НОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ» в старшей группе ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.
2. Составлять небольшие описательные рассказы о диких животных,
. опираясь на схемы.
3. Составлять небольшие творческие рассказы о диких животных по данному началу.
4. Развивать речевое мышление, следить за логической последовательностью предложений при составлении рассказов по фрагментам сюжетной картины.
5. Формировать и закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
6. Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна»,
«Дикие животные весной».
7. Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни весной.
8. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
9. Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_v_lesu.docx | 844.49 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ»
в старшей группе
ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»
Учитель-логопед
ГБДОУ г.Севастополь
«Детский сад № 107
комбинированного вида»
Копанцова Г.Б.
Тема: ВЕСНА В ЛЕСУ
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.
- Составлять небольшие описательные рассказы о диких животных,
. опираясь на схемы.
- Составлять небольшие творческие рассказы о диких животных по данному началу.
- Развивать речевое мышление, следить за логической последовательностью предложений при составлении рассказов по фрагментам сюжетной картины.
- Формировать и закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Активизировать и расширять словарь детей по теме «Весна»,
«Дикие животные весной».
- Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни весной.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
- Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ К ЗАНЯТИЮ:
- Музыка — пение птиц.
- Весенние цветы
- Разовые тарелочки с манной крупой
- Бумажные салфетки
- Коробки—домики, 3 штуки.
- Яблоко ,чернослив, мед ,шишка, орех,
- Темные очки—2 штуки
- Схема—описание медведя /панно/
- Схема—описание ежа
- Карточки со словами ЕЖ и ЕЛКА
- Круги—схемы для описания ежа и елки
- Орехи грецкие, корзинки под орехи
- Картина «Весна в лесу»
- Детские рисунки - 7 штук
- Мольберт
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- - Дети, поздоровайтесь с гостями.
- Давайте им скажем хорошие слова, чтобы у всех было отличное настроение, чтобы они с удовольствием пошли с нами в лес на прогулку.
- Дети- Умные; красивые; добрые; молодые; современные…
- Закройте глаза…(звучит музыка)
- - Мы на весенней поляне в лесу.
- Послушайте, какие звуки вы слышите в лесу?
- Дети- Ручеек журчит.
- Дети- Птицы поют.
- Дети- Лопаются почки.
- Дети- Волк стучит зубами.
- А какие запахи мы можем с вами почувствовать в лесу?
- Дети- Цветами; травой; теплой землей.
3. - Подойдите поближе к нашей картине.
- Выберете на ней какой-нибудь предмет или объект, нарисуйте его или часть его и потом загадайте нам про него загадку, а мы отгадаем ее.
/ дети рисуют на манке пальцем части диких животных: голову медведя, елку, рога оленя, уши зайца, зубы волка, уши белки, ежа, загадывают про них загадки, не называя сами предметы или объекты. Идет отработка притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными, называние глаголов, называние прилагательных./
а) – Дети- Большой, но не скала; коричневый, но не шоколад; зимой сплю, но не еж; умею ловить рыбу,
но не рыбак.
/МЕДВЕДЬ/
- Это чья голова?
- Дети- Медвежья.
- Чьи уши?
- Дети- Медвежьи.
- Чьи глаза?
- Дети- Медвежьи.
-Какие глаза?
- Дети- Черные; черногалазые.
- Какая голова?
- Дети- Большая; большеголовый.
б) - Дети- Живу в лесу, но не животное; зеленая, но
не огурец; есть иголки, но не портниха; есть лапы, но
не медведь; люблю солнце и воду, но не цветок.
/ ЕЛКА/.
- Посчитай ветки у елки.
- Дети- Одна зеленая ветка.
- Дети- Две зеленых ветки.
- Дети- Три зеленых ветки.
- Дети- Четыре зеленых ветки.
- Дети- Пять зеленых веток.
- Дети- Шесть зеленых веток.
в) -Дети- Большой, но не медведь; жую траву, грызу кору, но не заяц; есть копыта, но не конь; есть рога, но не корова. / ЛОСЬ/.
г) - Дети- Белый, но не молоко; маленький, но не муравей; грызу кору, но не лось; высоко прыгаю, но не кузнечик; с длинными ушами, но не осел.
/ ЗАЯЦ/.
