ООД по речевому развитию "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Качкан Елена Владимировна

ООД для детей старшей группы "Зимушка-зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект организованной образовательной деятельности для педагогов

по речевому развитию

 «Зимушка-зима»

с детьми старшей группы

C:\Users\Дом\Desktop\depositphotos_11097777-Desert-island.jpg

подготовила:

воспитатель МАДОУ детский сад №5  Качкан  Елена Владимировна.

г. Гусев

23 декабря  2016

Развивающие задачи. Создать условия для развития  внимания, памяти, логического мышления. Продолжать учить  отвечать на вопросы, выслушивать своих товарищей. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать синонимы, согласовывать прилагательные с существительными.

Образовательные задачи. Познакомить со старинными названиями зимних месяцев. Учить определять по признакам зимние месяцы.  Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: ноутбук, экран, презентация «Зимушка-зима», снежинка, картинки с изображением птиц, месяцев, конверт, столик, магнитная доска.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме, наблюдение за зимними явлениями природы, просмотр мультфильма " Бонифаций на каникулах", беседы о животных, птицах, составление описательных рассказов.

ХОД

Дети заходят в зал и встают в полукруг .

Воспитатель.

Встанем рядышком, полукругом.

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень.

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Приветствуем сегодня всех гостей!

Мы рады видеть рядом всех друзей!

(С экрана раздается сигнал о получении сообщения)

Ребята, мне пришло  электронное письмо. Письмо не обычное, оно звуковое. Послушаем его? Может, кто-то из вас догадается, от кого оно, и после прослушивания скажет. Проходите на стульчики и садитесь.

(Слушаем письмо:

- «Здравствуйте ребята! Я  поехал в гости к своей бабушке в Африку и там встретился со своими друзьями - негритятами.   Стал рассказывать им о разных странах и о России, о том, что сейчас в нашей стране прекрасное  время года - зима. Но негритята не могут представить, что такое зима, потому что в Африке нет зимы, и стали мне задавать много вопросов: 

Почему снежок порхает,

Почему кругом бело,

Почему вдруг утром рано

Превратились лужицы в холодное стекло?

    Я рассказывал  негритятам, об этих удивительных явлениях природы, но они не могут представить себе это время года. Помогите мне, пожалуйста, объяснить моим любознательным друзьям, что такое зима, что происходит зимой.")

Вы узнали, от кого это письмо? (От Бонифация). Как вы считаете, помогут рисунки, фотографии, иллюстрации понять нашим новым друзьям, что такое зима? (Ответы детей). 

Я согласна с вами, что, когда эти дети увидят зимние пейзажи природы, картинки деревьев и птиц зимой, они поймут, что такое зима.

Воспитатель: У нас есть волшебный экран, с его помощью можно попасть в любое время года. А куда отправимся мы с вами, вы узнаете, после того, как отгадаете загадку.

Отгадайте, ребятки,

Про кого моя загадка?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима). (Слайд 4)

Какое время года изображено на экране? (Зима)

Какая бывает зима (холодная, снежная, морозная, и.д.)  

Какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т.д.)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть. Становитесь в круг. Я раздам вам картинки с изображением времен года. Я буду описывать время года, а вы поднимите те картинки, на которых оно изображено. В это время года ярко светит солнце, вокруг много цветов, по поляне летают бабочки.(Лето).Те дети, у кого картинки с изображением лета выходят и встают отдельно. Следующее время года: небо хмурится, на деревьях появляются желтые листья, дни становятся короче, птицы улетают на юг.(Осень). Выпал снег, дети одевают теплую одежду, катаются на санках с горки, лепят снеговиков, играют в снежки.(Зима). На деревьях появляются листья, дни становятся теплее, птицы возвращаются из теплых стран, появляются первые цветы.(Весна).  А теперь поднимите верх картинки с изображением зимы. А как называются зимние месяцы? ( Декабрь, январь, февраль). Картинки других месяцев мы заберем в группу, и там ещё с ними поиграем, а изображение с зимними месяцами мы отправим негритятам и Бонифацию, но сначала выясним, где какой месяц изображен.(Кладем картинки на стол.) Садитесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, какой из этих зимних  месяцев приходит к нам первым, нужно отгадать загадку.

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

На поля и на луга  до весны легли снега.

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год. (декабрь) (Слайд 5) Правильно, это декабрь. Ваня, поставь картинку с изображением декабря на доску.

Воспитатель: Ребята, раньше на Руси декабрь называли студень, студеный, хмурый. Как вы думаете, почему? (На улице  морозы. Дни хмурые. Студено.) Говорили- декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадку о следующем зимнем месяце.

 Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

 Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

 Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд.

 Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?  (январь) . (Слайд 6)

 Степа, поставь, пожалуйста, изображение с январем на доску.

 Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а еще снежник. Кто ответит почему? (В январе выпадает много снега)

 Воспитатель: Отгадайте загадку об еще одном зимнем месяце.

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

По ночам мороз силён,  днём капели слышен звон.

То бураны и метели на деревню налетели.

День прибавился заметно, ну, так что за месяц это? (февраль) (Слайд 7)

Каролина, поставь картинку с изображением февраля на доску.

Воспитатель: Февраль называли снеговей, бокогрей. Как вы думаете, почему? (Потому что в феврале вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели.)

Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой конверт. Мы сложим туда картинки с изображением зимних месяцев и позже отправим негритятам в Африку.

