Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузнецова Галина Павловна

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Проблема развития образности речи детей дошкольного возраста в наше время является достаточно актуальной среди вопросов дошкольного образования. Проблема развития речи в широком понимании относится к проблеме становления словесного творчества детей, что является значимым для решения важнейшей педагогической задачи – развитие гармоничной всесторонне развитой личности, а ещё в более широком понимании она относится к проблеме формирования общих художественных и творческих способностей детей. Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи.

Интеллигентный человека должен быть образованным, уметь говорить красиво, правильно, то есть он должен владеть литературным языком и постоянно стремиться к совершенствованию навыков речевой культуры. Он должен владеть умением передавать свои мысли словами в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Это умение необходимо начинать развивать с детства, когда закладываются основы личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrzovaniyu_na_2014-2015_god_kuznetsova.docx613.57 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на Совете педагогов МБДОУ

«Детский сад №101»

от 31.08.2014 г.

протокол № 1

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 «Детский  сад №101»

_______________ Шорохова Н.А.

Программа саморазвития педагога

Кузнецовой Галины Павловны на 2014-2015 год

в межаттестационный период

Тема:

«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах  воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Проблема развития образности речи детей дошкольного возраста в наше время является достаточно актуальной среди вопросов дошкольного образования. Проблема развития речи в широком понимании относится к проблеме становления словесного творчества детей, что является значимым для решения важнейшей педагогической задачи – развитие гармоничной всесторонне развитой личности, а ещё в более широком понимании она относится к проблеме формирования общих художественных и творческих способностей детей.

Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи. Интеллигентный человека должен быть образованным, уметь говорить красиво, правильно, то есть он должен владеть литературным языком и постоянно стремиться к совершенствованию навыков речевой культуры. Он должен владеть умением передавать свои мысли словами в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Это умение необходимо начинать развивать с детства, когда закладываются основы личности ребенка.

В наше время можно наблюдать небрежное отношение к языку, его искажение или насыщение штампами и казенными словами. Это может привести к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности. А ведь язык является великим достоянием народа, его важнейшей ценностью. Недопустимы подобные искажения, так как они нарушат красочность, образность, красоту речи.

На протяжении всей истории шло накопление народного опыта, народной мудрости в произведениях фольклора. Эта кладовая славиться яркими, меткими изречениями, живыми, образными словами и словосочетаниями, мудрыми пословицами и задорными поговорками, интересными и своеобразными фразеологизмами, за которыми скрывается словесное мастерство народа.

Если эти языковые средства присутствуют в речи человека, можно смело говорить о том, что его речь выразительна, она звучит ярко и живо, интересно общаться с таким человеком, так как у него есть возможность во всех тонкостях донести до собеседника свои мысли и отношение к теме разговора. Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.

Дошкольное детство является периодом становления и развития речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В этот промежуток жизни у ребенка развиваются важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.

Одним из важнейших источников развития выразительности речи является устное народное творчество, в том числе малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). Используя их в образовательной деятельности, можно развивать у детей осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, а впоследствии использовать их целенаправленно в своей речевой деятельности.

Исследователи отмечают вопиющие факты: дети способны тонко воспринимать образный строй литературных и фольклорных произведений, но они совершенно не умеют образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях. Это ведёт к замедлению всестороннего развития, невозможности ребенка выражать свой внутренний мир в речевой деятельность. Вопросами развития образности речи занимались многие ученые (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев, И.М. Шанский, Б.Н. Головин, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова, О.М. Дьяченко и т.д.), но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере. Исследования показали, что уровень овладения образностью речи у большинства детей старшего дошкольного возраста очень низок. Практически 85% детей, принимавших участие в исследовании, не понимали переносного смысла (в загадках, фразеологизмах), в их самостоятельных сочинениях во многих местах отсутствовала связность, логичность.

Поиск путей формирования образности связной речи – одна из важнейших задач развития речи детей дошкольного возраста. Её реализация может осуществляться на основе использования материалов фольклора, малых фольклорных жанров.

Поэтический язык пословиц и поговорок, загадок и скороговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих жанров лежит метафора. Все это делает малые фольклорные жанры ценнейшим языковым материалом с большими развивающими резервами.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: проблема формирования образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров является актуальной. При удачной реализации разработанной системы мероприятий и занятий можно добиться отличных результатов. Ведь потенциал развития ребенка очень велик, также как развивающий потенциал фольклора.

Цель профессионально – личностной программы

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении  влияния малых фольклорных жанров на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.

2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач речевого развития детей в ДОУ:

  • Выделить направления и этапы работы по формированию образной речи;
  • Отобрать пословицы, поговорки и загадки для работы с детьми;
  • Определить содержание этапов формирования образной речи средствами малых фольклорных жанров;
  • Разработать и апробировать систему игр по использованию пословиц, поговорок и загадок.

4.Поиск способов  расширения  форм участия в деятельности дошкольного учреждения, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.

5.Обосновать опытно-экспериментальным путем  включение в образовательный процесс МФФ, разработать и методически обосновать содержание форм и методов развития образной речи средствами МФФ.

6.Обобщить педагогический опыт работы по теме  «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Направления саморазвития

1.Изучение нормативно – правовых документов

2.Изучение методической литературы

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

5.Работа с детьми

6.Повышение квалификации

7.Работа с семьей, социумом

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

9.Аттестация

Ожидаемые результаты:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
  • Развитие адаптивной способности  в контексте современных тенденций развития образования

Формы работы

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В течение года

2.Изучение методической литературы

1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. -240с.

