Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Ковдриш Елена Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»

             (с использованием технологии ТРИЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44388_.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»

             (с использованием технологии ТРИЗ)

Программное содержание:

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие: формировать умение при описании событий  на картине, указывать  место и время действия, используя разные типы предложений; учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ).

Развивающие: развивать монологическую форму речи;  внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников; расширить словарный запас: железная зима, трескучий мороз, скрипучий снег, седая хозяйка, не велик, снежные шубы, долгожданная зима, матушка - зима

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений;  карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка.

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за изменениями в природе;  
  2. Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;
  3. Чтение художественной литературы по теме: З. Александрова "Снежок", И. Суриков "Зима", русских народных сказок "Два Мороза", "Морозко";
  4. Беседа на тему: «Пришла зима»;
  5. Чтение загадок и пословиц о зиме;
  6. Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня

говорить:

«Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокожа, белолица».

Дети: Зима.        

Воспитатель: Верно, зима. Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", " Береги нос в большой мороз" (ответы детей). Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, морозно т.д.). А какая она, зима?  (белая,холодная, хмурая, ветреная, снежная, ледяная т.д.). А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (катание с горки на санках, снежки, катание на лыжах, коньках, игра «Мороз – Красный нос» и т.д.).

Воспитатель: Зимой вы играете в разные игры. Сегодня я предлагаю вам составить рассказы по знакомой картине «Зимние забавы». (Дети проходят на стульчики)

1 этап «Определение состава картины» (работа с первой схемой)

- Какое время года изображено на картине? Какая погода?mhtml:file://C:\Мои%20документы\Использование%20метода%20наглядного%20моделирования%20при%20обучении…расказыванию.mht!full.h2.jpg

(Зима, потому что вокруг много снега, падают снежинки, люди одеты в зимнюю одежду, деревья одели снежные шубы, речку затянуло льдом. Зима, потому что картина называется «Зимние забавы». Погода солнечная, морозная, холодная, ветреная, ясная и т.д.).

- Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?

(взрослые люди; дети: мальчики, девочки, собака, снегири).

- Какие предметы мы видим на картине? (лыжи, санки, коньки, снеговика, снег, снежинки, деревья, гроздья рябины)

- Что делают на картине взрослые? (Они взяли лыжи и отправились в лес, мама вышла на прогулку с маленькой дочкой)

-  Что делают дети? (они катаются на санках, коньках, лепят снеговика и т.д.)

- Как одеты взрослые и дети? (по-зимнему, в теплую и удобную одежду и т.д.)

- Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (радостное, веселое, бодрое, довольное и т.д.)

Итог этапа: Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты и предметы, изображенные на ней.

Физминутка «Лепим снеговика» (движения соответственно тексту)

Сегодня из снежного, мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома

Стоит наша баба у самых ворот

Никто не проедет

Никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе

А жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» (работа со второй схемой)

- Пришел волшебник «Объединяй-ка» и объединил объекты на картине: мальчик – санки, дети – снеговик, ребенок – коньки, взрослые - лыжи, снегири – ветки, снег – деревья, коньки – речка и т.д.). Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине. Например: «Взрослые взяли лыжи, и отправились в лес кататься».mhtml:file://C:\Мои%20документы\Использование%20метода%20наглядного%20моделирования%20при%20обучении…расказыванию.mht!full.h3.jpg

Итог этапа: Все объекты и предметы на картине связаны. Это важно доказать.

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» (третья схема)

Используется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться по внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Даются творческие задания:mhtml:file://C:\Мои%20документы\Использование%20метода%20наглядного%20моделирования%20при%20обучении…расказыванию.mht!full.h4.jpg

- Пришел волшебник «Я слушаю и помог нам услышать…» (ответы детей);

- Пришел волшебник « Я вижу и помог увидеть…» (ответы детей);

- Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).

Итог этапа: речевая зарисовка ощущений от своего имени или от имени объектов картины.

 Физминутка «Строим горку»

Раз, два, раз, два,

Начинается игра

Разгребаем снег лопатой

Строим горку во дворе

Белой и пушистой ватой

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

4 этап «Преобразование объектов во времени» (четвертая схема)

Предлагаем детям выбрать персонажа, представить, как развивался сюжет во времени. Дети составляют рассказы от имени персонажей картины, давая название своему повествованию.mhtml:file://C:\Мои%20документы\Использование%20метода%20наглядного%20моделирования%20при%20обучении…расказыванию.mht!full.h6.jpg

Воспитатель: А теперь пришло время придумать рассказ по картине «Зимние забавы». Выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Придумайте название вашему рассказу. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история.  Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Самостоятельные рассказы троих детей).

Итог этапа: придумывание детьми названия и содержания рассказа.

5 этап «Итог занятия»

Воспитатель: «Ребята, оцените рассказы ваших друзей?» (ответы детей).

Затем педагог дает характеристику рассказам детей. Хвалит детей за работу.

Воспитатель: Какое замечательное время года – зима.  Она приносит нам  

множество сюрпризов и интересных занятий. Свои впечатления мы отражаем в рассказах, рисунках, поделках.  Я предлагаю Вам после занятия нарисовать иллюстрации к вашим  рассказам и организовать из рисунков выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".

Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».Цель: Развивать навыки творческ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Цель: Создать условия для составления вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему через игру.Психолого-педагогические задачи:Обучающие:- учить составлять небольшую рассказ по схеме, соблюдая ...