А кто из вас знает, что нужно делать, чтобы зимой не замерзнуть? Правильно, двигаться! Предлагаю вам встать и подвигаться. Физминутка "Рано утром в парк ходили." (Дети встают у стульчиков).

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили.(Катают снежный ком)

А потом с горы катились. (Приседают)

Веселились и резвились (прыжки на месте).

В Таню кинули снежком.(Метание снежка)

В Степу кинули снежком.

 В Мишу кинули снежком-

Получился снежный ком!(Рисуют в воздухе круг)

Холодно гулять зимой.(Обхватывают себя руками)

Побежим скорей домой!(Садятся на стульчики)

Но иногда зимой случаются оттепели (Слайд 8). Посмотрите на изображение. Как выдумаете, что такое «оттепель»? (Сильнее греет солнце, подтаивает снег и т.д.)

Воспитатель: Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах тают  сосульки.

 А если после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица. На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд 9) . Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.

        Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду вам задавать вопросы, а вы попробуете на них ответить. (Игра «Какая, какой, какое?»)

- Если идет снег, то погода какая?  – снежная; 

- если дует ветер, то погода какая?   –  ветреная;

- если холодно, то погода какая?   –  холодная;

- если пасмурно, то погода какая?   – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая?    –  хмурая;

- если мороз, то погода какая?    –  морозная; 

- если солнечно, то погода какая?    – солнечная;

- если ясно, то погода какая?    –  ясная;

- снег какой?;

- лед какой?.....        

   Воспитатель: Зимой выпадает снег и к нам тоже в зал залетела красивая снежинка. Предлагаю с ней поиграть.

За руки мы все возьмемся,

В круг скорее соберемся,

Со снежинкой поиграем,

Ласковое слово отгадаем.

Игра " Скажи ласково"

Снег-снежок, ветер-ветерок, санки-саночки, горка-горочка, мороз-морозушко, снежинка- снежиночка, зима-зимушка, елка-елочка, горка-горочка, Снегурка-Снегурочка, звезда-звездочка, шапка-, ночь-, облако-, и т.д.

Дети садятся на стульчики.

        Воспитатель: Ой, ребята, пока мы с вами играли,  у меня все слова в голове перепутались! Что же делать? Может быть, вы поможете распутать их?(игра "Наоборот")

Летом и зимой дни жаркие. Правильно?

Летом и зимой дни длинные? Правильно?

Летом и зимой лед на реке. Правильно?

Летом и зимой ночи короткие. Правильно?

Летом и зимой на деревьях зеленые листья. Правильно?

Зимой дети купаются в реке. Правильно?

Снег и лед мягкие. Правильно?

Что происходит зимой с деревьями? - (Они спят) 

Что происходит зимой с животными? -  (Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки). Предлагаю поиграть в игру. Посмотрите на картинки и назовите, кто лишний? Почему?( Слайды 10, 11, 12)

Воспитатель. А что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались).

Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.)

Подходите к столу. У меня есть изображения разных птиц. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете зимующих птиц. 

 Внимание!

А сейчас мои ребятки

Загадаю вам загадки

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте

 

1.Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает,

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит (Воробей) . Откладываем картинку в сторону.

2. С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте что за птица?

Называется…. (Синица). 

 3.Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая. 

Известная персона.

Кто она? …  Ворона.

 4.Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – (снегири)

 5.Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.

 (Дятел)

 6. Кто там прыгает, шуршит.

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым-

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.

(Клёст).  

        Птицам зимой трудно добывать себе корм, потому что нет жучков, червячков и т.д., зимой корма мало. Легко ли птицам в эту пору? - (Трудно). Как можно помочь зимующим птицам?(Сделать для них кормушки и развесить на деревьях. Насыпать зерен, сушеных ягод и т. д.) 

Картинки с зимующими птицами мы тоже положим в конверт, для отправки в Африку негритятам. 

Ребята, посмотрите как  много мы сегодня рассмотрели иллюстраций с изображением природы зимой. В конверте мы собрали картинки с изображением зимних месяцев и зимующих птиц. Как считаете, поймут ли негритята, когда будут смотреть на зимние изображения ,  что такое зима? А ещё я предлагаю сейчас пойти в группу, нарисовать снежинки и тоже сложить их в конверт, ведь в Африке не бывает снега.   А что вы сегодня узнали нового или вспомнили что-то интересное? (Ответы детей). 

        С гостями нам пора прощаться, снова в группу отправляться! (Дети прощаются с гостями).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию «Зимушка-зима».

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию«Зимушка-зима».   Интеграция образовательных областей (ОО) :«Физическая культура»...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области речевое развитие «Зимушка - Зима»

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области речевое развитие «Зимушка - Зима»...

Конспект по речевому развитию «Зимушка-зима» в средней группе

Конспект по речевому развитию «Зимушка-зима» в средней группе...

Конспект ОД по речевому развитию «Зимушка-зима»

Конспект ОД по речевому развитию «Зимушка-зима»                        ...

Конспект НОД по речевому развитию "Зимушка-зима"

Конспект НОД по речевому развитию...

конспект занятия по речевому развитию"Зимушка-зима"

Расширять и активизировать ссловарный запас по теме:"Зимушка-зима";упражнять в правильном подборе признаков;совершенствовать навык  составлять описательный рассказ,грамматический строй ...