2.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8. 5. Боголюбская М.К., 3.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

4.Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.

5.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

6.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.

7.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.

8.Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.

9.Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.

10.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

11.Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.

12.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. -239с.

13.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

14.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

15.Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Сергеева Д. А как речь -то говорит, словно реченька журчит... (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

16.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.

17.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

18.Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М.: Просвещение, 1970. -148с.

19.Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. -М.: Детская литература, 1977. -32с.

20.Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

21.Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

22.Павлова Л. Использование фольклора в обучении детей математике // Детский сад со всех сторон. – 2000. - №8 (август). – С. 1-8.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008. - №5 (июль). – С.33 – 37.

В течение года

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

  1. Лузан М.М.

МБДОУ Детский сад  № 23  г. Краснодар

«Малые формы фольклора как средство развития речи у детей  старшего дошкольного возраста»

2.Горбунова К. В.  Центр развития ребёнка – «Детский сад № 90» г Краснодар

«Малые  фольклорные   формы,   как   средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

3.Озеракина Е. В., Федорова Е.С., Гребенщикова М.А. МБДОУ « Центр развития ребенка д\сад № 302»  г. Омск

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

В течение года

4.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

1. Анкетирование

«Изучение отношения педагогов к проблеме речевого развития дошкольников средствами малых фольклорных жанров,  готовности педагогов к работе по данной области»

2.Работа творческой группы

«Разработка перспективного  плана  работы

по использованию малых форм фольклора

с детьми 6-7 лет»

3. Семинар-практикум

- «Выразительно-изобразительные средства художественной литературы и фольклора

4. Деловая  игра с педагогами

«Задачи детского сада по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с произведениями и малыми фольклорными  жанрами»

5.Консультация  для педагогов ДОУ

«Влияние художественной литературы и малых форм фольклора на развитие образности речи детей дошкольного возраста»

6.Выступление  на педагогическом совете ДОУ:

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек»        

7.Взаимопосещения с целью ознакомления с оборудованием в группах центров речевого развития,

8.Тренинг «Разработка критериев  и определение уровня знаний малых форм фольклора

детьми старшего дошкольного возраста».

9. Открытая НОД  «В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу.... »

10. Презентационное представление опыта работы ДОУ по теме  «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров»

Сентябрь 2014

Октябрь 2014

Ноябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Март 2015

Апрель 2015 -

Май 2015

5.Работа с детьми

  • Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Коллективные занятия при условии свободного участия детей
  • Коллективные занятия при условии свободного участия детей. Использование игр на занятиях по развитию речи и ФЭМП.
  • Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях,  на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с худ. литературой.
  • В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей.
  • В двигательной активности детей, на прогулке, в режимных моментах, а также на занятиях по развитию речи, ознакомления с худ. литературой.
  • Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях,  на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с художественной литературой.
  • В повседневных бытовых ситуациях, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей, свободная деятельность детей. В сотрудничестве ребёнка и родителей. В играх, упражнениях, беседах.

Сентябрь 2015 –апрель 2016

6.Повышение квалификации

  1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
  2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

Сентябрь 2014 –апрель 2015

7.Работа с семьей, социумом

Информационно - аналитическое  направление -  выявление интересов, потребностей, запросов

родителей уровня и педагогической грамотности

  • Проведение срезов и опросов

Досуговое направление - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  • Совместные досуги, праздники, развлечения,
  • участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия,
  • предметов старинного быта.
  • Привлечение к изготовлению атрибутов
  • к играм и элементов русского народного костюма.

Познавательное направление - ознакомление родителей с русской народной культурой, обрядами русского народа. Формирование у родителей практических навыков

  • Проведение родительского собрания по теме «Народное творчество в жизни ребенка»,
  • консультации,
  • игры с фольклорным содержанием,
  • тематическая библиотека для родителей,
  • папки - передвижки

Наглядно- информационное: информационно- ознакомительно, информационно- просветительское направление - ознакомление родителей с работой в группе, с преподнесением материала в зависимости от возраста детей.

Организация открытых просмотров, занятий и

других видов деятельности.

Обновление материалов в родительском уголке,

организация мини - библиотеки по народному

творчеству.

Сентябрь 2014

Апрель 2015

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

  • Подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок,
  • Подбор фонотеки  русских народных сказок, потешек, песен, колыбельных
  • Составление иллюстрированной картотеки пословиц, поговорок, загадок по временам года
  • Составление  комплексов  потешек на все режимные моменты, эмоциональные состояния детей
  • Подбор костюмов, атрибутов для театрализации,
  • Подбор набора  открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам,
  • Подбор образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
  • Совместно с родителями изготовление настольного и пальчикового театра к русским народным сказкам

Сентябрь 2014 –апрель 2015

9.Аттестация

Обобщение  педагогического опыта

«Малые фольклорные формы  как средство развития образной речи детей

старшего дошкольного возраста».

Диапазон представляемого опыта охватывает воспитательно-образовательную работу с детьми 5-7 лет во время организованного обучения и в свободное время.

Май 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...

Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...


 

Комментарии

Кузнецова Галина Павловна

Спасибо за интересный материал к аттестаци