Конспект занятия по развитию речи в младшей группе с использованием инновационных методик
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Поляничева Галина Васильевна

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе  с использованием инновационных методик 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе  с использованием инновационных методик по теме:

 «Увлекательное путешествие в гости к белочке».

Цель. Развитие речи у младших дошкольников.

Задачи. 1.Развитие и обогащение  активного словаря детей (шуршат, белый гриб, листопад, с пустыми руками не ходят).

 2. Овладение средствами выразительной речи.

3. Развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации.

4. Развитие легких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы.

5. Закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные раннее приемы лепки (раскатывание пластилина прямыми движениями  вперед-назад: ножка гриба) совместно с природным материалом (шляпка из каштана).

6. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитофон с записью голоса вороны; В. Гаврилин «Осень в классической музыке»; иллюстрации с изображением осеннего леса; игрушки: ворона Каркуша, белочка, ежик; сухие листочки, подвешенные на нитке на уровне губ детей; корзинка, каштаны для шляпок, пластилин белого цвета, дощечки для лепки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихотворений,  рассматривание осенних иллюстраций, беседы с детьми об осени и осенних явлениях (в том числе о листопаде), экскурсия по участку детского сада, наблюдения за осенними  изменениями в природе, сбор листьев.

Ход занятия.

Дети стоят рядом с воспитателем. Вдруг слышится карканье вороны (запись голоса вороны).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел (открываю окно с противоположной стороны от детей)! Да это же ворона Каркуша. А в клюве письмо. Здравствуй, Каркуша (забираю письмо). Поздоровайтесь  с Каркушей.

Дети: Здравствуй, Каркуша!

Воспитатель: Откуда ты к нам прилетела? Что это у тебя за письмо?

Каркуша: Я прилетела  из леса. Принесла письмо. От кого, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Хожу я в рыжей шубке,

Живу в густом лесу.                                                                                                                        

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Белочка.

Каркуша: Молодцы, правильно отгадали.

Воспитатель: Ребята, давайте я прочитаю, что же нам написала белочка (открываю  письмо). «Дорогие ребята! Приглашаю в гости. Хочу с вами подружиться. До свидания. Белочка».

Ну что, ребята, пойдем в гости к белочке?

Дети: Да!

Каркуша: Ну, а я полечу в лес, предупрежу белочку о вашем приходе (ворона «улетает»).

Воспитатель: С пустыми руками в гости не ходят. Давайте белочке поможем сделать запас на зиму. Это и будет наш подарок. А делать будем грибочки. Вначале мы разомнем наши пальчики.

1.Пальчиковая гимнастика. (Пальцы сжать в кулачки, как можно сильнее, а затем расслабить и разжать).                          

Дружно пальчики сгибаем  

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

А теперь:   Будем делать мы грибок,

                    Будем мы стараться.

                    Чтоб голодной не смогла

                    Белочка остаться.

2.Чтение стихотворения сопровождается действием детей.

Дети приступили к лепке, сидя  за столами. Они лепят из пластилина ножки для грибов, затем соединяют их с каштанами (шляпки).

Воспитатель: Угощение готово. Что мы с вами лепили? Для кого мы их лепили?

Дети: Грибочки для белочки.

Воспитатель: Положим наше угощение в корзинку  и отнесем белочке. Но вначале надо потеплее одеться. Почему?

Дети: Наступила осень. Холодно.

Воспитатель: Начинаем одеваться (имитация одевания). Сначала надеваем колготки, затем кофту, потом штаны, на ножки – сапожки, на голову – шапку, курточку, на ручки – перчатки. Готовы? Отправляемся в путь. Поедем мы с вами на поезде.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

 Лишь оставили дымок.

Какой гудок издает паровоз ( У-У-У-У)? Теперь вы погудите громко.  Чтобы все слышали.

3.Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса

Дети: У-У-У-У (громко)

Воспитатель: А теперь тихо.

Дети:  у-у-у-у  (тихо)

Воспитатель: Поехали!!!

Приехали. Посмотрите, как красиво в лесу (тихая музыка В. Гаврилина « Осень», вокруг стоят мольберты с иллюстрациями осенних пейзажей). Подул  ветер. Покажите как дует ветер на листочки и качает их (сухие листочки подвешены на нитке на уровне губ).

4.Дыхательная гимнастика.

