перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Прокофьева Ирина Юрьевна

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

«Здравствуй детский сад

«Мы – воспитанники старшей группы»

 

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

 

 

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

 

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков С-З и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

ПДД

 

«Правила дорожного движения»

Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи детей. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие.

 

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Дорога к дому»

Учить рассказвать (личный опыт), ориентируясь на план.

. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы  из личного опыта

Овощи. Фрукты

Что растет на нашей грядке?

Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных в именительном падеже; научиться правильно употреблять форму винительного падежа существительных и строить предложения.

Закреплять с детьми обобщающее понятие «фрукты»: названия, их части, где растут, кто ухаживает за садом. Научить детей образовывать названия плодовых деревьев в зависимости от плода, употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени.

 

«Овощи и фрукты в магазине»

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять рассказ.

 

Растения леса. Грибы

Пересказ, В. Чаплина «Лес »

Развивать умение составлять рассказ.Упражнять в подборе сино­нимов и антонимов, прилага­тельных и наречий в сравни­тельной степени. Обогащать речь существи­тельными, обозначающими расте­ния.

 

 

Составление рассказа по теме «Дары из леса»

Расширять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять понимание и практическое употребление предлога с, совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, развивать внимание и мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_itog.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

«Здравствуй детский сад

«Мы – воспитанники старшей группы»

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. 

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков С-З и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

ПДД

«Правила дорожного движения»

Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи детей. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие.

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Дорога к дому»

Учить рассказвать (личный опыт), ориентируясь на план.

. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы  из личного опыта

Овощи. Фрукты

Что растет на нашей грядке?

Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных в именительном падеже; научиться правильно употреблять форму винительного падежа существительных и строить предложения.

Закреплять с детьми обобщающее понятие «фрукты»: названия, их части, где растут, кто ухаживает за садом. Научить детей образовывать названия плодовых деревьев в зависимости от плода, употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени.

«Овощи и фрукты в магазине»

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину и составлять рассказ.

Растения леса. Грибы

Пересказ, В. Чаплина «Лес »

Развивать умение составлять рассказ.Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения.

Составление рассказа по теме «Дары из леса»

Расширять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять понимание и практическое употребление предлога с, совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, развивать внимание и мышление.

ОКТЯБРЬ

Хлеб. Зерновые культуры

Откуда хлеб пришел»

Учит детей отгадывать загадки , составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок, учить понимать литературные выражения, народные пословицы, активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей.

«Хлеб всему голова»

Учить детей составлять схемы, а затем по ним составлять рассказ на заданную тему. Умение выбирать из рассказа все самое интересное и главное

Транспорт

«Веселые машинки»

Активизировать словарь детей по теме «транспорт», Продолжать учить детей правильно употреблять в речи предлоги на, с, через, под, правильно употреблять глаголы с помощью приставок

Мы едем, едем, едем…»

закреплять классификацию транспорта по видам; закреплять умение различать машины по функциональным признакам.

Домашние животные

Рассказывание из личного опыта «Мой любимец»

Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Воспитывать любовь к животным

Составление рассказа по картинкам «Как мне купили  котенка»

Обогащать словарь детей по теме, ввести в словарь детей слова, обозначающие названия домов для животных; закреплять навыки образования множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные, продолжать учить детей правильному употреблению в речи местоимений  мой, моя, моё, мои, развивать память.

Дикие животные

«Дикие животные наших лесов»

Актуализация и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных суффиксальным способом), совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, зрительно-слухового внимания и восприятия, тонкой и общей моторики.

воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, бережного отношения к природе.

Расширять словарь, закреплять навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных, образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять рассказ-описание с помощью схемы.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Закрепить:- правило произношения звуков [с], [ш];

- умение произносить их протяжно на одном выдохе;

- умение делить слова на части

Семья

« Я и моя семья»

Научить детей определять родственные отношения в семье, точно и полно отвечать на вопросы; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками, подбирать признаки к предметам, развивать внимание мышление.

Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя!»

Воспитывать любовь к членам своей семьи. Понимать и объяснять смысл пословиц о семье. Упражнять в построении предложений

НОЯБРЬ

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Про снежный колобок

Активизировать словарь по теме «Одежда». Пополнять словарь приставочными глаголами, учить детей различать глаголы с разными приставками. Упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку.

Расширять и уточнять словарь по теме, классифицировать обувь в зависимости от сезон. Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; развивать память и мышление детей.

«Как Миша потерял варежку»

Учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем развивать мышление и внимательность

Посуда. Сервировка стола

Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

Учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает»  и описывать в своем рассказе о предметах посуды, учить сравнивать разные виды посуды по материалу,. По размерам и назначению.

Чтение  и дальнейший пересказ сказки «Маша и медведи»

Активизировать словарь детей по теме «посуда»; учить детей классифицировать посуду по назначению; образовывать существительные с помощью суффикса –ниц-; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; упражнять в составлении сложных предложений с союзом а.

МЕБЕЛЬ

«Моя комната»

Продолжат учить детей группировать предметы по назначению, классифицировать их; закреплять обобщающее понятие «мебель», учить детей выделять существенные признаки предметов, познакомит с устройством квартиры, с названием мебели в зависимости от части квартиры, расширять словарь по теме, совершенствовать навык образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление в речи предлога из, развивать память, мышление.

Составление рассказа-описания  «Мебель в доме»

Закрепить умение, учить составлять рассказ-описание с опорой на картинный план. Расширить, уточнить словарь по теме «Мебель». Развивать связную монологическую речь, умение участвовать в коллективных беседах.

Безопасность дома

«Опасное и неопасное электричество»

познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»;

ознакомить с основными правилами пользования электроприборами

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки

ДЕКАБРЬ

ИГРУШКИ

Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; научить дошкольников, составляя рассказы быть самостоятельными. Руководствоваться планом