речевое ранняя весна
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

для образовательной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_-_rannyaya_vesna.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности

Педагог: Крохина Нина Геннадьевна

Возрастная группа детей: Подготовительная группа “Любознайка”

Тема непосредственно-образовательной деятельности: ” Ранняя весна”

                 Цель: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.

 Психолого-педагогические задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников), изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц, гнездовании; развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для животных появилось больше пиши; возвращаются и вьют гнезда перелетные птицы; у животных появляются детеныши). Активизировать употребление в речи глаголов, трудных форм родительного падежа множественного числа существительных по теме.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственной образовательной    деятельности: “Коммуникация”, “познание.”

                Формы работы с детьми: Сюрпризный момент; беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, художественное слово, педагогическая оценка.

                Демонстрационный материал: Иллюстрации по теме: ветка с почками, ветка с листочками. Картинки с изображениями предметов одежды: носков, рукавичек, шарфов, валенок и т.д. Макеты деревьев: березы, рябины. Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

                Предварительная работа: Чтение литературных произведений и стихов о весне. Экскурсия в парк, наблюдения.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Цель

Вводная часть

Создание образовательной ситуации

1. Организационный момент.

(Дети выходят на ковер).

Воспитатель:

«Ребята, мы долго готовились к встрече весны, и вот, наконец, сегодня мы встречаем ее у себя в группе» (предлагает детям обратить внимание на оформление группы).

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

                               

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

                               

Введение в тему.

Стоят полукругом.

Слушают, обращают внимание на оформление группы.

Отгадывают загадки.

Солнце

Весна

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне, о ранней весне.

Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?

Воспитатель продолжает беседу о весне. (за правильный ответ ребенок получает вырезанного из картона «солнечного зайчика»):

1. С чего же начинается весна, ребята? 

 2. А какие птицы прилетают к нам весной? 

Дети читают стихи.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

                        И. Плещеев

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны,

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

                        С. Маршак

Дети должны перечислить различные признаки весны: капель, на проталинах пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные птицы, день становится длиннее.

Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её деятельности

2.  часть - основная 

Рассматривание Картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник И. Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?

А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц. А что они делают?

А из чего грачи строят свои гнезда?

Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту картину?

Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».

А теперь поиграем в подвижную игру «Грачи прилетели».

– Ранней весной в рощу грачи прилетели.

– Низко над землей пролетели.

– Друг к другу подлетели.

– Погалдели (гра –  гра – гра …).

– Разлетелись в разные стороны.

– На рябину взлетели.

– С рябины на березу перелетели.

– Вокруг березы облетели.

– В гнездо залетели.

– И снова  (гра –  гра – гра …).

– Из гнезда вылетели.

– Над землею покружили.

– И в поле кормиться улетели.

Игра закончена. Дети садятся на свои места.

Ранняя.

Дети перечисляют, какие приметы ратей весны они увидели на картине: снег еще не весь растаял, но он уже не белый, как зимой, а грязный, на нем видны проталины; грачи прилетели.

Грачи чинят свои старые гнезда или строят новые?

Из веток.

Весна, ранняя весна.

Дети выполняют действия согласно указаниям воспитателя.

3 часть: Работа над подбором определений.

отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед.

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?

Как он описал снег?

 Какой снег весной?

 Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?

 Какими словами он рассказывает о весеннем небе?

Какие слова вам запомнились? 

Воспитатель читает отрывок еще раз.

Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной?

 А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется?

А почему она появляется, как вы думаете?

Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)

А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.

А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были?

Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну и увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? 

Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? 

Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных.

 Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу. (картинки с изображением носков, рукавичек - варежек, валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов).

Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная -это носок или варежка?

Шерстяная — варежка, а про носок мы скажем — ...шерстяной.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»

картинки с изображением носков, рукавичек (варежек); валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».

Чего не стало?

А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.

Даю вам честное слово:                                            

Вчера в половине шестого    

Я видел сорок без ... ботинок и ...чулок.              

И щенков без  ...  носков,      

И синичек ... тапочек и ... рукавичек.                   

(Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)

Это наст.

Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.

Плохим

Огорченными, растерянными, недовольными, грустными.

Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.

Цель

3 часть - заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Плавный вывод детей в самостоятельную деятельность

Что было трудно сегодня вам? Что легко?

Дети подсчитывают, сколько у каждого из них зайчиков, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже.

Я предлагаю нам слепить грачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности. Тема: «Ранняя весна». (Итоговое.)

Занятие построено в виде путешествия по "Дороге знаний" - "Город", "Лес", "Поле", "Река", "Школа" и сопровождается чтением стихов как воспитателем, так и детьми. Занятие основано на беседе, которая сп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема "Ранняя весна"

Задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений....

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"...

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Приметы ранней весны»

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Приметы ранней весны»Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы»...

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа "Ранняя весна"

Задачи: Образовательные • Учить детей составлять рассказ по картинке • Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следств...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Ранняя весна»

Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна»Задачи: Образовательные: - уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны;- закрепи...