Сочиняем свою загадку. Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Лахановой Светланы Владимировны.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Лаханова Светлана Владимировна

Используя загадки в воспитании и обучении дошкольников, прежде всего, мы вводим их в мир народного творчества, формируем любовь к родному языку. 

Большое место загадки занимают в развитии у детей памяти, мышления, внимания, речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочиняем свою загадку.

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Лахановой Светланы Владимировны.

   Используя загадки в воспитании и обучении дошкольников, прежде всего мы вводим их в мир народного творчества, формируем любовь к родному языку.

   Большое место загадки занимают в развитии у детей памяти, мышления, внимания, речи.

   В свое работе с детьми я применяю загадки во всех режимных моментах многократно в течение дня.

   Например:              Встречая утром, любому ребёнку могу задать вопрос о природных    явлениях, соответствующих данному периоду погодных условий.

а) В дождливую погоду:

    «Шёл долговяз,

     В сыру землю увяз».

б) В ветреную погоду:

    «Без рук, без ног

     Деревья гнёт».

   Не редко начинаю занятие с загадки и побуждаю детей не просто назвать отгадку, а обосновать и доказать свой ответ.

   Например:           На занятии по аппликации на тему «Аквариум» загадываю:

«На окошке – пруд, в нём рыбки живут.

У стеклянных берегов не бывает рыбаков».

   Дети объяснили, что аквариум – небольшой водоём, а стеклянные стенки не дают воде разлиться, значит, они берега для нашего водоёма. И в нём живут рыбки, которых не ловят рыбаки.

   Роль загадок трудно переоценить в организации досуга детей – это различные конкурсы, викторины, развлечения.

   Например:  1. «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?»

2. «Чудесный мешочек».

3. «К нам гости пришли и подарки принесли».

4. «Загадочное лото».

   В подготовительной к школе группе мы с ребятами решили попробовать свои силы в составлении загадок. Для этого была проведена большая подготовительная работа. Мы читали сказки, беседовали по их содержанию, рассматривали иллюстрации. Часто играли в игры.

   Например:   1. «Найди рифму».  (Упражнялись в подборе рифм).

 2. «Скажи по - другому».  (Упражнялись в нахождении близких по смыслу слов).

3. «Кузовок».  (На развитие слухового внимания).

4. «Только на эту букву».  (На развитие слухового внимания).

   Для применения своих творческих сил и способностей выбрали сказку «Лисичка со скалочкой». Прежде всего, трудности заключались в том, что не все дети умели читать. Но всем очень хотелось испытать себя в роли сочинителя.

Итак, ещё раз перечитала сказку, спросила, как можно сказать о том, что делала лисичка вначале? Дети дружно ответили: «По дорожке шла».  

  Записываю на доске выражение (для умеющих читать): По до – рож  - ке шла.

   Спрашиваю, что произошло дальше? Вновь дружный ответ: «Скалочку нашла».

   Записываю: Ска – лоч – ку на – шла.

   Рассуждаем дальше о действиях лисички. Пришла в деревню, попросилась на ночь в дом. Подсказываю детям, что это действие можно назвать «попросилась на ночёвку».

   Записываю: По – про – си – лась на но – чёв – ку.

   Вспоминаем дальнейшие её действия – обманула первого хозяина. Затем в другой деревне обманула другого хозяина, так же поступила и в третьей деревне. Как можно назвать лисичку?

   Дети предлагают: обманщица, лгунья, плутовка. Нужно из этого обилия определений подобрать рифму к нашему тексту. Зачитываю детям текст:

По дорожке шла,

Скалочку нашла.

Попросилась на ночёвку.

   Спрашиваю: «Что каждый раз делала лисичка?»

   Дети: «Обманывала всех».

   Дописываю в последней строчке нашей загадки: Об – ма – ну – ла всех.

   - А сейчас нужно подобрать из слов: обманщица, лгунья, плутовка рифму наиболее подходящую к слову ночёвка.

   Единодушное решение детей (способом подстановки в текст всех данных слов) – плутовка. Окончательный текст нашей загадки выглядит так:

По дорожке шла,

Скалочку нашла.

Попросилась на ночёвку,

Обманула всех плутовка.

   Предложила детям обосновать, что загадка получилась. Мы пришли к выводу, что в тексте не названа героиня сказки, но по тексту можно догадаться, что это лисичка.

   Дети были просто в восторге от проделанной работы и гордились за своё произведение.

   Подобная работа очень интересна и полезна не только в развитии творческих способностей, но и в повышении  их собственной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работа воспитателя логопедической группы Сердюковой Елены Владимировны по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОНР СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности р...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...