Конспект ООД «Речевое развитие» по теме: «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Осламова Анна Анатольевна
Представле на публичный отчет детского сада                             15 ноября 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Представлен

на публичный отчет

детского сада

15 ноября 2016 г.

Конспект

ООД «Речевое развитие» по теме:

«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

 с опорой на картинки – символы».

Подготовила и провела:

Воспитатель МДОУ «ДС №28»

Осламова Анна Анатольевна

Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

Задачи:

Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции

Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.

Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».

Словесный: беседа об осени, загадка об осени.

Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, беседа и объяснения, выполнение панно «Золотая осень», выставка поделок «Дары осени».

Индивидуальная работа: активизировать в составлении описательного рассказа Вику Арзамасцеву, Андрея Федюкова, Таню Сапрыкину, добиваться от них последовательного рассказывания и полных ответов.

ООД

1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое. Если дождик льется,

Как такое время года у людей зовется? (Осень)

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

2. Беседа по вопросам.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.

- А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.

- Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

- В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)

- Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)

- Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)

- Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)

- Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

3. Сравнить природу в октябре и ноябре.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.

- В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)

- В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)

- В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)

- В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)

- В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

4. Найди ошибку.

Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.

- В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

- В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

- В ноябре часто идут дожди (Верно)

- В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

- В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

- Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

Воспитатель: Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.

4. Физминутка.

Солнышко греет уже еле-еле,

Птицы на юг давно улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

- Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

- Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

- А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

- А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

- Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

- Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

- Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

- Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

- Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

6. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.

8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства»

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства» Программное...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников. Воспитательно-образовательные задачи: Продолжать учить детей:составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Зима"

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...