Главные вкладки

    Проект по развитию речи (средняя, старшая группа) по теме:
    Проект: «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в процессе развития речи детей дошкольного возраста посредством разнообразных видов творческой деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир музыки и театра"

    Липагина Наталья Викторовна

    Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

     

    Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.A. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.C. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).

    Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

        Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как одна из основных образовательных областей, и тесно интегрируется с каждой из четырёх оставшихся областей,  и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития. На мой взгляд, невозможно полноценное развитие детей в любой из образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Исходя из этого, приоритетным направлением в своей работе выбрала образовательную область «речевое развитие дошкольников».

    Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь. Отсюда проблемы отставания речевого развития: ребёнок позже начинает пользоваться фразовой речью, у него долгое время наблюдаются ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончаний, он плохо заучивает стихи, и т.п. У детей наблюдается:

    низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;

    несформированность вербальных средств коммуникации;

    ситуативно-деловая форма общения;

    недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим ;

    несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

    затруднена развёрнутая связная речь.

    Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

    Емельянов Ю. Н. (российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и культурантропологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

        Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, в процессе игры. Театрализованная музыкальная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

    .    Проанализировав методическую литературу и результаты диагностики по развитию речи у дошкольников, мною был разработан и проведён педагогический проект на тему: «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в процессе развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов творческой  деятельности «Волшебный мир музыки и театра».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_mir_muzyki_i_teatra.docx49.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект: «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в процессе развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов творческой  деятельности».

    Название творческого проекта: «Волшебный мир музыки и театра»

      

    Воспитатель: Липагина Наталья Викторовна

    Феодосия 2016

    Паспорт проекта

    Полное наименование проекта

        Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в процессе развития  речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов творческой  деятельности».

    Название творческого проекта: «Волшебный мир музыки и театра»

    Продолжительность

    Долгосрочный (январь 2016 г. – декабрь 2016 г.)

    Проблема

        Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

    Цель проекта

        Разработка и реализация модели воспитательно-образовательной деятельности направленной на развитие речи, творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного и музыкального искусства посредством театральной, музыкальной деятельности. Формирование коммуникативной компетенции, стимулирующей  социально-личностное развитие ребенка.  

    Основные задачи

    1. Определить содержание методов, технологий эффективного использования музыкальной, театрализованной деятельности для развития коммуникативно – личностного развития старших дошкольников.
    2. Коммуникативно – личностное развитие средних и старших дошкольников.
    3. Создать развивающую предметно – пространственную среду для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами музыкальной театрализованной деятельности.
    4. Приобщить родителей к совместной музыкальной театрализованной деятельности, коммуникативному общению с детьми.

    Направление деятельности педагогического коллектива по организации сопровождения реализации проекта

        Сбор материалов и оборудования.

    Осуществление создания экспозиций и стационарных выставок.

    Подбор интересных игровых сценариев театрализованных представлений, песен, создание аудиотеки.

    Подбор костюмов, атрибутов для театрализованных игр.

    Пополнение предметной развивающей среды.

    Организация перчаточного, пальчикового, кукольного театра.

     Подбор методов и приёмов.

    Направление деятельности воспитателя с детьми по проекту

    1. Создание условий для практического освоения всех
      форм речи: развитие связной речи, совершенствование диалогической и монологической речи, формирование грамматического строя речи; обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью и художественной литературой, песенно-игрового творчества.
    2. Целенаправленная работа с учетом интеграции видов деятельности включающая  коммуникативно – личностное развитие детей в целостный педагогический процесс.
    3. Использование новых технологий: планирование общеобразовательной программы по лексическому принципу, речевые семейные праздники, сказкотерапия, арт–терапия, различные виды театров; мультимедиа, ИКТ.
    4. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.
    5. Воспитание звуковой культуры речи: развитие речевого и фонематического слуха, формирование умения правильного звукопроизношения, владения средствами звуковой выразительности, разнообразной интонацией; выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения.
    6. Развитие мелкой моторики, координации движений.
    7. Реализация освоения дополнительного образования в плане литературной грамоты и культуры.
    8. Продолжение знакомства детей с различными жанрами художественной литературы.
    9. Развитие социально – коммуникативных навыков: воспитание нравственно-этических качеств, эмоционально-положительного отношения к сверстникам; воспитание воли и уверенности в себе, уважения к традициям и культуре народа.
    10. Дифференцируемый подход к каждому ребёнку. Распределение ролей в театрализованной деятельности осуществлялось с учетом речевых и индивидуальных психологических особенностей и интересов каждого ребёнка.
    11. Организация и показ сказок, инсценировок, театрализованных игр детьми группы № 5 для детей групп среднего и младшего возраста, родителей -  преодоление чувства неуверенности, закомплексованности, страха пред выступлением.
    12. Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности: совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
    13. Воспитание культуры поведения в театре и на сцене: воспитание и развитие внутренних таких как: воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях и внешних: чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства техник актера в каждом ребенке.

