Главные вкладки

    Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему:
    проект "Пересказ русской народной сказки "Репка" методом наглядного моделирования"

    Тришина Юлия Юрьевна

     Проект по разделу ОО «  Развитие речи»

    Проблема: Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения .

    Актуальность проблемы: Метод моделирования - самый актуальным прием обучения пересказу. Русская народная сказка- это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Пересказ и моделирование помогают достичь особую непосредственность восприятия. Многие сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Проект опирается на технологию программы «Развитие» Л. А. Венгера, в которой описан метод моделирования сказок в процессе обучения детей с применением условных заменителей. Технология этой программы дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т. е. может работать в режиме проектирования с применением метода проблемного интегрированного обучения, где серия занятий объединена основной проблемой

    Вид проекта - образовательно-игровой

    Тип проекта - внутренний, групповой, межпредметный, краткосрочный

    Участники проекта - воспитанники детского сада средней группы 4-5 лет, педагог

    Основа проекта

    Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе

    Задачи проекта

    • Развитие познавательных и творческих, интеллектуальных

    способностей ребенка;

    • Развитие способностей к наглядному объектному моделированию,

    • Развитие сенсорных способностей и усвоение символов;

    • Развитие эмоциональной отзывчивости,

    • Развитие комплексных элементов логического мышления, способов

    решения познавательных и творческих задач;

    • Развитие умения самостоятельно анализировать ситуацию,

    создавать идею будущего продукта и план ее реализации;

    • Развитие специфических видов деятельности дошкольника

    • Личностно-ориентированная модель воспитания, которая

    предполагает создание сотрудничества между взрослыми и детьми

    Предполагаемый результат:

    • Активизация познавательного интереса к художественной литературе;

    • Умение пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.

    • Развить у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки

    • Умение создавать изображение способом конструктивной аппликации на фланелеграфе

    • Переживание чувства радости от процесса создания образов героев сказки и образов героев сказки в продукте своей деятельности

    • Приоритетные средства обеспечения задач :

    • 1. Большой фланелеграф с показным комплектом условных заместителей для воспитателя.

    • 2. Условные заместители персонажей сказки на каждого ребенка в комплекте по программе Л. А. Венгера «Развитие»и фланелеграфы.

    • 3. Настольный кукольный театр к русской народной сказке «Репка», атрибуты к театру, костюмы и маски к сказке «Репка»

    - фрагменты музыки, художественной литературы,

    - иллюстрации, репродукции пейзажей,

    - вариативные художественные материалы,

    - обеспечение ситуации выбора создания художественного образа.

    • - создание ситуации, опосредующей необходимость продуктивной деятельности

    • Проект осуществляется в рамках

    • интеграции образовательных областей

    Образовательная область Цели и Задачи

    ОО «Познавательное развитие»Формировать умение детей  пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с в разных видах деятельности ;

    Развивать конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление, воображение. Сенсорное развитие

    Формировать умение детей строить аргументированные элементарные высказывания причинно-следственного характера.

    Формирование элементарных математических представлений.

    ОО «Развитие речи» Развитие навыка пересказа сказки с соблюдением интонации, приобщение к словесному искусству. Закреплять умение детей  пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; Совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе; Закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания.

    ОО «Социально-коммуникативное развитие » Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми в повседневной жизни и во время проведения занятия в детском садую. Развитие игровой деятельности

     

    ОО «Физическое развитие » Обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию навыка применения физических качеств

    ОО «Художественно-эстетическое развитие »  Формировать умение  отображать  русскую народную сказку «Репка» с в разных видах творческой деятельности  ;Закрепить навыки изображения сюжета и  героев сказки в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) 

    Выполнение проекта и решение поставленных задач

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    1. Ответы детей на вопросы и отгадывание коротких загадок -описаний

    2. Пересказ и обыгрывание детьми сказки с помощью условных заместителей персонажей, подбор их по форме, величине, цвету, характеру персонажа

    3. Умение детей ориентироваться на фланелеграфе и построение правильной последовательности модели сказки

    4. Развитие физических навыков и общей моторики у детей (Физминутка)

    5. знакомить детей с народным фольклором, русскими народными пословицами и поговорками.

    6. Закрепление знания детей о репе, о том где и как ее применяют.

    7. Развитие у детей творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования (обыгрывание сказки, игра –драматизация)

    Результат проекта

    Проект актуален и очень эффективен так как:

    • Знакомит детей с художественной литературой;

    • Формирует умение  детей пересказывать и обыгрывать сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей;

    • Закрепляет умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания;

    • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

    • Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания;

    • Развивает у детей коммуникативные навыки у детей;

    • Развивает у детей творческую активность, артистическую способность;

    • Развивает у детей двигательное и наглядное объемное моделирование.

    Список литературы:

    1. Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, В. В. 2000г

    2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. «Перемена» - 2001 – с. 18

    3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика№6

    4. О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.

    5. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.

    6. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с. 73.

    7. Н. Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000.

    Интернет - ресурсы

    http :// marathon.1 september. ru / Корчуганова Е. Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon repka_1_chast.ppt2.86 МБ
    Office presentation icon 2_chast.ppt559.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ! АРТИСТАМИ РЕБЯТА ПОБЫВАЛИ, И СКАЗКУ РАССКАЗАЛ И И ПОКАЗАЛИ. АРТИСТЫ, ЗРИТЕЛИ - ВСЕ БЫЛИ ХОРОШИ, ПОХЛОПАЕМ ДРУГ ДРУГУ ОТ ДУШИ!!!

    Слайд 2

    Средства контроля Проведение экспресс – опроса. Анализ.( на формирующий этап ) Изучение уровня развития детей в образовательной области производиться в соответствии с Временными (примерными требованиями) к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобразования РФ от 22.08.96 № 448). Уровень развития умственного развития дошкольников, связной речи будет осуществляться с помощью модифицированной методики диагностирования детей по программе «Развитие» Л.А. Венгера. Анализ.( заключительный этап ) CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ МБУ комбинированного вида д/с№153 воспитатель – Тришина Ю.Ю. по проекту «Пересказ русской народной сказки «Репка» методом наглядного моделирования» Заключительный этап Формирующий этап

    Слайд 3

    Заключение (Вывод) Проведение таких занятий с детьми показало, что этот вопрос заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста, так как в младшей и средней группах осуществляется подготовка к освоению наглядного моделирования. После проведенной работы у детей возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Об успешности реализации творческого проекта свидетельствует положительная динамика по всем вышеперечисленным критериям, игра – драматизация по сказке «Репка». Деятельность педагога оценивается как эффективная, так как группа в целом достигла положительного результата. Результат проекта Проект актуален и очень эффективен так как: • Знакомит детей с художественной литературой; Формирует чувство красоты и образности родного языка; Формирует умения определять жанр произведения и запоминать последовательность событий; выделять основное содержание сказки; • Формирует умения детей пересказывать и обыгрывать сказку «Репка» – выстраивать схему содержания, опираясь на условные заместители , уверенно манипулировать условными заместителями, развивает у детей двигательное и наглядное объемное моделирование; • Закрепляет умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания; • Закрепляет знания детей о геометрических фигурах; • Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; • Развивает у детей коммуникативные навыки; • Развивает у детей творческую активность, артистическую способность;

    Слайд 4

    В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности Технологическая Информационная Социально-коммуникативная - Умение планировать этапы своей деятельности. - Умение довести начатое дело до конца. - Умение устанавливать причинно-следственные связи . Умение ориентироваться в информационных источниках. - Умение делать выводы из полученной информации. - Умение задавать вопросы по данной теме. - Умение получать необходимую информацию в общении. - Умение принимать участие в коллективных делах. - Умение уважительно относиться к окружающим людям. - Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых

    Слайд 5

    Рекомендации При отборе программного материала педагогу следует: 1. учитывать какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно. 2. Отбирать условные заместители , двигательные модели - кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., для обозначения персонажей сказки , при помощи которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения в процессе пересказа сказки . 3.Подбирать разные формы наглядного моделирования: используя готовую и пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки). Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. 4.Результаты диагностирования использовать для планирования собственной деятельности, при постановке и реализации педагогических задач. Диагностирование же самих дошкольников является с этой точки зрения как средство совершенствования образовательного процесса. 5. Подбирать разные пути: изменение педагогических технологий, использование технологий для индивидуальной работы с ребенком и т.п.

    Слайд 6

    Дальнейшее развитие проекта В перспективе работы детского сада : Участие воспитанников в спектаклях по русской народной сказке «Репка» Подготовка презентации для родителей «Пересказ русской народной сказки методом наглядного моделирования» Выставка творческих работ детей совместно с родителями «Читаем и рисуем сказки» Проект был представлен мною на персональных сайтах : http://www.maaam.ru/users/trisha Проект «Пересказ русской народной сказки методом наглядного моделирования»

    Слайд 7

    Список литературы: 1. Программа «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко, В. В. 2000г 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. «Перемена» - 2001 – с.18 3. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика№6 4. О.Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994. 5. Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989. 6. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. 7. Н. Л. Вадченко, Н .В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000. Интернет - ресурсы http :// marathon .1 september . ru / Корчуганова Е.Ю.Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

    Слайд 8

    Успехов Вам и Вашим детям! Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Речевые игры с использованием технологии моделирования на материале русских народных сказок"

    В  методической  разработке  представлены  речевые  игры  с  использованием  технологии  моделирования  для  детей  младшего,  среднего...

    Презентация: "Развитие связной речи детей 6-7 лет методом моделирования русских народных сказок".

    Огромную роль в развитии связной речи детей играет родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. Культура русского народа содержит в себе уникальные нацио...

    Применение метода наглядного моделирования при пересказе якутской сказки «Лягушка и ворона» и разучивании стихотворения А. Михайлова «Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин….» с детьми старшего дошкольного возраста

    В рамках ознакомления и приобщения дошкольников к якутской литературе, хотелось бы поделиться опытом использования метода наглядного моделирования при пересказе сказок на примере пересказа якутской на...

    Пересказ ненецкой народной сказки «Кукушка» с использованием метода наглядного моделирования.

    Закрепление навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования....

    "ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР с использованием наглядного моделирования на основе русской народной сказки "Варежка"

    В презентации предствален практический  материал по развитию связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Мнемотаблицы-схемы, использованые в дида...