Главные вкладки

    Учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) по теме:
    Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи "Мой дом- Южный Урал" в старшей группе

    Абызгареева Филхания Мурзакалимовна

    Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе по развитию речи "Мой дом- Южный Урал".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование дидактических игр в средней группе по развитию речи с использованием двустороннего коврика «Хочу всё знать»

    Автор: Абызгареева Ф.М.

    Перспективное планирование дидактических игр в средней группе по развитию речи МДОУ

    Дата

    Тема

    Дидактическая игра

    Задачи

    Ход игры

    сентябрь

    «Мой дом - Южный Урал»

    «Из каких частей состоит дерево, растущее на Урале»

    Закрепить у детей умение сравнивать лиственные и хвойные деревья. Упражнять детей в правильном назывании частей дерева.

    На столе карточки с рисунками деревьев лиственных и хвойных. Воспитатель называет дерево или загадывает загадку о нём. Ребенок находит это дерево. Ставит в верхний кармашек. Другие дети по очереди находят части дерева, объясняя, почему они выбрали эту картинку. Ставят в нижние кармашки. Например: сосна. Дети ставят: ствол, ветки, корни, кору, иголки, шишки, семечки, чешую.

    «Какое дерево потеряло лист?»

    Упражнять детей в умение по листу от дерева находить его. Закрепить название деревьев, которые растут на Урале.

    На столе карточки с рисунками листьев деревьев, растущих на Урале: береза, рябина, осина, тополь, яблоня, ива. В верхнем ряду выставлены деревья. Ребенок называет дерево и ищет к нему лист. Ставит лист в нижний кармашек под деревом.

    сентябрь

    «Природа»

    «Найди ядовитый гриб»

    Учить детей находить съедобные и несъедобные грибы, растущие в наших лесах. Развивать наблюдательность и память.

    На коврик выставляются съедобные грибы. Среди них один несъедобный. Дети называют грибы и среди них находят несъедобный гриб. Можно загадать загадку про несъедобный гриб. Этот гриб убирается в верхний кармашек.

    Можно использовать игру «День, ночь». Когда воспитатель скажет «Ночь», дети закрывают глаза. В это время воспитатель меняет местами грибы, либо заменяет съедобный гриб. После команды «День», дети должны определить что изменилось.

    «Собери овощи и фрукты»

    Учить детей классифицировать овощи и фрукты. Развивать внимания и сообразительности.

    На столе карточки с рисунками овощей и фруктов. К коврику выходят два ребенка. Одному дается задание собрать овощи и разложить их с правой стороны коврика. Другому - фрукты и разложить их с левой стороны коврика.

    октябрь

    «Природа»

    «Вершки и корешки»

    Закрепить знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Упражнять в составлении целого растения из его частей.

    В верхних кармашках выставлены карточки с изображением вершков. На столе разложены карточки с изображением корешков. Детям необходимо найти корешок овоща, рассказать съедобный он или нет и поставить в нижний кармашек под ним. У детей должен получиться целый овощ. Или наоборот дети ищут вершки.

    Обратить внимание на то, что у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Дети говорят: «У моркови съедобны корешки,  а вершки - нет. У помидора съедобны вершки, а корешки - нет. У лука съедобны вершки и корешки.

    «Куда пойдем, что найдем?»

    Закрепить знания детей о месте произрастания растений. Овощей и фруктов. Обогатить словарного запаса.

    В верхних кармашках выставлены карточки: огород, сад. Одни дети говорят свои пожелания, другие - выполняют. Например: «Ищу капусту», ребенок находит карточку и говорит: «Капуста растет в огороде» и ставит ее в кармашек, туда, где находится огород.

    октябрь

    «Мой дом - Южный Урал»

    «Узнай, какие деревья растут на Урале»

    Закрепить умение детей классифицировать деревья: хвойные, лиственные. Знать какие деревья растут на Урале.

    На столе картинки хвойных и лиственных деревьев. Вызываются к ковру два ребенка. Один находит лиственные деревья, второй - хвойные. Девочка «садит» лиственные деревья с правой стороны ковра. Мальчик - хвойные с левой стороны. Дети проверяют и объясняют правильность выбора.

    Можно изменить игру. Дети сначала находят лиственные деревья, а затем хвойные.

    «Домашние животные»

    «Кто где живет?»

    Закрепить занятия детей о  следах домашних животных.

    На коврике выставлены рисунки домиков, возле которых домашние животные оставили следы.

    Шли из леса грибники,

    Увидали теремки.

    В теремках открыты двери.

    Кто живет в них? Люди? Звери?

    На столе рисунки с домашними животными. Дети должны помочь животным найти свой домик.

    ноябрь

    «Транспорт»

    «Плавает, едет, летает»

    Упражнять детей в классификации видов транспорта: воздушный, наземный, водный.

    Коврик разделен на три сектора: воздух, суша вода. Если вид транспорта относиться к водному, ребенок ставит карточку в синий сектор.

    «Мой дом – Южный Урал»

    «Перелетные и зимующие птицы»

    Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.

