НОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ» в старшей группе ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Копанцова Галина Борисовна

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.                  Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.

2.                  Составлять небольшие описательные рассказы о диких животных,

. опираясь на схемы.

3.                  Составлять небольшие творческие рассказы о диких животных по данному началу.

4.                  Развивать речевое мышление, следить за логической последователь­ностью предложений при составлении рассказов по фрагментам сюжетной картины.

5.                  Формировать и закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.

6.                  Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна»,

«Дикие животные весной».

7.                  Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни весной.

8.                  Совершенствовать общую и мелкую моторику.

9.                  Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: восприятие, память, мышление, вообра­жение, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_lesu.docx844.49 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА  В  ЛЕСУ»

в старшей группе

ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»

Учитель-логопед

ГБДОУ  г.Севастополь

«Детский сад № 107

комбинированного вида»

Копанцова Г.Б.

Тема:   ВЕСНА В ЛЕСУ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1.  Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.
  2.  Составлять небольшие описательные рассказы о диких животных,

. опираясь на схемы.

  1.  Составлять небольшие творческие рассказы о диких животных по данному началу.
  2.  Развивать речевое мышление, следить за логической последовательностью предложений при составлении рассказов по фрагментам сюжетной картины.
  3.  Формировать и закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
  4.  Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна»,

«Дикие животные весной».

  1.  Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни весной.
  2.  Совершенствовать общую и мелкую моторику.
  3.  Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ К ЗАНЯТИЮ:

  1. Музыка — пение птиц.
  2.  Весенние цветы
  3.  Разовые тарелочки с манной крупой
  4.  Бумажные салфетки
  5.  Коробки—домики, 3 штуки.
  6.  Яблоко ,чернослив, мед ,шишка, орех,
  7.  Темные очки—2 штуки
  8.  Схема—описание медведя /панно/
  9.  Схема—описание ежа
  10.  Карточки со словами ЕЖ и ЕЛКА
  11. Круги—схемы для описания ежа и елки
  12. Орехи грецкие, корзинки под орехи
  1. Картина «Весна в лесу»
  2. Детские рисунки - 7 штук
  3. Мольберт

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. -  Дети, поздоровайтесь с гостями.

- Давайте им скажем хорошие слова, чтобы у всех было отличное настроение, чтобы они с удовольствием пошли с нами в лес на прогулку.

- Дети- Умные; красивые; добрые; молодые; современные…

- Закройте глаза…(звучит музыка)

  1. -  Мы на весенней поляне в лесу.

-  Послушайте, какие звуки вы слышите в лесу?

- Дети- Ручеек журчит.

- Дети- Птицы поют.

- Дети- Лопаются почки.

- Дети- Волк стучит зубами.

- А какие запахи мы можем с вами почувствовать в лесу?

- Дети- Цветами; травой; теплой землей.

3. - Подойдите поближе к нашей картине.

- Выберете на ней какой-нибудь предмет или объект, нарисуйте его или часть его и потом загадайте нам про него загадку, а мы отгадаем ее.

/ дети рисуют на манке пальцем части диких животных: голову медведя, елку, рога оленя, уши зайца, зубы волка, уши белки, ежа, загадывают про них загадки, не называя сами предметы или объекты. Идет отработка притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными, называние глаголов, называние прилагательных./

а) – Дети- Большой, но не скала; коричневый, но не шоколад; зимой сплю, но не еж; умею ловить рыбу, http://www.playing-field.ru/img/2015/052209/1939522

    но не рыбак.

/МЕДВЕДЬ/

- Это чья голова?

- Дети- Медвежья.

- Чьи уши?

- Дети- Медвежьи.

- Чьи глаза?

- Дети- Медвежьи.

-Какие глаза?

- Дети- Черные; черногалазые.

- Какая голова?

- Дети- Большая; большеголовый.

б)                                               - Дети- Живу в лесу, но не животное; зеленая, но    

        не огурец; есть иголки, но не портниха; есть лапы, но    

 не медведь; люблю солнце и воду, но не цветок.

        / ЕЛКА/.

- Посчитай ветки у елки.

- Дети- Одна зеленая ветка.

- Дети- Две зеленых ветки.

- Дети- Три зеленых ветки.

- Дети- Четыре зеленых ветки.

- Дети- Пять зеленых веток.

- Дети- Шесть зеленых веток.