    Направление деятельности воспитателя с родителями по проекту

    1. Обеспечение психолого – педагогического сопровождения. Заинтересованность родителей в развитии речи детей, в развитии творческой деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальных способностей и таланта.
    2. Участие родителей в разнообразных формах совместной музыкально – художественной деятельности способствующих социально – коммуникативному развитию детей, возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения.
    3. Участие родителей в совместной образовательной деятельности в рамках проектной деятельности, направленной на  формирование познавательного интереса.
    4. Расширение возможности сотрудничества с библиотекой, активизация посещений спектаклей, концертов, конкурсов, принятие в них активное участие.

    Ожидаемый результат реализации

         Воспитанник по результатам освоения основной образовательной программы ДОУ в образовательной области ««Познавательно-речевое развитие»,  будет уметь: 

    1. Участвовать в коллективном разговоре: задаёт вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении;
    2. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
    3. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
    4. Быть доброжелательным собеседником: говорит спокойно, не повышая голоса, в общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости.
    5. Выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.
    6. Различать жанры литературных произведений, называть любимые сказки и рассказы; знать наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 4 - 6 загадок, называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

    Воспитанник по результатам освоения основной образовательной программы ДОУ в образовательной области «Социально-личностного развития»,  будет уметь:

    1. Понимать образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки. В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
    2. Владеть навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
    3. Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
    4. Приобщиться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Актуальность проекта.

        Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

    Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, JI.A. Венгер, Н.А. Ветлугина, J1.C. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).

    Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

        Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как одна из основных образовательных областей, и тесно интегрируется с каждой из четырёх оставшихся областей,  и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития. На мой взгляд, невозможно полноценное развитие детей в любой из образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Исходя из этого, приоритетным направлением в своей работе выбрала образовательную область «речевое развитие дошкольников».

    Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь. Отсюда проблемы отставания речевого развития: ребёнок позже начинает пользоваться фразовой речью, у него долгое время наблюдаются ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончаний, он плохо заучивает стихи, и т.п. У детей наблюдается:

    низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;

    несформированность вербальных средств коммуникации;

    ситуативно-деловая форма общения;

    недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим ;

    несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

    затруднена развёрнутая связная речь.

    Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

    Емельянов Ю. Н. (российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и культурантропологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

        Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, в процессе игры. Театрализованная музыкальная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

    .    Проанализировав методическую литературу и результаты диагностики по развитию речи у дошкольников, мною был разработан и проведён педагогический проект на тему: «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в процессе развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов творческой  деятельности «Волшебный мир музыки и театра».

    Механизм реализации проекта.

    Этапы и сроки их реализации

    Виды и формы деятельности

    I этап. Подготовительный

    1. Создание базы данных о родителях и семьях детей, беседы с родителями, проведение опросов, анкетирование родителей.
    2. Перспективное планирование по развитию речи посредством театрализованной и музыкальной деятельности.
    3. Изучение литературы, систематизация и отбор материала, подбор и классификация творческих, музыкальных игр, музыкального репертуара, сценариев театрализованных представлений, спектаклей, творческих этюдов.
    4. Создание предметно-развивающей среды «Уголок театра и музыки»

    II этап. Основной

    1.        Реализация модели организации воспитательно – образовательного процесса в группе. Игровые творческие этюды, подготовка к спектаклям, творческим выступлениям для ребят детского сада, родителей. Преодоление застенчивости в общении друг с другом, оказание взаимопомощи при подготовки к выступлениям.