    Разложены перелетные птицы. Сначала дети находят перелетных птиц, затем зимующих. Так как коврик разделен на четыре сектора по временам года, дети прикрепляют птиц, учитывая время года, на два сектора.

    ноябрь

    «Мой дом – Южный Урал»

    «Путешествие по городу Миасс»

    Закрепить занятия детей о родном городе: кто в нем живет, какой вид транспорта можно встретить на улицах города.

    На столе разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мамы с детьми, бабушки, детушки, студенты). На других - транспорт (троллейбус, велосипед, автобус, мотоцикл, грузовик- машина «Урал»).

    Дети находят жителей города. Рассказывают о них и выставляют в верхний ряд. Затем они находят транспорт и выставляют в нижний ряд.

    «Времена года»

    «Что лишнее?»

    Закрепить у детей умение классифицировать одежду по временам года. Находить лишний предмет.

    Среди выставленных на коврике рисунков, найти лишний. Например: плащ, дождевик, куртка, шуба, осеннее пальто. Дети называют шубу и выставляют в верхний кармашек. Так как остальную одежду носят осенью.

    декабрь

    «Мой дом – Южный Урал»

    «Вот тебе ёлочка»

    Обогатить словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение и заботу к природе.

    Дети хором произносят слова, выкладывая на коврик картинки. Рисунок ёлки в верхнем кармашке.

    Вот тебе ёлочка солнышко,

    Оно согреет тебя.

    Вот тебе ёлочка капелька,

    Она напоит и умоет тебя.

    Вот тебе ёлочка снежинка,

    Она укроет тебя от мороза.

    Вот тебе ёлочка дятел,

    Он спасет тебя от вредителей.

     

    «Времена года»

    «Когда это бывает? (зима)»

    Учить детей соотносить описание явлений природы в загадках с определенным временем года. Развивать слуховое внимание.

    Дети загадывают загадки друг другу. Находят отгадки и прикрепляют картинку в нужный сектор. В белый сектор, так как говориться о зиме. Воспитатель тоже может загадать свою загадку.

    декабрь

    «Домашние животные»

    «Помоги малышу найти маму»

    Учить детей правильно находить и называть детенышей домашних животных.

    На коврике выставлены картинки со взрослыми домашними животными. На столе рисунки с их детенышами. Дети помогают малышам найти их родителей и выставляют рисунки в нижние кармашки.

    «Времена года»

    «Закончи предложение»

    Учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять их в правильном подборе слов.

    Воспитатель прикрепляет картинку в один из секторов, в зависимости от времени года. Начинает предложение, дети должны закончить.

    Например: «Я надела теплую шубу, чтобы…»

    Дети говорят: «… чтобы было тепло…чтобы пойти гулять…чтобы не замерзнуть…»

    январь

    «Кем быть?»

    «Кому что нужно для работы?»

    Упражнять детей в классификации предметов. Умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

    Воспитатель ставить в верхний кармашек картинку человека определенной профессии. Дети ставят предметы, необходимые ему для работы. Например: повару - кастрюля, половник, дуршлаг, чайник, мясорубка, противень.

    «Дикие животные»

    «Помогите маме найти малыша»

    Учить детей правильно находить и называть диких животных.

    На коврике выставлены картинки детенышей диких животных. На столе рисунки их мам. Дети помогают мамам найти их малышей и выставляют рисунки в нижние кармашки.

    январь

    «Разное»

    «Продуктовый магазин»

    Учить детей описывать продукт, который надо купить, быть вежливыми друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.

    На коврике выставлены картинки продуктов. Один ребенок продавец, другие – покупатели. Покупатели описывают продукт, который они хотят купить.

    Дети говорят: «Дайте мне, пожалуйста, булочку, посыпанную орехами. Спасибо».

    февраль

    «Разное»

    «Свари варенье»

    Упражнять детей в правильном назывании ягод и фруктов, из которых варят варенье.

    В верхний кармашек коврика ставиться картинка банки. В нижние кармашки дети ставят ягоды и фрукты, называя их и какое варенье из них получается.

    Например: слива – сливовое, малина – малиновое, яблоко – яблочное.

    «Времена года»

    «Подбери признак (зима)»

    Закреплять умение детей подбирать к существительным прилагательные, по временам года.

    Детям предлагаются картинки на тему «Зима». Дети прикрепляют рисунок на тот сектор, где находиться зима и подбирают прилагательные.

    Например: дерево – зимнее, заснеженное, высокое, красивое…

    февраль

    «Дикие животные»

    «Кто заблудился в лесу»

    Учить детей умению классифицировать предметы, находить лишнее.

    В кармашки коврика выкладываются картинки с дикими животными. Среди них дикое животное Африки. Дети должны найти, того кто заблудился в наших лесах.

    «Чей след?»

    Учить детей определять по следу на снегу, животного, которому принадлежит след.

    В коврике выставлены картинки с дикими животными. Детям необходимо найти из предложенных рисунков следы каждого животного. И выставить в нижние кармашки.

    март

    «Обувь»

    «Что лишнее?»