в)                               -Дети- Большой, но не медведь; жую траву, грызу кору, но не заяц; есть копыта, но не конь; есть рога, но не корова. / ЛОСЬ/.http://www.playing-field.ru/img/2015/052004/5334905

г)       - Дети- Белый, но не молоко; маленький, но не муравей; грызу кору, но не лось; высоко прыгаю, но не кузнечик; с длинными ушами, но не осел.http://www.playing-field.ru/img/2015/052006/3314510

        / ЗАЯЦ/.

- Что умеет делать заяц?

- Дети- Прыгать, скакать, прятаться, бояться, грызть.

д)                           - Дети- Серый, но не камень; воет, но не собака; хищный, но не лев; зубастый, но не крокодил.

   / ВОЛК/.        

           

- Посчитайте острые зубы волка.

- Дети- Один острый зуб.

- Дети- Два острых зуба.

- Дети- Три  острых зуба.

- Дети- Четыре острых зуба.

- Дети- Пять острых зубов.

- Дети- Шесть острых зубов.

- Дети- Семь острых зубов.

- Дети- Восемь острых зубов.

е)                      - Дети- Быстрая, но не заяц; серая, но не мышь; маленькая, но не еж; живу на дереве, но не птичка.

     / БЕЛКА/.

- Какая же белка?

- Дети- Быстрая, ловкая, юркая, запасливая, маленькая, хлопотливая, цепкая.http://i.imgur.com/K6niGPt.jpg

ж )                     - Дети- Маленький, но не мышка; сплю зимой, но  

       не медведь; с иголками, но не елка; умею ловить мышей, но не кот.

         / ЕЖ/. 

 4.  - Лучики теплого весеннего солнца касаются всего вокруг, они сейчас коснутся и ваших спинок.

- Сначала я буду лучиком.

-  Я нарисую на ваших спинках что-то, а вы догадайтесь- что это?

а) Рисуются следы медведя. 

-На что это похоже?

- Дети- Это следы.

- Чьи следы?

- Дети- Медведя.

- Какие следы у медведя?

- Дети- Тяжелые, глубокие, крупные, редкие, следы.

б) Рисуются следы зайца.

 - А это что?

- Дети- Заячьи следы.

- Какие они?

- Дети- Легкие, маленькие, частые, мелкие.

в) Рисуется круг.

- На что это  похоже?

- Дети- На круг, на  мяч, на шар, на дупло, на голову медведя.

г ) - Теперь кто-то из вас будет лучиком .

- Нарисуйте, что хотите.

/ рисовать можно ежа, елку/

 - Что это?

- Дети- Это еж.

- Как догадался?

- Дети- По иголкам.

- На что еще они похожи?

- Дети- На палочки, спички, вилку.

- Что это?

- Дети- Это елка.

- Как догадался?

- Дети- В середине палка, как пика, с боков- ветки.

5.  - Весеннее солнышко заглядывает в домики лесных жителей, будит их. - Звери идут на улицу посмотреть что нового в лесу? Понюхать весенний воздух.

- Вот и первый домик? Посмотрим.

- На ощупь определите, что внутри находится?

- Какое оно?

- Дети- Круглое, как шарик, твердое, гладкое. ЭТО ОРЕШЕК.

- А еще что?

- Дети- Шершавое, твердое. ЭТО ШИШКА.

- Кому принадлежат эти предметы?

- Дети- Белке.

- А кто еще любит орешки?

- Дети- Дети.

- А вот и второй домик.

- Там тоже что-то есть.

- Закройте глазки  и по запаху определите—что это?

На трех розетках- гриб, чернослив, порезанное яблоко.

- Попробуйте на вкус.

- Чей же это домик?

- Дети- Это домик ежа.

- Чем любит лакомиться еж?

- Кому бы это еще понравилось?

- Дети- Белке, детям.

- А это третий домик.

- Что там внутри.

- Дети- Что-то твердое.

На столовой салфетке лежат ложки, блюдце.

-  Все закройте глазки, я вам дам понюхать то, что спрятано в домике.

- По запаху, на вкус определите, что это?

- Дети-  Мед.

- Какой он?

- Дети- Ароматный, душистый, сладкий.

- Кто им любит лакомиться?

- Дети- Медведь.

- А кто еще любит мед?

- Дети- …

6. Физминутка.

- После долгой зимы хочется подвигаться.

- Вставайте в круг.

***

По лосиному красиво ходит лось в лесу густом.

По мышиному пугливо семенит мышонок в дом,

И по-заячьи зайчишка все спешит запутать след .

По- медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет.

Ходьба с высоким подниманием коленей, руки над головой, пальцы разведены как рога.