    2.        Организация совместной деятельности взрослых и детей в соответствии с принципом интеграции образовательных областей. Подготовка к конкурсам, выступлениям. Уметь передать свои впечатления о подготовке к творческим мероприятиям и о прошедших мероприятиях.

    3.Организация образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов. Учить договариваться между собой в игровой творческой деятельности о распределении ролей, использовании атрибутов, выразительности выступлений, проявлять организаторские способности, умение плодотворно сотрудничать, сопереживать другим.

    4.        Создание развивающей предметно пространственной среды. Сотворчество, сотрудничество родителей и детей при подготовке атрибутов, костюмов к выступлениям.

    5.        Организация творческой деятельности детей как совместной с педагогом, так и самостоятельной, в условиях созданной воспитателями развивающей предметно пространственной среды.

    Подготовка к открытым мероприятиям, выступлениям, творческим концертам, применение песенного, театрализованного, игрового творчества в различных видах непосредственной образовательной деятельности. Работа над произношением, дикцией, выразительностью исполнения. Проведение игровых творческих этюдов по преодолению застенчивости, боязни публичных выступлений.

    6.        Взаимодействие с семьями детей. Приобщение родителей и других членов семей (сестёр, братьев) к театрализованным исполнениям, творческим развивающим играм, песенному, игровому творчеству. Проведение просветительской работы среди родителей о значении музыки, пения, игрового, театрализованного творчества для развития речевых навыков, коммуникационной компетентности для дальнейшего развития и обучения.

    III этап – итоговый,

    1. Совместно родителями подготовить и провести праздничные мероприятия в форме развлечений, театрализованных, песенных выступлений.
    2. Подготовить творческие работы детей для родителей в форме рисунков, аппликации. Упражнять в поздравлении родных и близких с праздниками.
    3. Анализ проделанной работы.

    Практическая значимость результатов проекта

       Комплекс проведённых мероприятий в рамках проекта способствовал:

    1. Положительной динамике в обогащении активного словаря дошкольников; в умении использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации.
    2. Развитию у детей воли, памяти, мышления, внимания, воображения.
    3. Развитию чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, веры в предлагаемые обстоятельства.
    4. Созданию внутренней концепции ребёнка «Я - могу» - каждый ребёнок смог почувствовать себя актёром. На начало проекта были дети, которые категорически отказывались участвовать, но по завершению проекта, каждый стремился принять участие, прочитать четверостишие, сыграть роль.    
    5. Преодолению неуверенности в себе, застенчивости, также благоприятно повлияло на свободное и более доверительно общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.
    6. Формированию умений переносить приобретённые в театрализованных играх навыки в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи, и сюжетно ролевые игры. Дети на основе различных видов театров продолжали разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
    7.  Активному участию в реализации проекта родителей воспитанников и других членов их семей.

    Проведенный мною проект в целом считаю успешным, планирую в дальнейшем работать в этом направлении.


    Методы и приёмы.

          Формы и методы, применяемые для реализации проекта:

    1. Целевые прогулки и экскурсии;
    2. Наблюдения (например, позволяющие видеть как разговаривают артисты в театре, на сцене, как они двигаются и т.д.);
    3. Рассказ, объяснения воспитателем в сочетании с показом и наблюдениями детьми, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.);
    4. Беседы (о театрах родного города, о видах театров, о жанрах произведений и т.п.);
    5. Рассматривание и обсуждение (использование ИКТ, иллюстраций, диафильмов, детских произведений;
    6. Разучивание песен и стихов, ролей, пословиц, поговорок;
    7. Чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
    8. Ознакомление с произведениями народного творчества
    9. Обогащение и стимулирование детского творчества;
    10. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
    11. Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельности.

