"Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лашкина Ольга Вадимовна

Конспект коммуникативной деятельности (развитие связной речи) в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (Развитие связной речи)

Тема: «Зимушка – зима»

старшая группа

Воспитатель: Лашкина О.В.

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком  

Задачи:

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы, используя метод моделирования. Развивать монологическую форму речи.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими качества зимнего времени года;

Упражнять в образовании однокоренных слов, в умении  отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, активизировать словарь детей.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Прививать любовь к поэтическому слову.

Развивать творческие способности посредством использования нетрадиционных методов изображения (аппликация шариками из салфеток), тренировать мелкую моторику рук.

Интеграция деятельностей: коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.

Оборудование: сундучок с заданиями, проектор, снежок, силуэты  шубки Зимушки-зимы, бумажные салфетки для аппликации, клей, конфетти, мелкие снежинки.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках

Ход  занятия

  1. Организационный момент звучит фонограмма:

– Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня ... (Зима)

– Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

– Чики, чики, чики, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок)

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов

  1. Ответы на вопросы о зиме

– Смотрите, здесь есть снежок. Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы его берите, отвечайте на вопрос и передавайте дальше:

– Какое сейчас время года?   

– А как же называются зимние месяцы?

– Какое солнце зимой? (солнце светит, но не греет)

Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); 

Что делают птицы зимой?

– Как называются птицы, которые остались с нами?

– Что делают животные зимой?

Молодцы, правильно ответили на вопросы!

3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» 

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Ответы на вопросы по содержанию рассказа

 - Кто пришел к нам в гости?

- Какое время года было до этого?

- Чем зима накрыла землю?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Зимой».

– Давайте и мыс вами немного позабавимся

 Мы  зимой в снежки играем, мы играем.   (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем
.        (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим
.           (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду мы скользим, мы скользим
.    (плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы .     (соответствующие движения)   
Гостью – зиму любим мы, любим мы.    
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

5.  Составление рассказа о зиме с использованием мнемотаблицы

– Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу.

Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки – подсказки.

– А теперь я предлагаю вам рассказать о зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

– Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6.Отгадывание загадок: (дети по одному вытаскивают снежинку с загадкой)

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.

                          (Рукавички)

Что за нелепый человек,

Пробрался к нам в двадцатый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?

                            (Снеговик)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

Мы - проворные сестрицы,

быстро бегать мастерицы,

В дождь – лежим, в снег –

бежим, уж такой у нас режим.

                                 (Лыжи.)

С неба падают зимою,
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
Никто не поднимет.
Весна придет,
Он сам уйдет. (Сугроб)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной,
Очень грустно мне одной.

             (Снежная баба)

7. Игра «доскажи словечко»: – Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова

Тихо-тихо, как во сне, падает на землюснег!
С неба всё скользят пушинки - серебристыеснежинки!
На поселке, на лужок, всё снижаетсяснежок!
Вот веселье для ребят - все сильнееснегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть вснежки!
Словно в белый пуховик, нарядилсяснеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочкаснегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкойснегири!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

8. Изобразительная деятельность

Ребята, а вы обратили внимание на наряд Зимушки-зимы? Какой он?

В сундучке Зимушки зимы есть несколько нарядов, но они не украшены. Смотрите, на одних нарядах нет украшений, на других меховой опушки.

(дети выбирают себе наряд и самостоятельно выполняют аппликацию с помощью шариков из салфеток и аппликацию из снежинок и конфетти)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...