«Реализация практики телесно – душевно – духовной целостности как условие воспитания добрых чувств у старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Балтина Наталья Владиславовна

Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности – это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти

 

    

«Реализация практики телесно – душевно – духовной целостности как условие воспитания добрых чувств у старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Педагог МБУ д/с  №  34 «Золотая рыбка»

Балтина Наталья Владиславовна

Тольятти, 2017

Содержание

  1. Актуальность работы.  

  1. Календарно – тематический план.

3. Конспект совместной деятельности педагога и детей.

4. Характеристика развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной деятельности детей.

5.Литература.

  1. Актуальность

Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами.

Н.Б.Крылова – кандидат философских наук.

Человек – это индивидуально-целостное существо, имеющее телесно-душевно-духовную организацию, которая только и позволяет говорить о становлении личности, способной к самоопределению. Становление человеческого в человеке строится с самого рождения. Все, что совершает человек, и все, что с ним случается, есть результат его личного усилия, его выбора. Человек в образовательной системе, – это уникальное, свободное и целостное существо: в каждом поступке человек выказывает себя целиком.                    

                                                                                                              (М. Шелер).

При реализации  практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивается всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного развития в дошкольном образовательном учреждении.

 Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности – это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют  эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений), а также духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Педагог должен стремиться создать определенные педагогические условия и организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы через  пробы-практики красной нитью проходил призыв к добру, свету, истине.

Таким образом, педагог  помогает ребенку «практиковать добро».

В наше время очень важно уберечь детей от влияния всего отрицательного. Надо готовить в душах, в сердцах детей почву для всходов добра. И мы, взрослые, только мы и никто другой, должны  вырастить в молодом поколении достойную замену!


  1. Календарно-тематический план

Группа: старшая              Тема недели «Путешествие в страну сказок»   

Организуемая культурная практика: коммуникативная

Совместная деятельность педагога и детей

(Образовательная деятельность

в режимных моментах)

Самостоятельная деятельность детей в освоении культурной практики (организация актуальной развивающей предметно-пространственной среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Утро

Беседа   «Что такое доброта?» (формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения)

Дидактическая игра «Цепочка добрых слов» (расширять словарный запас детей).

Рассматривание альбома  «В гостях у сказочных героев: положительные и отрицательные  герои» (формирование нравственных качеств воспитанников на основе русских народных сказок)

Индивид. раб.  «Волшебные руки»

ОД   «Откроем в сердце доброту»  (дать представление о нравственных ценностях, мире человеческих взаимоотношений)

Прогулка № 1

Наблюдение  «Птицы» (знакомство со скворцом, вестником весны)

Дид.игра «Назови друга ласково»

Подв.игры «Эстафета добрых дел», «Ручеек».

Труд   «Вывешивание скворечников»

Обед

Беседа «Польза витаминов»

Вечер

Чтение худ.лит.  «Добрая хозяюшка»  Челик М.

Прод.деят. «Нарисуй свое настроение песком» (изучить восприятия детьми графические изображения эмоциональных состояний).

С.Р.И.  «Наши дружные соседи: сказки» (учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители)

Прогулка № 2

Наблюдение   «Красота вечернего пейзажа»  (воспитывать уважительное отношение к природе).

Викторина «Добрые дела и поступки»

Подвижные игры    Р.н.игра «Баба – яга», «Все для друга»

 

Иллюстрации сказочных героев.

Книги требующие ремонта, скотч, ножницы.

Корзинка с разными предметами (зёрнышки, цветок с лейкой, сломанная игрушка, порванная книга),

презентация «Доброту несу я в мир!»,

музыка для физкультминутки, видеопроектор для просмотра «Доброй сказки».

Стол для рисования песком.

Настольно – печатная игра «Хорошо – плохо».

Почитаем детям:

художественную литературу о добре.

Поможем соседской бабушке.

3. КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей

  по теме «Откроем в сердце доброту»

Возрастная группа: старшая

Культурная практика: коммуникативная

Виды деятельности детей: коммуникативная, игровая.

Содержание деятельности детей:

- коммуникативно – игровая,

- музыкально – игровая,

- коммуникативно–познавательная,

Образовательные задачи:

  1. Дать представления о нравственных ценностях, мире человеческих взаимоотношений.
  2. Познакомить детей с произведениями устного народного творчества о доброте (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.
  3. Способствовать развитию умения анализировать проблемные ситуации, возникающие при общении, делать выводы и накапливать социальный опыт.
  4. Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
  5. Активизировать речь детей в различных видах детской деятельности.

Материалы и оборудование

Материалы: 

  1. - игрушка Винни Пуха со шкатулкой;

- корзинка с разными предметами (зёрнышки, цветок с лейкой, сломанная игрушка, порванная книга);

- сердечки – оригами изготовленные детьми.