- Что умеет делать заяц?
- Дети- Прыгать, скакать, прятаться, бояться, грызть.
д) - Дети- Серый, но не камень; воет, но не собака; хищный, но не лев; зубастый, но не крокодил.
/ ВОЛК/.
- Посчитайте острые зубы волка.
- Дети- Один острый зуб.
- Дети- Два острых зуба.
- Дети- Три острых зуба.
- Дети- Четыре острых зуба.
- Дети- Пять острых зубов.
- Дети- Шесть острых зубов.
- Дети- Семь острых зубов.
- Дети- Восемь острых зубов.
е) - Дети- Быстрая, но не заяц; серая, но не мышь; маленькая, но не еж; живу на дереве, но не птичка.
/ БЕЛКА/.
- Какая же белка?
- Дети- Быстрая, ловкая, юркая, запасливая, маленькая, хлопотливая, цепкая.
ж ) - Дети- Маленький, но не мышка; сплю зимой, но
не медведь; с иголками, но не елка; умею ловить мышей, но не кот.
/ ЕЖ/.
4. - Лучики теплого весеннего солнца касаются всего вокруг, они сейчас коснутся и ваших спинок.
- Сначала я буду лучиком.
- Я нарисую на ваших спинках что-то, а вы догадайтесь- что это?
а) Рисуются следы медведя.
-На что это похоже?
- Дети- Это следы.
- Чьи следы?
- Дети- Медведя.
- Какие следы у медведя?
- Дети- Тяжелые, глубокие, крупные, редкие, следы.
б) Рисуются следы зайца.
- А это что?
- Дети- Заячьи следы.
- Какие они?
- Дети- Легкие, маленькие, частые, мелкие.
в) Рисуется круг.
- На что это похоже?
- Дети- На круг, на мяч, на шар, на дупло, на голову медведя.
г ) - Теперь кто-то из вас будет лучиком .
- Нарисуйте, что хотите.
/ рисовать можно ежа, елку/
- Что это?
- Дети- Это еж.
- Как догадался?
- Дети- По иголкам.
- На что еще они похожи?
- Дети- На палочки, спички, вилку.
- Что это?
- Дети- Это елка.
- Как догадался?
- Дети- В середине палка, как пика, с боков- ветки.
5. - Весеннее солнышко заглядывает в домики лесных жителей, будит их. - Звери идут на улицу посмотреть что нового в лесу? Понюхать весенний воздух.
- Вот и первый домик? Посмотрим.
- На ощупь определите, что внутри находится?
- Какое оно?
- Дети- Круглое, как шарик, твердое, гладкое. ЭТО ОРЕШЕК.
- А еще что?
- Дети- Шершавое, твердое. ЭТО ШИШКА.
- Кому принадлежат эти предметы?
- Дети- Белке.
- А кто еще любит орешки?
- Дети- Дети.
- А вот и второй домик.
- Там тоже что-то есть.
- Закройте глазки и по запаху определите—что это?
На трех розетках- гриб, чернослив, порезанное яблоко.
- Попробуйте на вкус.
- Чей же это домик?
- Дети- Это домик ежа.
- Чем любит лакомиться еж?
- Кому бы это еще понравилось?
- Дети- Белке, детям.
- А это третий домик.
- Что там внутри.
- Дети- Что-то твердое.
На столовой салфетке лежат ложки, блюдце.
- Все закройте глазки, я вам дам понюхать то, что спрятано в домике.
- По запаху, на вкус определите, что это?
- Дети- Мед.
- Какой он?
- Дети- Ароматный, душистый, сладкий.
- Кто им любит лакомиться?
- Дети- Медведь.
- А кто еще любит мед?
- Дети- …
6. Физминутка.
- После долгой зимы хочется подвигаться.
- Вставайте в круг.
***
По лосиному красиво ходит лось в лесу густом. По мышиному пугливо семенит мышонок в дом, И по-заячьи зайчишка все спешит запутать след . По- медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет. | Ходьба с высоким подниманием коленей, руки над головой, пальцы разведены как рога. Бег на носках Прыжки на двух ногах влево - вправо Ходьба на внешней стороне стопы . |
7. - Давайте сядем на стульчики.
- Посмотрите на нашу картину.
- Тут много зверей .
