Анализ произведение живописи И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу"
занимательные факты по развитию речи

Мальцева Марианна Сергеевна

Очень живописная и светлая картина, завораживающая своей реальностью и деталями, если долго на нее смотреть - в этом волшебство мастерства великих художников. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художник И. Шишкин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

        

Анализ

произведение живописи И.И. Шишкина

 «Утро в сосновом лесу»

Подготовила

 педагог-организатор

Мальцева Марианна Сергеевна

г.Покачи

Анализ произведение живописи И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Стратегия

Критерии

Жизненная

Слова и суждения, представляющие изображение как кусочек жизненной реальности, как ситуацию, разворачивающуюся во времени. 

«Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие-это ещё не всё. Для понимания искусства нужны знания», - говорил академик Д.С.Лихачев.

Очень живописная и светлая картина, завораживающая своей реальностью и деталями, если долго на нее смотреть - в этом волшебство мастерства великих художников. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художник И. Шишкин.

Когда смотришь на картину художника Ивана Ивановича Шишкина, так и

хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ощутить босой ногой

мягкий влажный мох. Утро в сосновом лесу - одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира.

Изобразительная

Слова и суждения, представляющие картину как изображение в рамке, констатация и изложение изображенного, анализ техники живописного произведения:

-анализ четырех основных разделов изменения натурального цвета предмета: «свет», «натуральный» (полутень), «тень», «рефлекс»; 

- свет: тени густые, переходы от света к тени, рассеян по картине, очерчивают силуэты сосен, окутаны туманом.

-  анализ освещения в живописном произведении: 

На картине все смотрится очень гармонично, первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса; зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу.

-  анализ воздушной перспективы живописного произведения; Очень красочно показан влажный утренний туман из оврага, украсивший мягкой голубой дымкой воздушность утреннего леса, наверное, заряжает воздух свежим лесным ароматом хвои   и даже можно прочувствовать утреннюю прохладу.

- анализ цветовой гармонии живописного произведения; цвета использовались в картине по насыщенности мрачные, темные неяркие, приглушенные, сумрачные, блёклые, спокойные, больше зелёного и коричневого тона, холодный – синий. 

-  анализ рисунка живописного произведения; Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

-  анализ выразительных средств живописного произведения; зеленый цвет и его оттенки, использует художник, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу.

-  анализ фактуры красочного слоя в живописном произведении; сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно.

Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.

-  анализ композиции живописного произведения. Идеально изображено художником состояние природы, т. е. сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют картину раннего летнего утра в сосновом лесу. Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы, торжественной тишины и спокойствия, чувство радости. Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата.

 Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной.

Авторская:

Слова и суждения, указывающие на замысел автора, на душевное состояние и жизнь автора. И.И. Шишкин восхищается красотой леса, передает ее прелесть и величие. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Культурная

Слова и суждения, характеризующие картину в культурном контексте, упоминание других произведений того же или других авторов. Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К.А. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу".

Импрессивная

Слова и суждения, описывающие конкретное воздействие, которое оказывает картина или ее отдельные части.         Главное  в картине не эти симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идёт по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль. Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и красками. Композиция  основана на непосредственном наблюдении вместо компиляции элементов, что лежало в основе классической ландшафтной живописи.  Но вместе с тем он объединяет реалистические изображения с великими поэтическими истинами, предлагая зрителю столько много особенностей для размышлений: свет и тьма, солнце и тень, сила и хрупкость, время и мимолетность.

Ассоциативное

Наличие ассоциаций на разные темы, вызванные картиной, рассуждения по более общим вопросам. Само название картины «Утро в сосновом бору» говорит о начале нового дня. А начало нового дня можно ассоциировать с началом чего-то нового, полного неожиданности, и хочется надеяться, что неожиданности будут приятными для нас.

Эмоциональное

Слова и суждения, передающие ощущения и чувства, вызванные картиной, содержащие прямую эмоциональную оценку изображаемого. Мне кажется, что Иван Иванович писал эту картину с каким-то особым чувством и трепетом. Картина навевает такие чувства как спокойствие умиротворения, и вызывает улыбку на лице и веру в то, что все будет хорошо. Благодаря этим замечательно нарисованным «мишкам» картина, как и собственно лес, на ней не кажется пустым, что в нем протекает жизнь с какими-то своими особыми правилами. Глядя на этот лес, не хочется оставаться в душном городе, сидеть в душной квартире, а хочется попасть в лес именно в этот сосновый лес, гулять по нему и непременно хочется заглянуть за эти сосны, а что же там какую еще красоту скрывает от нас природа, наверняка за ними находятся горы.

Стилистическая

Слова и суждения, отмечающие художественные средства и приемы, раскрывающие их назначение и указывающие особенности стиля. В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости. На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

Резюмирующая

Трактовка содержания картины и ее смысла, интерпретация мыслей и чувств персонажей. И. Шишкин создавал великолепные, жизнерадостные образы родной природы, воспевая русский пейзаж, утверждая и донося до нас его красоту и неповторимость. Именно поэтому его работы никогда не оставляют нас равнодушными, они в любые времена будут радовать и вселять ощущение счастья в наши сердца.

Метафорическая

Художник И. Шишкин говорил: «Как удивительно красиво и богата природа! Любите её!»

Сосны до неба хотят дорасти,

Ветвями небо хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Утром в сосновом бору

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки

Кидали сосновые шишки…

А мама - медведица сердится:

 - Слезайте! – кричит им медведица. –

Вы что ж опять натворили?

Такую сосну повалили!

Но маму не слушают дети.

Довольны собою медведи:

 - Пусть с виду мы косолапые,

Зато мы ребята не слабые!

Эпиграф: «Радуюсь тому, как совершенен и прекрасен лес, по которому я гулял, я…понял, что тот, кто послал меня мыслить и видеть красоту, замыслил прекрасно. Если вокруг меня живой Лес, исполненный высшего совершенства, то творец его был Отцом леса». А.Ким


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»....

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ ».

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать ...

Интегрированное занятие по картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста....

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

План – конспект НОД по рассматриванию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с детьми подготовительной группы....

Рассматривание картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект НОД Тема: Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина &qu...