    Закрепить умение детей классифицировать предметы. Находить лишнее.

    На коврике выставлены картинки с изображением обуви, среди них мебель. Дети должны найти лишний предмет.

    Можно провести игру на внимание. Изменить либо обувь, либо мебель. Дети должны определить произошли изменения или нет.

    «Разное»

    «Магазин игрушек»

    Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.

    В кармашках коврика картинки игрушек. Один ребенок продавец, другие – покупатели. Покупатели описывает игрушку, которую хочет купить.

    Например: «Дайте мне, пожалуйста, большую куклу в розовом платье с большими бантами. Спасибо».

    март

    «Дикие животные»

    «Бегает, прыгает, летает».

    Обогащение словарного запаса глаголами. Закрепить знания детей об основных способах передвижения животных.

    Воспитатель даёт картинку с животным и спрашивает, что делает это животное. Ребенок говорит, и ставить в кармашек, в зависимости от среды обитания (в голубой сектор, зеленый или синий).

    Например: воробей – летает, прыгает по земле, ищет крошки, чирикает… щука – плавает в реке, ловит рыбок, ест, прячется…

    «Разное»

    «Когда это бывает?»

    Закреплять знания детей о частях суток: упражнять их в сопоставлении с частью суток: утро, день, вечер.

    На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя зарядка, завтрак, занятия, игры в группе, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты и др.

    Воспитатель произносит слова: утро, день, вечер. Дети находят соответствующие картинки и выставляют в кармашки.

    апрель

    «Разное»

    «Подбери по смыслу»

    Развивать умения детей соединять по смыслу предметы. Развивать сообразительность.

    Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображение на парных карточках должны быть по смыслу связаны.

    Например: цветы – ваза, грибы – кузовок, хлеб – хлебница, расческа – волосы.

    «Домашние животные»

    «Что домашнее животное рассказывает о себе?»

    Учить детей умению описывать домашнее животное. Выделять наиболее характерные признаки. Воспитывать умение внимательно слушать товарища.

    На коврике выставлены животные. Ребёнок описывает животное, которое загадал, а дети угадывают.

    Например: «У него мягкие лапки, он царапается, любит молоко, лазает по деревьям, мяукает…»

    Угаданных животных дети выставляют в нижние кармашки.

    апрель

    «Домашние животные»

    «Угощение домашних животных»

    Закреплять знания детей о том, чем питаются домашние животные. Воспитывать заботливое, бережливое отношение к ним.

    В верхний кармашек коврика выставляется картинка домашнего животного. На столе картинки, чем питается это животное и лишние картинки. Детям необходимо правильно выбрать картинки и выставить в нижние кармашки. Например: «Что любит кошка?» (молоко, сметана, рыба…)

    «Дикие животные»

    «Перелетные птицы»

    Закрепить знания детей о перелетных птицах.

    На столе картинки с перелетными птицами. Дети находят и выставляют их там, где сектор «весна». Использовать стихи и загадки.

    май

    «Природа»

    «Что лишнее?»

    Упражнять детей в умение классифицировать весенние и летние цветы. Отличать в какое время года они растут.

    На коврике выставлены весенние цветы, среди них летний цветок. Дети должны найти лишний цветок и выставить в верхний кармашек.

    «Где что растет?»

    Упражнять детей объединять предметы по месту их произрастания: где что растет. Закреплять знания детей о том, что цветы растут в лесу, а фрукты и ягоды – в саду.

    В верхних кармашках слева картинка леса, справа – картинка сада. Дети должны выбрать картинки и распределить где что растет.

    май

    «Времена года»

    «Угадай, какое время года?»

    Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание и быстроту мышления.

    Воспитатель читает текст, загадки, пословицы. Дети отгадывают о каком времени года говориться. Находят нужную карточку и прикрепляют в нужный сектор.

    «Природа»

    «Кто где бывает?»

    Учить детей обращать внимания на то, что некоторые животные могут находиться на суше, в воздухе и в воде.

    Детям предоставляются карточки. Они выбирают животных и распределяют по секторам.

    Например: «Лягушка может находиться на суше и в воде».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.

    Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форм...

    Перспективное планирование дидактических игр по ФЭМП для детей старшей, подготовительной к школе группам.

    Подборка интересных дидактических  игр с математическим содержанием. Для использования как в непосредственно образовательной деятельности так и в совместных и индивидуальных видах деятельности....

    Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе

    Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группеНазвание игры, программные задачиМесяцНазвание игры, программные задачи «Собери урожай» - научить детей разным способ...

    Перспективное планирование дидактических игр по развитию связной речи

    Материал содержит перспктивное планирование дидактических игр для развития связной речи на учебный год в средней группе...

    Перспективное планирование дидактических игр по развитию связной речи

    Перспективное планирование дидактических игр по развитию связной речи в старшей группе...

    Перспективное планирование дидактических игр по развитию связной речи

    Перспективное планирование дидактических игр по развитию связной речи в подготовительной группе...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР 3 УРОВНЯ.

    Одной из важнейших предпоылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированность лексической системы языка. В данном материале представлено планирование дидактических иг...