Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Томишинец Дарья Юрьевна

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревочек». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Объектом нашего исследования были выбраны возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ОВЗ.

Стихотворение имеет следующие важные особенности:

1. Особая интонационная выразительность, которая стимулирует к включению детей в событие.

2. Стройность и ритмичность в организации слов в строке.

3. Уникальное средство для развития фонематического слуха.

4. Способствуют развитию коммуникативной компетенции.

5. Пробуждает интерес к созданию собственных поэтических произведений.

 В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение. Задача педагога - подготовить ребенка к восприятию стихотворения.

Психологами (Гиппенрейтер, Столяренко и др.) установлено, что у каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации.Это следует учитывать при заучивании стихов.

Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно даже сначала вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов.

В работе с учащимися с ОВЗ можно столкнуться с такими проблемами, как недостаточная познавательная активность детей и многообразие проявлений речевого недоразвития.

Несмотря на то, что поэтическая речь более сложная, чем прозаическая, мы видим её  использование, как средство для развития монологической речи.

Для детей с нарушениями речи особую сложность представляет целенаправленное заучивание и припоминание вербального материала. В силу этих и других причин дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них быстрое утомление и отрицательные эмоции. Любая деятельность детей должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной слаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии.

Исследователи предлагают различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения. Одни из них нам хорошо знакомы. Например, использование тематических рисунков, которые устанавливают смысловые связи между словом и картинкой. Они помогают ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

Очень популярен и метод «Пиктограмм». Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой  памяти, делают процесс  заучивания стихотворения более осмысленным, интересным и последовательным.

В нашем исследовании мы впервые столкнулись с такими методами, как «Стихи на коромыслах» (по Базарному)

На приспособленных крючочках с потолка или с люстры спускаются в хаотичном порядке  на ниточках иллюстрации к стихотворению. Например, так можно работать со стихотворением «Путаница» К. Чуковского. Дети выбирают нужную иллюстрацию, вспоминают очередность появления домашних, диких животных, птиц, насекомых, многократно в такой динамической форме повторяют отрывки произведения, что способствует заучиванию текста.

Такое заучивание стихов вносит в жизнь яркие эмоциональные моменты, снижает напряжение.

Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревочек»

С помощью веревочек разной длины,  толщины, разного цвета  можно выкладывать  понравившиеся  строчки стихотворения. 

Так постепенно у детей  развивается устойчивый интерес, любовь  к стихам. Формируется, расширяется, уточняется  лексический (словарный) запас, поэтический словарь.  Развивается связная  речь.  Автоматизируются  и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, тонкой и общей моторики.

Используются следующие методы заучивания стихотворных текстов с дошкольниками, имеющими ЗПР.

Вот некоторые из них:

1. Метод постепенного увеличения объёма заучиваемого материала;

2. Метод «перевода» словарной информации в образную форму;

3. Более подробно остановимся на методе «пересказа» стихотворения отдельными строчками из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Детям очень тяжело запоминать целое произведение, и мы решили выделить ключевые строки в стихотворении, которые способствуют более эффективному запоминанию. Для лучшего запоминания детей стихотворения, мы подобрали картинки к каждому четверостишью. Разбирали их. Выполняли задания на карточках (соотнесение слов и их значений; разложи правильно карточки так, чтобы получилось стихотворение). Благодаря этим заданиям, дети быстро выучили стихотворение.

Знакомство детей с поэтическим словом, разучивание стихов занимает важное место в работе практически каждого педагога  детского дошкольного и школьного учреждения. Посредством поэзии возможна реализация многих образовательных и воспитательных задач.

Однако, как и во всём, что касается вопросов воспитания и образования, к работе над стихотворным текстом нужен грамотный профессиональный подход. Необходимо учитывать возраст воспитанника, его интеллектуальные и психологические особенности и, конечно же, наличие какой – либо речевой патологии, что, к сожалению, в настоящее время становится скорее правилом, чем исключением. 

Вывод. Стихотворный текст имеет как сложности, так и преимущества над прозаической речью. Он помогает развивать объем слухоречевой памяти, образное мышление, воображение, навык программирования слов, словосочетаний и предложений; позволяет пополнить и обогатить словарный запас; расширить кругозор.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.В работе можно найти при...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

"Рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье родителям даются рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

Кинезиологические упражнения как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)

Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дошкольный возраст)...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....