Предлагаю детям:

 Подуть сильно на листочки (сильный ветер).

  Подуть слабо на листочки ( ветер утихает).                                                                                            

  Изобразить, как листья шуршат (ш-ш-ш-ш).

А теперь вы превратитесь в осенние листочки. Это будет листопад.

5.Упражнение на координацию слова с движением.

Листопад, листопад,

Листья падают, летят.               (дети бегают, изображая осенние листочки)

Листья желтые кружатся,         (кружатся на месте)

И на землю все ложатся.           (медленно приседают)

Е. Пименова

Воспитатель: Вот и ёжик нам повстречался.

Что же ты так испугался, ежик?  Мы тебя не тронем. Ребята, повторяйте движения вместе со мной.

6.Психогимнастика.

Ёжик – серенький клубок.        (соединить пальчики в шарик)

Прибежал, не видно ног.           (присесть, обхватить руками ноги)

Убери иголочки,                         (встать)

Колкий, словно елочка.              (растопырить пальчики)

Дай, поглажу поскорей.          (погладить себя по голове)

Испугался, запыхтел.              (попыхтеть пых-пых-пых)

Я же поиграть хотел…

           

Воспитатель: Убежал. Идем дальше. А вот и белочка нас встречает. Давайте мы ей улыбнемся.

7.Артикуляционная гимнастика « Улыбка».

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10). И поздороваемся.

Дети: Здравствуй, белочка. Мы пришли к тебе в гости, принесли угощение – грибочки.

Белка : Спасибо. А теперь давайте поиграем.

Малоподвижная игра « Белка».

1.Вариант  

Скачет белка –                                ( дети делают два прыжка на двух ногах)

Прыг да скок!

Съела маленький грибок,               (подносят ко рту сложенные ладони рук)

Орешки закопала                            ( присаживаются, делают поочередно скребущие                                                                  

                                                              движения по полу, то правой, то левой рукой)

И дальше поскакала.                      ( встают на ноги, прыгают на двух ногах с  

                                                           продвижением вперед)

2. Вариант

По дороге шли, шли, шли.              ( дети идут)

Белый гриб нашли,                          ( наклонились, сорвали)

Положили мы в корзинку и опять пошли.      ( положили в корзинку )

Воспитатель: Вот мы и побывали  в гостях у белочки. Нам пора возвращаться домой. До свидания, белочка. Мы еще приедем к тебе.

На занятии были использованы следующие инновационные методики:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Сопровождение речи движениями.
  3. Упражнение на развитие силы голоса.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Упражнение на координацию слова с движением.
  6. Психогимнастика.
  7. Артикуляционная гимнастика.

Литература:

  1. Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика».
  2. Д. В. Королева «Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса».
  3. Е. В.  Пантелеева «Дыхательная гимнастика для детей».
  4. И. В. Камаева «Психогимнастика для детей 3-4 лет. Ёжик».
  5. О.А.    Новиковская « 1000игр, заданий и упражнений для развития речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...

Конспект занятия по развитию речи вторая младшая группа «Пересказ сказки «Козлята и волк» с использованием русского народного фольклора

Цель: Связная речь : учить пересказывать сказку (совместно с воспитателем) Звуковая культура речи: учить отчетливо и правильно произносить звук (с) (изолировано в словах) .Задачи:- Учить детей эм...

Конспект занятий по развитию речи в младшей группе: "Звуковая культура речи звук "Т"."

Цель: формировать звуковую культуру речи: звука (Т).Образовательные задачи:- формировать умение у детей отчетливо произносить звукоподражание со звуком (т);- закреплять произношение звука (т) в словах...

Конспект занятия по развитию речи детей младшей группы детского сада с использованием инновационных методик.

Цель: Обогащать словарный запас детей путем применения дидактических игр и развивающих упражнений; формировать навыки: произношения звуков; развития артикуляционного аппарата; применение простейших пр...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ  «Волшебное путешествие в сказку»  на основе сказки «Теремок». Цель: Формирован...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе: "Осень пришла" с использованием технологии мнемотехники.

Использование приѐмов мнемотехники для развития связной речи дошкольников позволяет решать одну из основных задач в младшем возрасте - обучение рассказыван...

Конспект занятия по развитию речи детей младшей группы с использованием мнемотехники "Жук проснулся".

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей младшей группы, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимате...