ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Тевкина Олеся Алексеевна

(выпускная квалификационная работа) в виде проекта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-_mbdou_33.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»

Отделение  дошкольного образования

Тевкина Олеся Алексеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЕМОВ  МНЕМОТЕХНИКИ  В РАЗВИТИИ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

(выпускная квалификационная работа)

Научный руководитель:

                                                                 Валиневич Наталья Анатольевна

                                                                  ______________________                                                                                                                                                    

Рецензент:

                                                                 Сидоренко Александра Ивановна

                                                                   ______________________

                                                                   Выпускная квалификационная

                                                                   работа допущена к защите

                                                                   «____» октября 2015

                                                                    Председатель ПЦК

                                                                    Валиневич Наталья Анатольевна ______________________

                                                                    Выпускная квалификационная

                                                                    работа защищена

                                                                    «____» ноября 2015

                                                                   Оценка___________________

                                                               

                                                                     Председатель ГАК__________                                                                                                                        (подпись)

Славгород – 2015


Оглавление

Пояснительная записка ………………………………..………………………

3

Идея, замысел проекта …………………..……………………........................

3

Объект проектирования …………….………………....………………………

8

Тип, характер, форма  и модель проекта..........................................................

9

Целевое назначение, значимость………………………………………………

9

Этапы реализации проекта………………………………………………….…

10

Заключение……………………………………………………………………..

10

Список использованной литературы…………………………………………

11

Приложения


Пояснительная записка

Идея, замысел проекта

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-употребление нелитературных слов и выражений.

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

-плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

-развивать связную и диалогическую речь.

-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

-обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

-развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

-содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа

-последовательность рассказа

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов,

-при пересказах художественной литературы,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Для обогащения словаря и развития качеств связной речи детей можно разработать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняют или заменяют другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строят в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой используют речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.).

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.  Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.

Задачи:

1.изучить современные технологии развития речи детей;

2.способствовать созданию условий для повышения речевой активности детей.

Чем раньше начинаем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Объект проектирования

Объект проектирования – методическое пособие, которое предназначено для воспитателей детей старшего дошкольного возраста, родителей.

Пособие состоит из нескольких тематических блоков, внутри которых собраны варианты конспектов НОД, стихов, консультаций.

Мы считаем, что подобный подбор материала является современным и актуальным.

Пособие разработано для расширения кругозора детей, обогащения их словарного запаса, содействует появлению ярких эмоциональных впечатлений.

Предназначено пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-7 лет.

Практическая значимость представленного пособия заключается в том, что мы постарались максимально облегчить подготовку воспитателя к проведению разных видов НОД.

Считаем, что представленное пособие может быть интересным как практическим работникам, так и родителям.

В этом и заключается идея и замысел, а также мотивация участия в проекте.

Тип, характер, форма  и модель проекта

Тип проекта – профессионально-прикладной, так как имеет четко выраженную профессиональную  направленность.

По модели данный проект является междисциплинарным, так как для его создания актуализировались знания учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», МДК «Теория и методика развития речи детей», предусмотренных ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» (изучаемым в рамках курсовой переподготовки педагогических работников ДОУ).

По форме   проект является групповым.

Целевое назначение, значимость проекта

В ходе реализации проекта авторы приобрели опыт работы с методическими пособиями по отбору литературных произведений и разработке мнемотаблиц, опыт создания методического пособия.

Место реализации проекта: МБДОУ – Детский сад № 33 города Славгорода Алтайского края, старшая  группа , воспитатели Тевкина Олеся Алексеевна и Лаутеншлегер Вероника Борисовна.

Этапы реализации проекта

Реализация данного проекта проходила в три этапа.

Этап

Сроки

Название этапа

Содержание работы

1 этап

март

2015

теоретический подготовительный

Анализ литературы по проблеме исследования

Определение темы, структуры проекта

Подбор и анализ  произведений и мнемотаблиц

Консультирование с руководителем проекта по ходу выполнения  работы

Обработка материалов и формирование тематических блоков проекта

Разработка макета проекта

Составление текста работы, подбор «оболочки» пособия

2 этап

апрель – август  2015

практический

Реализация проекта

Работа с детьми

Апробация мнемотаблиц по темам в группе дошкольников

Корректировка содержания текста пособия

3 этап

сентябрь – октябрь 2015

завершающий

Анализ практического этапа

Подведение итогов

Оформление пособия (текст проекта и продукт)

Защита проекта

Заключение

В результате проведенной работы по развитию связной речи старших дошкольников средствами мнемотаблиц, можно отметить следующее:

-дети с удовольствием рассказывали стихи и прозу с опорой на мнемотаблицы;

-произошла небольшая динамика в объеме словаря и расширении возможностей составлять планомерное высказывание;

-создавали условия для повышения познавательной речевой активности детей.


Список использованной литературы и источников

  1. Баряева Л.Б, Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. Я говорю/Л. Б. Баряева.-М.,2007.
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Т.В. Большова.- СПб.: Из-во-«Детство- Пресс»,2005.-143с.
  3. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир/ А.А. Вахрушев.-М.: Из-во- “Баласс”, 2000.-80с.
  4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Т.Н. Волковская.- М., 2004.-104с.
  5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет/О. Е. Громова.- М.; 2005.
  6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке/ Т.Р. Кислова.- М.; Из-во-«Баласс», 2002.-64с.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание №6. 2004.С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед №4 . 2008. С.102 -115.
  9. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении  рассказыванию детей дошкольного возраста/ Т. Б. Полянская.-Спб., 2009.
  10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. №10 .1990. С.16-21.
  11. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/ О. С. Ушакова.-М.; Из-во-«Сфера», 2010.
  12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников/ О. С. Ушакова.-М.; Из-во-«Сфера», 2005.
  13. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет/ О. С. Ушакова.-М.; Из-во-«Вентана-Граф», 2011.
  14. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма/ Т. А. Фалькович.- М.;-Из-во-«ВАКО», 2005.-287с.
  15. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду №2.  2004. С.59-62.
  16. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе/ Т. А. Шорыгина.- М.;, 2005.- 128с.