"Речевое развитие детей на занятиях ИЗО деятельности"
консультация по развитию речи по теме
Презентация Тема: "Речевое развитие детей на занятиях ИЗО деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 800.26 КБ |
doklad.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изодеятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности. Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.
На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня помидор– красный, круглый». дидактические игры: « Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
Предложить детям разгадать загадки об овощах: « Растут на грядке зелёные ветки, А на них – красные детки.» ( помидор) « Без окон, без дверей Полна горница людей.» ( огурец)
Также, перед тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей: « Как называется время года, когда собирают урожай?» Прочитать стихотворение Плещеева А. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..»
Занятие по изо деятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи. Так, например, можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Знакоство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.
Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку : « Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще. Дождик, дождик посильней Огород ты наш полей.»
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Чтение стихотворений, потешек , песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.
Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. Например: « Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!» Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.
Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке» «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.
Так, во время прохождения темы «Зима» на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова о пушистом снеге, о снеговике».
Можно прочитать стихотворения Сурикова И.
И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Неман»
Тема: « Речевое развитие детей на занятиях
по ИЗО деятельности»
Подготовила
Перетятко М. Н.,
воспитатель
2018
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изо деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности.
Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.
На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Так дидактические игры:
« Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:
«У меня огурец - зеленый, овальный.
У меня помидор– красный, круглый».
Предложить детям разгадать загадки об овощах:
« Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки.» ( помидор)
« Без окон, без дверей
Полна горница людей.» ( огурец)
Также, перед тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей: «Как называется время года, когда собирают урожай?»
Прочитать стихотворение Плещеева А.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.
Так, например, можно создать пробленые ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.
Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.
Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку: «Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик посильнее
Огород ты наш полей.»
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность.
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.
Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения.
Например: « Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!»
Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.
Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.
Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»
«Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».
С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.
Так, во время прохождения темы «Зима»
на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать
снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова
о пушистом снеге, о снеговике».
Можно прочитать стихотворение Сурикова И.
Белый снег пушистый в воздухе кружится ,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.
Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.