«Составление рассказа «Осень» с опорой на схему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузикова Елена Анатольевна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Обучение детей старшего дошкольного возраста связному рассказыванию с использованием схемы.

Задачи:

Учить составлять рассказ из 5 – 6 предложений по схеме; знакомить со звуком [ а ]  – гласным звуком, обучение умению выделять звук [ а ] из потока звуков, слогов, слов.

Активизировать речь за счёт прилагательных.

Закреплять представление об осени, как о времени года; развивать воображение.

Воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, слушать рассказ товарища.

Материалы и оборудование: мяч, картина «Осень», картинка с изображением красного замка.

Ход:

Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Осенние листья».

1, 2, 3, 4, 5  

(загибают пальчики  начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём

(загибают пальчики  начиная с большого)

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» средним и указательным)

- Ребята, отгадайте мою загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

(Ответы детей).

- Правильно, это осень.

- Сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Когда это бывает».

- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Запорошены дорожки, разукрашены окошки – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Листья пожелтели, птицы улетели – когда это бывает?

(Ответы детей).

- Молодцы, хорошо справились с игрой. А у меня есть мяч и я предлагаю вам поиграть  в игру «Один - много». Поиграем?

(день, лист, дождь, туча, трава, заморозок, туман…)

(Ответы детей).

- Молодцы! А теперь пройдёмте за свои места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель обращает внимание детей на картину висящую на доске. (Картина «Осень»).

- Что это?   (картина)

- Что на ней изображено? (осень)

- Внимательно посмотрите на картину и скажите:

- Небо осенью какое? (серое, хмурое, печальное, низкое, пасмурное, тяжёлое…)

- А солнце осенью какое? (тусклое, грустное, холодное, хмурое, неласковое…)

- Что можно сказать про траву? Что она делает? (вянет, жухнет, сохнет, желтеет… )

- А как называется, то, когда с деревьев падают листья? (листопад)

- Почему опадают листья с деревьев? (деревья готовятся к зиме)

- А прежде чем упасть с дерева, что происходит с листочками? (желтеют, краснеют)

- В лесу животные готовятся к зиме. А как? (делают запасы, меняют шубки)

- А что можно сказать о птицах? (перелётные птицы улетают на юг)

- Люди как готовятся к зиме? (собирают урожай, одевают тёплые одежды)

Проводится физминутка:

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён.

- Сегодня мы будем составлять рассказ про осень.

- Чтобы рассказ получился по порядку,  нам помогут картинки подсказки.

- Давайте посмотрим, что это за подсказки. (Воспитатель выставляет схему)

- В первом окошечке картинка « осень» - мы назовем время года.

- Здесь мы расскажем про солнце и тучи.

- Дальше про траву и цветы.

- Про осенние деревья.

- Про то, как дикие животные готовятся к зиме.

- на следующей картинке изображена птичка – нам нужно будет сказать про перелётных птиц.

 - Потом про людей осенью.

- Последнее окошечко – мы выразим свое отношение к этому времени года.

- А теперь послушайте, как расскажу я. (Воспитатель даёт образец рассказа)

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

- Давайте попробуем рассказать по цепочке.

(Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по цепочке)

- А теперь кто хочет рассказать про осень один?

(Рассказы 1-2 детей)

- Молодцы!

Воспитатель показывает детям красный замок.

- Ребята, посмотрите на эту картинку, что вы видите? (красный замок)

- В замке живут звуки, которые умеют петь песни, в этом замке всегда весело.

- Давайте откроем широко рот и споём звук [ а ].

(Ответы детей).

- Поётся? (Да)

- Звук [ а ] живёт в красном замке. А сейчас он с вами поиграет. Хотите? (Да)

- Я много буду называть звуков, а вы поймайте только звук [ а ].

(Услышав звук [ а ]  дети хлопают в ладоши)  

- А теперь послушайте вот такие песенки. В какой песенке услышите, хлопните в ладоши (ап, уп, ка, по, ми, ла…)

- Сейчас я назову слова, а вы поймайте звук [ а ] в слове (армия, ириска, аист, овощи, лист, ананас, небо…)

- Хорошо постарались, молодцы!

- Ребята чему мы научились на занятии сегодня?

(Ответы детей).

- Что нам  в этом помогло?

(Ответы детей).

- О чём составляли рассказ?

(Ответы детей).

- Вам понравились ваши рассказы? А чей особенно?

(Ответы детей).

Какой звук мы с вами ловили? В каком замке он живёт?

(Ответы детей).

- Сегодня вы все хорошо позанимались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по связной речи для детей 3-4 лет на тему «Составление рассказов-повествований с опорой на фразы – связки и включение элементов описания героев»

Данный план – конспект занятия по связной речи разработан для детей 3-4 летДля обучения построению повествовательных рассказов используется прием дополнения рассказа педагога словами или небольшими фр...

Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.

Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм.   Развивать координацию движения и ритм....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 2 младшей группы тема : "Составление рассказа об игрушке с помощью схемы"

Программное содержание:1. Связная речь. Учить детей составлять короткий рассказ об игрушке (совместно с воспитателем), отвечать на вопросы воспитателя.2. Словарь. Грамматика. Активизировать употреблен...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок

Развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....

Чек – лист организации дистанционного занятия. Составление описательных рассказов детьми с опорой на схемы.

Чек – лист организации дистанционного занятия Составление описательных рассказов детьми с опорой на схемы.Приложения из чек листа.БуклетПрезентация для детей и родителей....