Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"
материал (подготовительная группа) на тему

Попова Светлана Геннадьевна

Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»

Ход собрания

На мольберте красочно  обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся  с выставкой литературы по развитию речи ребёнка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

*Язык до Киева доведёт.

*В  добрый час молвить,  в худой промолчать.

*Мал язык, да всем телом владеет.

*Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

*Кто говорит, тот сеет.

*С тобою разговориться, что мёду напиться.

*Слово не стрела, а сердце сквозит.

*Без языка и колокол нем.

* Не пройми копьём, а пройми языком.

*Язык без костей работает на хозяина и на гостей

*Язык впереди ног бежит.

1. «Весёлые размышлялки - рассуждалки».

Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов. Например :Конкуренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепёк, полуфабрикат, столпотворение и др.

Интересные , юмористические рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их участие.

2.О развитии речи шестилетнего ребёнка.

Выступление воспитателя.

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным  развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается  совершенствование всех сторон речи. Всё более правильным становится произношение звуков,  более развёрнутыми – фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата остаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей  в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Р и Л, после чего дети начинают чётко и внятно произносить слова разной сложности.

Значительно  увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный и качественный  состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми  и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.  При рассказывании  ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления  многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи, с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Ребёнок умет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая нормы литературного произведения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь.

Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребёнок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми.

Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что в свою очередь, даёт ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку. Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:

*Воспитание звуковой культуры речи;

*Обогащение активного и пассивного словаря;

*Формирование грамматического строя речи;

*Развитие связной речи (диалогической, монологической).

Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.

1.     Речевые игры - помощницы

Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе поиграть в эти игры.

Игра «Кто самый упрямый»

Логопед предлагает поиграть с ребёнком в упрямого мальчика или упрямую девочку. Такая игра поможет активизировать употребление антонимов в речи ребёнка и сделает дорогу в детский сад гораздо интереснее. Ребёнок вместе со взрослыми рассказывает стихотворение, называя противоположные  по значению слова.

Прощальная игра

Скажу я слово  « высоко», а ты ответишь… (низко)

Скажу я слово «далеко»,  а ты ответишь…  «близко»

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты …(храбрец)

Теперь «начало» я скажу, ответишь ты… (конец)   Д.Чиарди

Далее можно продолжить играть, называя противоположные по значению:

*прилагательные:  мокрый – сухой,  добрый – злой, тупой – острый, светлый – тёмный,  горячий  – холодный,  послушный – озорной,  сильный – слабый, кривой – прямой;

*существительные:  день  – ночь,  добро  – зло,  мальчик  – девочка, богатство – бедность,  жадность – щедрость;

*глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.

4. Развитие интонационной выразительности речи

воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. в большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте  прочитать  ребёнку один и тот же текст по- разному:  монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу заметит разницу.  Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к ним других людей.

Интонация включает в себя: - мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

- темп (ускорение и ли замедление скорости произнесения фраз;

- ритм (чередование ударных слогов);

- тембр (эмоциональную окраску голоса);

- логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)

Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приёмы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.

2.     Художественное слово в воспитании дошкольников

Выступление воспитателя

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции переживания, объяснить собственную позицию.  Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив , развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи.   Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Воспитатель предлагает ознакомиться  с содержанием памятки.

Презентация проекта "Развитие речи средствами самостоятельного экспериментирования." Воспитатель: Попова С.Г