          Приемы, используемые при знакомстве с театром, например настольный театр «Заюшкина избушка»

    1.  «Волшебный мешочек» - Вниманию детей предлагается мешочек с фигурками настольного театра внутри.
    2. Достаю по одной игрушке, вовлекая детей в беседу: «Кто это? – Это лиса». «Кто может рассказать мне о лисе (какого цвета, где живет, чем питается, особенности поведения и т.д.). «Кто может показать, как она двигается? (как разговаривает?)» - дети изображают лису.
    3.  Затем показываю на столе, передвигая фигурку, как лиса двигается, говорит, прячется, плачет, смеётся и т.п., дети самостоятельно показывают те же движения.
    4. Аналогично происходит знакомство с другими героями сказки.
    5. Предлагаю детям поиграть с фигурками самостоятельно, в произвольной форме.
    6. Показываю сказку детям.
    7. Беседа по сказке. Отработка глаголов, эпитетов, образных выражений. Задаются наводящие вопросы: «Лиса что сделала? – строила, просилась, выгнала. Заяц впустил. Избушка – ледяная, лубяная, растаяла и т.д.
    8. Предлагаю детям оказать мне помощь в инсценировке сказки.
    9. Дети самостоятельно показывают сказку, близко к тексту, используя в речи, ранее не знакомые или редко употребляемые слова.

    В процессе знакомства с театром развивается связная речь, обогащается словарный запас детей.

          Приемы, используемые при знакомстве с литературным произведением.

     1.         На первом этапе дети знакомятся с содержание текста, иллюстрации к тексту не показываются, с целью формировать умение воспринимать текст на слух, развивать внимание и память. Второй этап, беседа о характерах героев, о личных представлениях, переживаний каждого ребёнка об услышанном. Третий этап, детям предлагается нарисовать в альбоме «Я художник – иллюстратор» (слепить) понравившегося или более запомнившегося героя (предмета или сюжета), беседа по рисунку ребёнка, данный этап направлен на развития воображение, образного мышления, формирования умений отображать в рисунке (лепке) представленные образы. На завершающем этапе детям предлагается книга с иллюстрациями к данному произведению, с целью побуждать детей сравнивать, формировать умение доказывать свою точку зрения.

     2.         Следующий приём: придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка», придумать новую сказку с этими же героями, для реализации данного приёма использую разнообразные виды театров.

     3.         Прием «герой заблудился», детям предлагаю сюжетные картинки по известной сказке, добавляется одна (две) лишняя картинка из другой сказки, дети находят «заблудившегося героя » и им предлагаю сочинить новый вариант сказки.

        Творческие методы и приёмы знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения); моделирование; ситуация «проживания»; противоречий и доказательств;

    ассоциаций; коммуникативные  (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание); организация творческого поиска; аналогий; просмотр видеофильмов, театральных постановок, презентаций; слушание аудиозаписи; словесное рисование; проектов; хоровое и индивидуальное пение; разговор по телефону, рисование и аппликации; коллаж из сказок; релаксации; музыкотерапия.


    Структура подготовки к спектаклю

         1 этап Подготовительный. Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на месяц. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволяет наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

         2 этап Практический. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

            Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).

    Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.). Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога, у костра и т. п.).

            Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. Распределение ролей. Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

         Работа над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя; работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в осмыслении слов и текста: работа над речью; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа ритма исполнения, мимики, интонации; работа над характером роли; работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.

         3 этап Формирующий. Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление зала к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

         4 этап Аналитический. Подведение итогов, беседы с детьми, отчёт в виде праздника , видео просмотры.

    Литература

    1. Андреева, И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. Г. Андреева. Саратов, 2001. - 199 с.

    1. Венгер, Л. А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973. - 96 е.: ил.

    1.  Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка Текст.: дис. . доктора пед. наук. / Н. А. Ветлугина. М., 1967. - 703 е., 3 л. с нот.

    1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

    1. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Музыка, 1988.- 112 с.

    1. Выготский, JI. С. Мышление и речь Текст. / J1. С. Выготский. М., 1956.-521с.

    1. Захарова, Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Захарова Т. Н. — Ярославль, 2012. — 16 с.

    1. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. — М. : Академия, 1998. — 160 с.

    1.  Князева, О. Л. Социальная компетентность дошкольников / О. Л. Князева // Дошкольное воспитание.        — 1998. — № 9. — С. 2—14.

    1. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий Текст. / О. С. Ушакова.-М., 2001.

    1. Шипицина, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицина, О. В. Защирин-ская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — СПб. : Детство-Пресс, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

    Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

    Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

    Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

    «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам нравственного воспитания»

    Задачи1.                  Формирование начал нравственного сознания2....

    Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством лингвистических игр

    Обеспечение условий для развития речи дошкольников через лингвистическую игру....

    "Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"

    Тема: "Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"Пояснительная запискаАктуальность внедрения информационных технологий в дошкольное образование о...