Бег на носках

Прыжки на двух ногах влево - вправо

Ходьба на внешней стороне стопы .

7. - Давайте сядем на стульчики.

- Посмотрите на нашу картину.

- Тут много зверей .

- Выберете кого- нибудь и составьте про него рассказ, но описать надо будет только внешний вид зверя.

-  Рассказать только о том, что можно увидеть глазами.

- В этом вам поможет эта схема. / схема 1/

- Дети- МЕДВЕДЬ- дикий зверь. Он большой, бурый, сильный. У него большая круглая голова, он большеголовый. На голове маленькие круглые ушки. У медведя большое туловище, оно покрыто густой, лохматой шерстью. Лапы- толстые, сильные, короткие.  Он- толстолапый. А еще на лапах когти острые и длинные. Когда медведь идет, то оставляет большие, глубокие, редкие следы на мягкой земле. И у него есть маленький, короткий хвостик. Медведь- короткохвостый.

8. - А теперь представьте себя кем- то из зверей и расскажите о себе от его имени.

- Можете надеть шапочку на голову с изображением вашего героя.

- В описании вам поможет эта схема.  / схема 2 /

- Дети- Я – еж, маленький и колючий. На моей спине много острых иголок. Если меня потрогать- можно уколоть палец. Я умею сворачиваться в клубок, меня можно катать по земле. Когда я качусь по земле- то на иголки накалываются листочки, травинки. Своим носиком я люблю все нюхать6 цветы, яблоки, грибы. А еще ушками я слышу, как звенят ручьи и жужжат мухи весной, как капает капель. Иногда вода капает мне на носик с деревьев. Ушками я слышу, как ко мне подкрадывается лиса. Это мне не нравится, я ее боюсь и убегаю под кустик.

9.  – Подойдите к рисункам.

-  Да тут настоящая выставка, рисунки все разные и интересные.

     - Я поняла, что это за рисунки.

- Помните, несколько дней назад я вам рассказывала, что нашла в парке книжку, в которой прочла начало рассказа про белочку, но без окончания.

- Я вас попросила придумать конец этому рассказу и нарисовать свою историю.

- Вы молодцы! А кто вам помогал?

- Я сейчас напомню вам начало того рассказа, а кто-то из вас расскажет нам его окончание.

***

Жила-была белочка. Трудно ей было зимой в дупле— и холодно, и

голодно. Но пришла весна. Белочка очень обрадовалась ее приходу. Выскочила она из дупла, поскакала по веткам. Прыгнула на соседнюю елку и ...

- Кто расскажет, что было дальше?

 / двое детей рассказывают свои истории/

- Дети- … Поскакала белочка по веткам, весело ей, что солнышко греет. Радуется белочка, что тепло стало. Вдруг слышит, рычит кто-то под деревом. Посмотрела она вниз, а там волк сидит, голодный и злой. Так и хочется ему белку съесть, да не достать. Белка взяла крупную шишку и бросила в волка. Попала шишка волку в лоб. Испугался волк и убежал. А белка помахала своим пушистым хвостом и поскакала дальше.

- Дети- … Стала радоваться белка весне, теплу, прыгать с ветки на ветку. Нашла свои запасы- грибок, съела, орешек откапала. Своих подруг встретила. Прыгала- прыгала белочка и думает, надо в свое дупло возвращаться, а его нет. Заблудилась белочка. Слышит, дятел где-то стучит клювом. Поскакала она к нему, попросила: « Выдолби мне, пожалуйста, новое дупло». И дятел ей помог. Выдолбил белке новый домик.

- Вы молодцы!

10. - А теперь посмотрим, как вы умеете сравнивать.

- Найдите что общего и что разное у ЕЛКИ и ЕЖА?

- Эта схема вам поможет / схема 3/.

- За каждый правильный ответ я буду класть в корзинку по орешку.

/ дети сравнивают белку и ежа/

- Что же у них общего?

- Дети- Живут в лесу; у них есть иголки;  они растут, живые; в названиях буква Ё ( ЁЖ, ЁЛКА).

- А что разное?

- ДЕТИ- Елка большая, а еж- маленький; елка зеленая, а еж- серый; у елки нет ушей, а у ежа- есть, елка любит солнце, еж- грибы, ягоды.

- Хорошо, много орешков собрали.

- А кто из вас может один обо всем этом рассказать, что общего и что разное у елки и у ежа?

11. Итог занятия.

- Все старались, были активными, красиво говорили. Молодцы!