Обобщение педагогического опыта по развитию речи с использованием пескотерапии.
статья по развитию речи на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Игры по развитию речи, в которые можно играть в песке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь является одной из важных психических функций человека. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, его поведении. На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, любой практический материал можно условно разделить на две группы: 1) помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, 2) опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, имаготерапия, пескотерапия). Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, все очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления  разрушает созданные им  самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – на смену старого всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Сегодня мы познакомимся с играми, направленных на познавательно-речевое развитие.

 

Игры с песком на развитие диафрагмального дыхания:

  • «Выровняй дорогу». От детской машинки проводится неглубокая канавка. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
  • «Что под песком». Картинка под тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение, и уже по части пытается описать скрытое по увиденному
  • «Ямка». Ребенок, плавно, долгой струей, выдувает ямку в песке.
  • «Секрет». Необходимо сдуванием песка обнаружить неглубоко спрятанную игрушку.

Игры с песком на этапе автоматизации звуков:

  • «Заведем  мотор». Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.
  • «Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
  • «Дорожка».  Произносить заданные слоги, «прошагивая» их пальчиком (рисуя круги на песке, выкладывая камушки).
  • «Клад».  Найди и четко назови, что ты нашёл.

Коррекция лексико-грамматических нарушений речи в играх с песком:

«Путешествие». Отработка глаголов.

«Подбери слово» (определение, действие). Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными.

«Дорисуй картинку и составь предложение». » Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.

«Нарисуй картинку и придумай рассказ».

В ходе игр необходимо обращать внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая высказываться; для игр по развитию речи характерно (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

Игра "Угадай на ощупь". Ребёнок отворачивается, а взрослый в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем меняются ролями.

При формировании неречевых и речевых процессов.

Обычно используются такие игры, как:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными большими и, наконец, мизинчиками) Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать «загадочные следы».

«поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера.

При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»), - предварительно ребенку завязывают глаза.

В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:

- наземные животные

- летающие животные

- обитатели водного мира

- жилища с мебелью

- домашняя утварь

- деревья и другие растения и пр.

- объекты небесного пространства

- транспортные средства

- объекты среды обитания человека

- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.)

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Игры в песочнице даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

-Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

-Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика.

-В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Таким образом, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других.

А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

http://madame.ucoz.ru/motessori/plyazh4.jpg

Сказка "Три медведя"

Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Нам понадобятся: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняется в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных  фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Используемая литература:

  • Барышникова С.М. Нетрадиционные приёмы в работе учителялогопеда: игры с песком. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2011 г.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: ИСП иП, 1998.
  • Грабенко Т. М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.
  • Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред. - сост. В.И. Селиверстов. -Просвещение, 1987.
  • Кичура В. В. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2009 г.
  • Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика. - 2006. -№1.
  • Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

"Обобщение педагогического опыта по развитию речи"

В материале представлен опыт работы с дошкольниками над развитием речи. Какие используются виды деятельности и какие результаты были аолучены в итоге....

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Обобщение педагогического опыта «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни чело...

Развитие речи с использованием пескотерапии для детей старшей группы.

Развитие речи с использованием пескотерапии для детей старшей группы....

Обобщение педагогического опыта. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окру...