                                                                                ГБОУ СОШ 2 СП д/с «Буратино»

                                                                                                п. г. т. Усть- Кинельский

    Самара, 2014г.


    1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

    1. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.

     В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез). 

    Но, как показывает практика существуют определенные недостатки, как в результатах, в основном процессе, так и в условиях профессиональной деятельности.

          Анализ недостатков в результатах:

    • У  детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух.
    •  Дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова.
    • Затруднятся делить слова на слоги.
    • Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ.
    • Затрудняются давать характеристику звукам.
    • Не выделяют ударный гласный в словах.
    • Не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова.
    • Недостаточно развита связная  речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или  серии картин.
    • У  детей старшего дошкольного возраста имеются  отклонения в развитии речи.
    • Не развиты навыки мелкой мускулатуру пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

    Анализ недостатков в основном процессе:

    • Низкая компетентность педагогов по вопросам формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников.
    • Отсутствует преемственность по группам  в образовательном процессе.
    • Использование недостаточно эффективных форм и методов.
    • Недостаточная компетентность родителей.

    Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

    •  Ограничены технические и демонстрационные возможности.
    • Отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений звуковой аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста.
    •   Нехватка педагогических кадров.
    • Не соблюдена последовательность этапов.

    2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

    Проблема заключается в недоразвитии фонематического восприятия, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

      3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у дошкольников

    • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
    • может выражать свои мысли и желания,
    • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
    • построения речевого высказывания в ситуации общения,
    •  может выделять звуки в словах,
    • у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
    1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

    Рассматривая проблему готовности детей к школе, мы выявили, что основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. По мнению Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, А.Я.Ястребовой трудности, возникающие у детей при обучении чтению и письму, являются следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также следствием несформированности связной речи.

    Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте:

    1. Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
    2. Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
    3. Ознакомление со словесным составом предложения.
    4. Ознакомление со звуковым строением слов -  формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.

    Совместная деятельность детей с педагогом

    Начинается  работа со знакомства с неречевыми звуками. Цель: формировать  у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие. «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?»

    Упражнение «Веселый поезд», «Буквы, слоги и слова», «Телеграф»  Цель: формировать умение  делить слова на слоги.

    Дидактическая игра «Жуки прилетели», «Найди картинку». Цель: развивать умение выделять согласные звуки.

    Дидактическая игра «Назови слова»,

    Упражнение «Подбери слова к схеме». Цель: формировать умение подбирать слова к заданной схеме.

    «Назови первый звук», «Магазин», «Поймай звук» Цель: развивать фонематический слух.

    «Умный поезд» Цель: упражнять детей находить местоположение звука.

    "Подбери похожие слова» Цель: развивать умение подбирать слова близкие по звучанию.

    Для дифференциации звуков и определения звука в слове используют такие игры как «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы».

     При обучении детей составлению слогов и их слиянию в звукокомплекс очень удобна игра «Капитан» и «Дружат звуки».

    Основные направления учителя-логопеда:

     1. Развитие  фонематического  восприятия. Узнавание  неречевых  звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса  на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация  фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

     2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

        3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков  в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

    4.  Обогащение  словарного  запаса  и  развитие практического   умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: летел, прилетел, вылетел, перелетел…) или с помощью одной приставки от разных глагольных  основ  (например: принес, прилетел, ..). Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

        5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого  этапа  являются  работа  над  пониманием  и употреблением  предлогов,  составление  предложений   по   картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

        6. Развитие связной речи. Ведётся работа  по  обучению  составлению  описательных  рассказов  и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

             Работа с родителями

    - Изготовление  пособий и консультаций для родителей.

    - Создание консультативного сайта.

    - Проведение мастер – классов.

    Изменения в контроле:

    - Диагностика дошкольников методом  наблюдения, бесед.

    5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

    Кадровые:

    • Привлечение в педагогический процесс учителя-логопеда.

    Научно-методические

    • Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме
    • Выбор новых современных эффективных средств и форм работы (в том числе с применением ИКТ) с воспитанниками, родителями и педагогами по формированию звуковой аналитико-синтетической активности (электронная почта, сайт детского сада, буклеты, фото презентации и др.)

    Психолого-педагогические:

    • Проведение методобъединений по подготовке детей обучению грамоте;
    • Повышение уровня компетентности педагогов по вопросу формирования у детей дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности
    • Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой аналитико-синтетической активности
    • Проведение  мастер-классов, семинаров, круглых столов для родителей

    Материально-технические:

    • Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов
    • Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры
    • Дополнение  сюжетно-ролевой игры «Школа»;

    Список используемой литературы

    Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

    Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях — М.: Гном, 2013

    Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.

    Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976.

    Глоссарий терминов

    Буква — отдельный символ какого-либо алфавита, графема. Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи, но это не обязательно. У буквы может существовать несколько равнозначных вариантов написания, не меняющих её произношения и смысла. Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова.  

    Гласные  звуки— тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.  

    Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глоткаротовая полость с языкомлёгкиеносовая полостьгубызубы). 

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.  

    Слово  - это единица языка, которая называет объекты, идеи, отношения и т. п. 

    Согласные звуки — это звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога.

    Социально-коммуникативное развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

    Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. 

    Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

    Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

    «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

    Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...

    Примерная циклограмма для планирования работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности в подготовительной группе

    Циклограмма содержит разные  формы работы воспитателя во всех режимных моментах для формирования и совершенствования звуковой аналитико-синтетической активности в подготовильной группе...

    Проект. Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Проект по теме: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»....

    «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

    С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

    Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

    Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...