"Речевое развитие детей на занятиях ИЗО деятельности"
консультация по развитию речи по теме

Марина Михайловна Перетятко

Презентация Тема: "Речевое развитие детей на занятиях ИЗО деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx800.26 КБ
Файл doklad.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №1 г. Неман » Презентация Тема: « Речевое развитие детей на занятиях по ИЗО деятельности» 2018 год. Перетятко М.М

Слайд 2

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности.

Слайд 3

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Слайд 4

В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изодеятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности. Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.

Слайд 5

На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Слайд 6

Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня помидор– красный, круглый». дидактические игры: « Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».

Слайд 7

Предложить детям разгадать загадки об овощах: « Растут на грядке зелёные ветки, А на них – красные детки.» ( помидор) « Без окон, без дверей Полна горница людей.» ( огурец)

Слайд 9

Также, перед тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей: « Как называется время года, когда собирают урожай?» Прочитать стихотворение Плещеева А. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..»

Слайд 10

Занятие по изо деятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи. Так, например, можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Слайд 11

Знакоство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.

Слайд 12

Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку : « Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще. Дождик, дождик посильней Огород ты наш полей.»

Слайд 14

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Чтение стихотворений, потешек , песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.

Слайд 15

Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. Например: « Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!» Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.

Слайд 17

Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке» «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.

Слайд 18

Так, во время прохождения темы «Зима» на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова о пушистом снеге, о снеговике».

Слайд 21

Можно прочитать стихотворения Сурикова И.

Слайд 22

И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
          «Средняя  общеобразовательная  школа №1 г. Неман»

       Тема: « Речевое развитие детей на занятиях

                              по  ИЗО деятельности»

                                                                                                               Подготовила

 Перетятко М. Н.,

воспитатель      

2018

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

   Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности

   Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

   В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

  Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

  В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изо деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности.

  Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.                  

На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

      Так дидактические игры:

« Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:

  «У меня огурец - зеленый, овальный.

    У меня помидор– красный, круглый».

Предложить детям разгадать загадки об овощах:

                   « Растут на грядке зелёные ветки,

                     А на них – красные детки.» ( помидор)

       « Без окон, без дверей

          Полна горница людей.»      ( огурец)

Также, перед  тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей:  «Как называется время года, когда собирают урожай?»

Прочитать стихотворение Плещеева А.

              Осень наступила,
              Высохли цветы,
              И глядят уныло
              Голые кусты. 

              Туча небо кроет,
              Солнце не блестит,
              Ветер в поле воет,
             Дождик моросит..

Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.

Так, например, можно создать пробленые ситуации, способствующие появлению речевой активности.

  Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

 Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

   Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.

    Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку:                   «Дождик, дождик пуще,

  Будет травка гуще.  

  Дождик, дождик посильнее

  Огород ты наш полей.»

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. 

  Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. 

  Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. 

               Например: « Солнышко, вёдрышко,

                                     Выгляни в окошечко!

                                     Твои детки плачут,

                                     По камушкам скачут!»  

Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.

Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.

  Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»

    «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».

С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.

  Так, во время прохождения  темы «Зима»

на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать

снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова

о пушистом снеге, о снеговике».

Можно прочитать стихотворение Сурикова И.

           Белый снег пушистый  в воздухе кружится ,

             И на землю тихо  падает, ложится.  

             И под утро снегом  поле забелело,

             Точно пеленою  всё его одело.

И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.

 Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.