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- видеопроектор для просмотра «Доброй сказки»,  презентация «Доброту несу я в мир!»;

- музыка для физкультминутки.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

(Звучит аудиозапись «Дорогою добра»). Воспитатель вносит в групповую комнату игрушку Винни Пуха со шкатулкой.

Воспитатель говорит детям от лица игрушки, что шкатулка это не простая, а волшебная и чтобы она открылась нужно сделать какое то доброе дело. Без добрых дел шкатулка не откроется.

Дети здороваются с Винни

Пухом.

Соглашаются делать добрые дела.

 Содержательно-деятельностный

Беседа «Доброта»

Воспитатель задает вопросы о доброте. Рассказывает о народных пословицах о доброте. Предлагает детям проанализировать пословицы.

Физкультминутка «Что такое доброта?».

Звучит мелодия, воспитатель предлагает потанцевать с игрушками.

Просмотр сказки «Добрая сказка».

Воспитатель предлагает взять себе подушечку, сесть полукругом перед экраном и посмотреть «Добрую сказку».

Игра «Корзинка добрых дел»

 В корзине, накрытой тканью, лежат предметы, дети поочередно вытаскивают их.

Интерактивная игра «Доброту несу я в мир!»

На экране выплывают фото детей с изображением их добрых дел, сделанных с родителями.

Дети выдвигают свои версии о понятии «доброта».

Дети анализируют. о чем говорят пословицы.

Дети берут себе игрушку и выполняют движения по показу воспитателя.

Дети садятся перед экраном на подушечки.

Обсуждение содержания сказки.

Дети объясняют, какое доброе дело можно совершить с предметов доставшимся им и выполняют эти действия.

Дети узнают себя и рассказывают о своем добром деле.

 Оценочно-рефлексивный  

Воспитатель от имени Винни Пуха спрашивает детей, о чем сегодня говорили? Какие дела мы сегодня совершали?

Предлагает детям поделиться своими впечатлениями о том, как они себя чувствовали когда совершали добрые дела.

Сюрприз из шкатулки (сердечки - оригами).

Оценивают свою деятельность, делают выводы, что надо творить добро.

Методы и приемы:

  1. Методы мотивации и стимуляции деятельности детей:

- изготовление сердечек – оригами. Дети с педагогом в ходе совместной деятельности изготавливают сюрприз для родителей «Доброе сердечко».

2. Методы организации деятельности:

- беседы на нравственные темы;

- чтение рассказов Осеевой В. «Добрая хозяюшка», Челик М. «Дружбу надо заслужить», Толстого А.Н. «О дружбе, честности и труде»;

- рассматривание иллюстраций с различными ситуациями на нравственные темы;

- дидактические игры «Оцени поступок», «Волшебные руки»;

- словесные игры «Кто больше скажет добрых и теплых слов».

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

- оценка деятельности детей, делаются выводы, что надо любить и заботиться о своих родных,  дети делятся своими знаниями;

- удовлетворенность собственных познавательных интересов, получение эмоционального удовольствия, воспитание любознательности и дружеских отношений.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – 
    Режим доступа:
    http://bda-expert.com.
  2. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в 
    дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. № 5, 2015.
  3. http://tmndetsady.ru/ «Посеем в детских душах доброту!».
  4. http://nsportal.ru/ "Воспитание добротой".


4. Характеристика развивающей предметно-пространственной среды

 (самостоятельная деятельность детей)

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

В кармашках на шкафчиках.

В центре физкультуры.

В центре творчества.

Сенсорный центр

Стимульный материал

Символ хорошего настроения «Сердечко».

Материалы и оборудование

для деятельности

Мяч для игры «Ласковые слова».

Материалы для рисования «Картина для друга».

Дидактический материал:

«Копилка добрых дел».

«Маленькие помощники».

«Хорошо – плохо».

Красные стики в виде сердечек.

Резиновый мяч среднего диаметра.

Кисти, тампоны, краски, альбомы.

Фотоальбом детей.

Различный игровой материал.

Настольно – печатная игра.

На дверце шкафчика.

В пластиковой корзине.

На полке.

Играют индивидуально.

Коллективная игра.

Рисуют.

Рассматривают.

Играют индивидуально.


5. Литература

  1. Иванов А. В. Культурная педагогическая среда образовательного учреждения как условие развитие личности ребенка. – М.: АПКиППРО, 2005.
  2. Крылова Н. А. Свободное воспитание: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.

  1. Источник: http://politikus.ru/articles/69832-razmyshlenie-o-dobre.html
    Politikus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к  декоративно-прикладному и народному художест...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

«Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представ...

Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста»

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными....

Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста»

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте,...

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Работа по воспитанию патриотических чувст старших дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25062466","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...