- Выберете кого- нибудь и составьте про него рассказ, но описать надо будет только внешний вид зверя.
- Рассказать только о том, что можно увидеть глазами.
- В этом вам поможет эта схема. / схема 1/
- Дети- МЕДВЕДЬ- дикий зверь. Он большой, бурый, сильный. У него большая круглая голова, он большеголовый. На голове маленькие круглые ушки. У медведя большое туловище, оно покрыто густой, лохматой шерстью. Лапы- толстые, сильные, короткие. Он- толстолапый. А еще на лапах когти острые и длинные. Когда медведь идет, то оставляет большие, глубокие, редкие следы на мягкой земле. И у него есть маленький, короткий хвостик. Медведь- короткохвостый.
8. - А теперь представьте себя кем- то из зверей и расскажите о себе от его имени.
- Можете надеть шапочку на голову с изображением вашего героя.
- В описании вам поможет эта схема. / схема 2 /
- Дети- Я – еж, маленький и колючий. На моей спине много острых иголок. Если меня потрогать- можно уколоть палец. Я умею сворачиваться в клубок, меня можно катать по земле. Когда я качусь по земле- то на иголки накалываются листочки, травинки. Своим носиком я люблю все нюхать6 цветы, яблоки, грибы. А еще ушками я слышу, как звенят ручьи и жужжат мухи весной, как капает капель. Иногда вода капает мне на носик с деревьев. Ушками я слышу, как ко мне подкрадывается лиса. Это мне не нравится, я ее боюсь и убегаю под кустик.
9. – Подойдите к рисункам.
- Да тут настоящая выставка, рисунки все разные и интересные.
- Я поняла, что это за рисунки.
- Помните, несколько дней назад я вам рассказывала, что нашла в парке книжку, в которой прочла начало рассказа про белочку, но без окончания.
- Я вас попросила придумать конец этому рассказу и нарисовать свою историю.
- Вы молодцы! А кто вам помогал?
- Я сейчас напомню вам начало того рассказа, а кто-то из вас расскажет нам его окончание.
***
Жила-была белочка. Трудно ей было зимой в дупле— и холодно, и
голодно. Но пришла весна. Белочка очень обрадовалась ее приходу. Выскочила она из дупла, поскакала по веткам. Прыгнула на соседнюю елку и ...
- Кто расскажет, что было дальше?
/ двое детей рассказывают свои истории/
- Дети- … Поскакала белочка по веткам, весело ей, что солнышко греет. Радуется белочка, что тепло стало. Вдруг слышит, рычит кто-то под деревом. Посмотрела она вниз, а там волк сидит, голодный и злой. Так и хочется ему белку съесть, да не достать. Белка взяла крупную шишку и бросила в волка. Попала шишка волку в лоб. Испугался волк и убежал. А белка помахала своим пушистым хвостом и поскакала дальше.
- Дети- … Стала радоваться белка весне, теплу, прыгать с ветки на ветку. Нашла свои запасы- грибок, съела, орешек откапала. Своих подруг встретила. Прыгала- прыгала белочка и думает, надо в свое дупло возвращаться, а его нет. Заблудилась белочка. Слышит, дятел где-то стучит клювом. Поскакала она к нему, попросила: « Выдолби мне, пожалуйста, новое дупло». И дятел ей помог. Выдолбил белке новый домик.
- Вы молодцы!
10. - А теперь посмотрим, как вы умеете сравнивать.
- Найдите что общего и что разное у ЕЛКИ и ЕЖА?
- Эта схема вам поможет / схема 3/.
- За каждый правильный ответ я буду класть в корзинку по орешку.
/ дети сравнивают белку и ежа/
- Что же у них общего?
- Дети- Живут в лесу; у них есть иголки; они растут, живые; в названиях буква Ё ( ЁЖ, ЁЛКА).
- А что разное?
- ДЕТИ- Елка большая, а еж- маленький; елка зеленая, а еж- серый; у елки нет ушей, а у ежа- есть, елка любит солнце, еж- грибы, ягоды.
- Хорошо, много орешков собрали.
- А кто из вас может один обо всем этом рассказать, что общего и что разное у елки и у ежа?
11. Итог занятия.
- Все старались, были активными, красиво говорили. Молодцы!