перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ «Здравствуй детский сад | «Мы – воспитанники старшей группы»
| Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с |
Упражнять детей в отчетливом произношении звуков С-З и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. |
ПДД
| «Правила дорожного движения» | Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи детей. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие. |
| Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Дорога к дому» | Учить рассказвать (личный опыт), ориентируясь на план. . Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы из личного опыта |
Овощи. Фрукты | Что растет на нашей грядке? | Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных в именительном падеже; научиться правильно употреблять форму винительного падежа существительных и строить предложения. Закреплять с детьми обобщающее понятие «фрукты»: названия, их части, где растут, кто ухаживает за садом. Научить детей образовывать названия плодовых деревьев в зависимости от плода, употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени. |
| «Овощи и фрукты в магазине» | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять рассказ.
|
Растения леса. Грибы | Пересказ, В. Чаплина «Лес » | Развивать умение составлять рассказ.Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения.
|
| Составление рассказа по теме «Дары из леса» | Расширять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять понимание и практическое употребление предлога с, совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, развивать внимание и мышление. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_itog.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ «Здравствуй детский сад | «Мы – воспитанники старшей группы» | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков С-З и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | |
ПДД | «Правила дорожного движения» | Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи детей. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие. |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Дорога к дому» | Учить рассказвать (личный опыт), ориентируясь на план. . Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы из личного опыта | |
Овощи. Фрукты | Что растет на нашей грядке? | Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных в именительном падеже; научиться правильно употреблять форму винительного падежа существительных и строить предложения. Закреплять с детьми обобщающее понятие «фрукты»: названия, их части, где растут, кто ухаживает за садом. Научить детей образовывать названия плодовых деревьев в зависимости от плода, употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени. |
«Овощи и фрукты в магазине» | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять рассказ. | |
Растения леса. Грибы | Пересказ, В. Чаплина «Лес » | Развивать умение составлять рассказ.Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения. |
Составление рассказа по теме «Дары из леса» | Расширять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять понимание и практическое употребление предлога с, совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, развивать внимание и мышление. | |
ОКТЯБРЬ Хлеб. Зерновые культуры | Откуда хлеб пришел» | Учит детей отгадывать загадки , составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок, учить понимать литературные выражения, народные пословицы, активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей. |
«Хлеб всему голова» | Учить детей составлять схемы, а затем по ним составлять рассказ на заданную тему. Умение выбирать из рассказа все самое интересное и главное | |
Транспорт | «Веселые машинки» | Активизировать словарь детей по теме «транспорт», Продолжать учить детей правильно употреблять в речи предлоги на, с, через, под, правильно употреблять глаголы с помощью приставок |
Мы едем, едем, едем…» | закреплять классификацию транспорта по видам; закреплять умение различать машины по функциональным признакам. | |
Домашние животные | Рассказывание из личного опыта «Мой любимец» | Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Воспитывать любовь к животным |
Составление рассказа по картинкам «Как мне купили котенка» | Обогащать словарь детей по теме, ввести в словарь детей слова, обозначающие названия домов для животных; закреплять навыки образования множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные, продолжать учить детей правильному употреблению в речи местоимений мой, моя, моё, мои, развивать память. | |
Дикие животные | «Дикие животные наших лесов» | Актуализация и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных суффиксальным способом), совершенствование навыков звукового анализа слов. Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, зрительно-слухового внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, бережного отношения к природе. Расширять словарь, закреплять навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных, образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять рассказ-описание с помощью схемы. |
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» | Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Закрепить:- правило произношения звуков [с], [ш]; - умение произносить их протяжно на одном выдохе; - умение делить слова на части | |
Семья | « Я и моя семья» | Научить детей определять родственные отношения в семье, точно и полно отвечать на вопросы; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками, подбирать признаки к предметам, развивать внимание мышление. |
Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя!» | Воспитывать любовь к членам своей семьи. Понимать и объяснять смысл пословиц о семье. Упражнять в построении предложений | |
НОЯБРЬ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ | Про снежный колобок | Активизировать словарь по теме «Одежда». Пополнять словарь приставочными глаголами, учить детей различать глаголы с разными приставками. Упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку. Расширять и уточнять словарь по теме, классифицировать обувь в зависимости от сезон. Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; развивать память и мышление детей. |
«Как Миша потерял варежку» | Учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем развивать мышление и внимательность | |
Посуда. Сервировка стола | Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» | Учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает» и описывать в своем рассказе о предметах посуды, учить сравнивать разные виды посуды по материалу,. По размерам и назначению. |
Чтение и дальнейший пересказ сказки «Маша и медведи» | Активизировать словарь детей по теме «посуда»; учить детей классифицировать посуду по назначению; образовывать существительные с помощью суффикса –ниц-; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; упражнять в составлении сложных предложений с союзом а. | |
МЕБЕЛЬ | «Моя комната» | Продолжат учить детей группировать предметы по назначению, классифицировать их; закреплять обобщающее понятие «мебель», учить детей выделять существенные признаки предметов, познакомит с устройством квартиры, с названием мебели в зависимости от части квартиры, расширять словарь по теме, совершенствовать навык образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление в речи предлога из, развивать память, мышление. |
Составление рассказа-описания «Мебель в доме» | Закрепить умение, учить составлять рассказ-описание с опорой на картинный план. Расширить, уточнить словарь по теме «Мебель». Развивать связную монологическую речь, умение участвовать в коллективных беседах. | |
Безопасность дома | «Опасное и неопасное электричество» | познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»; ознакомить с основными правилами пользования электроприборами |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки | |
ДЕКАБРЬ ИГРУШКИ | ||
Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; научить дошкольников, составляя рассказы быть самостоятельными. Руководствоваться планом |