Занятие для индивидуальной работы с ребенком с алалией
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Конспект имеет место быть в случаи взаимодействия воспитателя и логопеда. Проводится в режимные моменты. индивидуально. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_rebenka_s_alaliey_.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с ребенком (3,5 года)

Логопедический статус: понимание обращенной речи, собственная речь представлена наличием нескольких слов и гласных (папа, мама,  [О ] - [ О] это дедушка, [А ] - [ А] - это бабушка, [ И ] - [ И ] - это зайчик).

Первый уровень недоразвития речи (моторная, экспрессивная алалия).

Интеллект соответствует возрасту.

Цель: Четкое произнесение звуков ([ А ], [ О ] , [ И ]   с  выделение первого ударного гласного звука  (размер 2/4) в таких словах как: Аня, Оля, Ия.

Задачи:

  • Установить коммуникативный контакт (эмоциональный и доверительный).
  • Использование РМИСР в процессе занятия.
  • Познакомить с зеркалом.
  • Развитие артикуляторного праксиса, лицевого и тактильного гнозиса.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематического и эмоционального слуха.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Оборудование:

куклы тряпичные, разноцветные (зеленая, красная, желтая);

картинки (символы Фомичевой);

картинки для артикуляционной гимнастики;

машинка с веревочкой;

руль для воображаемой машинки;

зеркальце;

музыкальный центр;

фрагмент записи из симфонической сказки А. Лядова "Кикимора"(тема народного сказания).  

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Поздороваться с помощью пальчиковой гимнастики.

Я здороваюсь везде (большой и указательный палец смыкаются)

Дома и на улице, (большой и средний палец смыкаются)

Даже "Здравствуй!" говорю (безымянный и большой палец смыкаются)

Я соседской курице (мизинец и большой палец смыкаются).

2. Артикуляционная гимнастика:

1. "Сова" (широко открываем, а затем зажмуриваем глаза).

2. "Обиделись и обрадовались" (улыбаемся, растягивая губы. Обижаемся - уголки губ опускаем вниз, выворачиваем нижнюю губу).

3. "Вкусное варенье" (облизываем кончиком языка губы).

4. "Язычок показался, а потом спрятался" (открываем рои и высовываем язык, а затем прячем его, закрывая рот)

5. "Поймай жука и комара" (имитируем звук летящего жука [ Ж...]  и комара [ З...] 

6. "Едет паровозик" (смыкаем губы, выдыхая звук [П...] )

7. "Поможем папе накачать колесо" (выдыхая струю на звук [ С...] 

8. "Нюхаем цветок" (вдыхаем носом, выдыхаем ртом на звук [ А ] )

3. Произнесение звуков по картинкам.

Логопед выкладывает картинки Фомичевой М.Ф.  (на звук [ А ] , [ О ],  [ И ].  Объясняет смысл картинок. Затем показывает, как нужно произнести звук. Далее просит ребенка повторить то же самое.

 4.Сюрпризный момент.

Сегодня пришли гости -  кукла Аня (в красном платье), Оля (в зеленом) и Ия (в желтом).

- Повтори, как их зовут?

Ребенок повторяет, как может.

Затем логопед усаживает кукол напротив и просит ребенка показать куклу Аню, затем Олю и Ию.

Далее логопед спрашивает, как зовут куклу в красном платье, затем в зеленом и в желтом.

 А еще у нас в гостях волшебное зеркальце, которое может улыбаться и повторять за нами то, что мы ему покажем.

Логопед просит произнести звук [ А ] , глядя в зеркало, помогая указательным пальцем отвести подбородок вниз. Далее нужно попросить ребенка произнести имя куклы "Аня", так, чтобы оттягивая подбородок книзу выделить первый ударный звук [ А] .

Следующий звук [О] , он произносится в той же последовательности, только с участием логопеда. Верхняя и нижняя губа придерживается пальцами, образуя "клювик".

Звук [И]  произносится на максимально растянутой улыбке, в хорошем тонусе, а последующий  звук [ ЙА ]  энергично выбрасывается, принимая положение гласного [ А ]. 

Спасибо, Леночка! Пока мы с тобой играли с зеркальцем, наши куклы загрустили.

Давай мы их развеселим.

(Логопед предлагает прохлопать имя двух кукол, акцентируя первый хлопок на первой ударной гласной, а вот имя последней куклы, предлагается прохлопать без участия логопеда).

А еще мы сейчас покатаем кукол.

 Логопед предлагает две машины не значительно отличающихся по размеру, но в одну машину три куклы не поместятся. Задача Лены выбрать подходящую по размеру машину и усадить в нее кукол. Затем предлагается покатать кукол, не трогая машины, можно это сделать лишь за веревочку. Ребенок должен додуматься самостоятельно.

Логопед обговаривает ситуацию. Поощряет ребенка, после чего предлагает убаюкать кукол, т.к. они очень устали. Включает музыкальный фон (колыбельная). Вкладывает куклу в руки ребенку, сам обнимает ребенка со спины и напевает ему на ушко мелодию. Если кукла в красном платье, мелодия напевается на гласный звук [ А ].  Куклу Аню убаюкали, остались Оля и Ия. Девочке предлагается исполнить колыбельную для куклы в зеленом платье. Предварительно надо спросить Лену, как зовут куклу в зеленом платье? После ответа, девочке предлагается исполнить колыбельную на звук [ О ] . Так же со звуком [ И ] 

После того, как куклы уснули, логопед достает руль и предлагает завести моторчик у воображаемой машинки, чтобы поехать весело в группу, для имитации звука мотора используем вибрацию губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.  Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...

План индивидуальной работы с ребенком на основе гендерного подхода. Тьюторская работа.

Очень часто за ярким светом "звезд", мы не замечаем тех, кто мог бы светить еще ярче, но им нужно помочь. Задача педагога не только заметить этот потенциал в ребенке, но и дать ему возможность показат...

План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения.

в материале преставлены занятия по формированию навыков общения у ребенка дошкольного возраста...

Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ

Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ...

Университет для педагогов логопедической группы "Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР"

Мастер - класс для педагогов.Тема: "Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР"....

Индивидуальная работа с ребенком-инвалидом по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным проце...

Конспект открытого занятия "Капелька воды" (индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ)

Использование нетрадиционных техник в аппликации. Учить ребенка работать с нетрадиционными материалами....