Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Рудник Анна Иосифовна

Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Основными задачами развития речи ребенка являются — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря разных частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_naglyadno-igrovyh_-_kopiya.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Использование наглядно-игровых средств

                              на занятиях

    по формированию грамматической стороны речи

                           у дошкольников.

       Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.  Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

          Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

         Немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

         Основными задачами развития речи ребенка являются — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи  и меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.

         Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря разных частей речи.

       Формирование грамматического строя речи дошкольника включает работу

  • над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам),
  • словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств),
  • синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

          При организации работы по формированию грамматической стороны речи у детей следует учитывать особенности развития их психических процессов.

У  некоторых дошкольников отмечается снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, отличаются от сверстников быстрой утомляемостью, частой отвлекаемостью, повышенной истощаемостью нервной системы, неспособностью быстро концентрировать и продолжительное время удерживать произвольное внимание.

Поэтому в основу педагогического воздействия должны быть положены виды деятельности, формирующие и развивающие познавательную сферу ребенка, его речемыслительные  способности. И  важным условием эффективности формирования грамматического строя речи является применение наглядно-игровых средств. В таком случае обучение направлено не на механическое заучивание отдельных вербальных единиц, а на овладение детьми целостной системы. При этом наглядность облегчает осмысление  детьми определенных понятий или ситуаций, а игровой характер обеспечивает максимально комфортную психологическую атмосферу.

            Хочу привести  примеры наглядно-игровых пособий, по формированию грамматического строя речи, сопровождающихся стихотворным текстом.

Представленные наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам, у которых недостаточно развито словесно-логическое мышление наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения у детей определенного речевого высказывания. Они позволяют ребенку проявить на занятии двигательную активность, развивать координацию движений, тонкую моторику кистей рук. Каждое наглядное пособие выполнено таким образом, что способствует решению максимального количества как воспитательных, так и образовательных задач по развитию высших психических функций ребенка. Многолетняя практика показывает, что наглядно-игровые средства можно с успехом применять как на логопедических занятиях в группах для детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием и для детей с ЗПР, так и на  занятиях в группах для детей с нормальным речевым развитием.

                                     «ЗАБОТЛИВЫЙ   ПЕТЯ»

Цель:  Учить детей употреблять имена существительные в косвенных падежах (дательном, винительном, творительном, предложным) на материале лексических тем «Домашние животные» и «Домашние птицы».

Пособие: картинка с изображением мальчика, картинки с изображение домашних животных, домашних птиц.

                                            Введение в игру:

У заботливого Пети

Очень много дел, хлопот:

Просыпаясь на рассвете,

Он животным корм дает.

У Петра в хозяйстве пес,

Кот, овца, коза, корова,

Конь, который есть овес, -

Петр всех кормит образцово!

Толстая свинья, и та -

Весела, чиста, сыта.

Также есть у Пети птицы -

Некогда Петру лениться:

Утка, гусь, петух, индюк.

И цыплята — восемь штук!

И конечно курица

Цыплятами любуется.

Педагог предлагает одному из детей взять любую из перевернутых карточек и назвать, что на ней изображено.

Карточку переверните

И картинку назовите.

Правильно потом ответьте:

Так кого же кормит Петя?

Ребенок берет картинку, называет изображенное на ней животное (птицу) и прикрепляет ее на соответствующее место на наборном полотне.

Педагог задает вопросы:

  • Кого кормит Петя?
  • Петя кормит КОРОВУ.
  • Кому Петя дает корм?
  • Петя дает корм КОРОВЕ.
  • О ком заботится Петя?
  • Петя заботится О КОРОВЕ.

Данные предложения дети повторяют хором и индивидуально, сопряженно и отраженно.

Следующему ребенку предлагается подобрать картинку с изображением корма для коровы, назвать его (например трава) и прикрепляет картинку.

Педагог задает вопросы.

  • Что Петя дает корове?
  • Петя дает корове ТРАВУ.
  • Чем Петя кормит корову?
  • Петя кормит корову ТРАВОЙ.

Составленные  предложения проговариваются детьми хором и индивидуально. Аналогическая работа проводиться с изображением других домашних животных и домашних птиц.

                                  «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных на материале лексических тем «Домашние животные» и «Домашние птицы».

Пособие:  Представляет собой три соединенных между собой зеркала , набор фигурок домашних животных, картинку Алисы из Зазеркалья.

                                              Введение в игру:

  • Сегодня к нам на занятие пришла Алиса, которая побывала в сказочной Стране Чудес и Зазеркалья. Она принесла с собой волшебные зеркала и будет нам показывать различные чудеса, а вы будете называть все, что показывает Алиса.

Зеркала ставят таким образом, чтобы детям было хорошо видно многократное отражение фигурок животного.

Историю чудесней

Вы слышали едва ли:

Сегодня вспомним сказку

«Алиса в Зазеркалье».

Зеркал широкий разворот

Нас в Зазеркалье позовет...

Ребята, смотрите: у нас

Фигурки животных есть

Мы аккуратно сейчас

Будем их ставить здесь.

(Показ места перед зеркалом)

Возьмем животное одно,

Поставим перед зеркалами...

И что же видим? Вот чудно!

Животных много перед вами!

Педагог берет в руки фигурку домашнего животного и спрашивает у ребенка:

  • Кто это?
  • Это КОЗА.
  • А теперь я поставлю ее к чудесному зеркалу Алисы. Кто теперь у нас?
  • КОЗЫ.

Слово проговаривается хором и индивидуально с выделением окончания, указывающего на множественное число. Внимание детей обращается на разницу в звуковом рисунке слов КОЗА и  КОЗЫ.

Далее дети по очереди берут фигурку животного(чтобы создать эффект неожиданности, можно предложить доставать фигурки из мешочка), называют его и ставят к зеркалам, произнося существительное во множественном числе.

В случае затруднений или для стимулирования ответа ребенка полным предложением логопед может задать вопросы.

  • Кто это?
  • Это КОТ.
  • А это кто?
  • Это КОТЫ?
  • Кого увидела Алиса в Зазеркалье?
  • Алиса увидела КОТОВ.

Аналогичная работа проводится с фигурками других животных.

                                «КОРОЛЕВА- ВЫШИВАЛЬЩИЦА»

Цель: Учить употреблять имена существительные в винительном падеже; развивать зрительное восприятие посредством упражнений на узнавание предмета в контурном изображении.

Пособия: Изображение Королевы-вышивальщицы, карточки с вышивками.

                                       Введение в игру:

  • В одной сказочной стране жила -была Королева, которая очень любила вышивать. Она вышивала цветы, ягоды, фрукты и разных животных.

      Королева у окна.

      В тишине совсем одна.

      Нить в иголочку вдевает

      И платочки вышивает.

      Вышивает от души -

      Как узоры хороши!

      Появились на платочках

      Птицы, звери и цветочки...

      Во дворце своем прекрасном

      Королева не напрасно

      Продолжает вышивать:

      С вами хочет поиграть.

     

 Королевы речь слышна,  -

      Что же скажет нам она?

      «Вот ребята вам платочки,

      Но на них — одни стежочки .

      Нужно по стежкам узнать,

      Что я буду вышивать.

      Со стола платок возьмите

      И предметы назовите,

 А потом без промедления

      Составляйте предложения.

      Нужно их вот так начать:

      «КОРОЛЕВА БУДЕТ ВЫШИВАТЬ...»

      Ребенок взяв карточку с образцом «вышивки», называет «вышивку» и составляет предложение. При затруднении педагог помогает наводящими вопросами.

 -    Кто это?

  • Это БАБОЧКА.
  • Кого будет вышивать Королева?
  • Королева будет вышивать БАБОЧКУ.

При индивидуальном и хоровом проговаривании следует следить за четким произнесением падежных окончаний имен существительных.

                                            «ФЕДОРИНО  СЧАСТЬЕ»

Цель: Формировать навык образования имен существительных суффиксальным способом (на материале лексической темы «Посуда») и изменять их по падежам (винительный падеж), внимание, память.

Пособие: картинки с изображением Федоры и сказочных персонажей, а также вырезанные по контуру предметы посуды: сахарница, селедочница, салатница, супница, кофейник, молочник, солонка, конфетница, чайник, салфетница.

                                                Введение в игру:

Педагог с детьми вспоминает сказку К. Чуковского «Федорино горе».

Когда-то Федора неряхой была,

Посуду не мыла и не берегла.

За реки, болота и горы

Посуда ушла от Федоры.

Но стала она аккуратной -

Посуда вернулась обратно.

Была она раньше лентяйкой.

А стала примерной хозяйкой.

Теперь же герои из сказок

(Показ героев из сказок)

Решили ей сделать подарок.

Посуду для разных продуктов питания

Они принесли, но забыли названия.

Скажу для чего та посуда нужна,

Вы скажете, как называлась она.

Ее назовите, а дальше — вопрос:

Ответьте,

Кто что для Федоры принес?

  • Медведь принёс посуду для САХАРА.
  • САХАРНИЦУ.
  • Лиса принесла посуду для супа.
  • СУПНИЦУ.

Важно произносить слова, четко выделяя основу слова, чтобы дети услышали и поняли назначение этих предметов посуды.

Когда предмет назван правильно, ребенок прикрепляет картинку к соответствующему персонажу, произнося все предложение.

  • Медведь принес для Федоры САХАРНИЦУ.

Аналогичная работа проводится с остальными картинками и предметами посуды, названия которых образованы с помощью суффиксов.

Затем следует хором и индивидуально еще раз проговорить предложения, четко произнося образованные слова.

                                        «ЧУДО — ШНУРОЧКИ»

Цель: Учить составлению предложений с опорой на картинки, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику.

Пособие: изображение котенка, шнурочки, карточки с изображением профессий и предметов труда.                             

                                     Введение в игру:

Наш котенок -непоседа

Как-то раз после обеда

Со шнурочками играл,

Их запутал раскидал.

Мы распутаем клубочки,

Вденем в дырочки шнурочки.

Но шнурочки продевать.

Все дорожки соблюдать,

И картинки называть.

Предложения составлять.

Ребенок берет шнурок, выбирает с какой картинки начать, и продевает шнурок соединяя картинки. После соединения картинок ребенок называет их и составляет с ними предложения.

При затруднение педагог задает вопросы

  • Что нужно повару для работы?
  • Повару для работы нужен нож.
  • Для чего повару нужен нож?
  • Повару нужен нож, для того чтобы резать овощи.

                                                «ЕСТЬ — НЕТ»

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными).

Пособие:  картинки с разным количеством предметов по лексическим темам (транспорт, насекомые).

                                            Введение в игру:

Педагог предлагает посмотреть на картинки, сосчитать количество предметов на них.

  • Давайте поиграем в игру «Есть — нет». По очереди рассказывайте, что изображено на ваших картинках.
  • У меня на картинке 2 самолета.
  • А у меня на картинке нет двух самолетов. У меня четыре яхты.
  • А у меня нет четырех яхт. У меня один вертолет.