Конспект НОД в средней группе "Звуковая культура речи звук "ц"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Алексеева Анна Леонидовна

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук ц»

 

Цель: развивать звуковую культуру речи и обогащать словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах (ца, цо, цы, в словах ;

- Учить различать слова со звуком «ц».

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка;

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- Формировать бережное отношение к миру животных.

Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, телевизор,  USB носитель, карандаши, лист с заданием на каждого ребенка, картинки: белка, лошадка, кошка, бабушка, заяц, цыпленок, яйцо,  доска.

Методические приёмы: психогимнастика, беседа, рассказ, показ, объяснение.

Словарная работа: цыплёнок, яйцо, заяц, умницы, молодцы.

 

Ход НОД:

 1.Здравствуй, красно - солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны. 

 

2.- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем? 
(Воспитатель предлагает детям сделать артикуляционную гимнастику.)

«Птенчик»
Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. 
«Трубочка»
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами. 
«Часики»
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. 
 

3. - Молодцы, ребята! Мы с вами размяли свой язычок, а теперь я вам и нашему гостю Незнайке предлагаю отгадать загадки.
Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем,

И он разбился, а оттуда

Чивое выбежало чудо.

(Цыпленок)

Может и разбиться,

Может и свариться;

Если хочешь,

В птицу может превратиться.

(Яйцо)

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

 

4. Воспитатель хвалит детей и, слегка интонируя слова, произносит : цыпленок, яйцо, заяц. 
-Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Этот звук надо научиться правильно и чётко произносить. Звук «Ц» трудно произносить, но все улыбаются, когда его произносят.

- Посмотрите на меня. Я вам покажу, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук «Ц» – губы растягиваются в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Ребята, давайте поупражняемся и покажем Незнайке. Сначала девочки, потом мальчики.

(Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук ц (ц-ц-ц-ц).

-  Молодцы, умницы! Как я вас назвала.

Дети: (повторяют) молодцы, умницы!

 

5. - Ребята, давайте с вами отдохнем и сделаем  физминутку.

Физминутка

Встал цыпленок наш на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за стульчик – плюх!

 

6. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания. 
- Белочка- цик- цик
- Лошадка – цок-цок
- Бабушка цыплят созыват – цып-цып
- Кошка мышку ловит – цап-цап. 
- Молодцы, у вас очень хорошо получается звукоподражать животным. Ребята, давайте разомнем наши пальчики.

 

7. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. 
Соединять пальцы обеих рук, образуя шар. 
Будем мы цыплят считать. 
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. 
Раз – цыплёнок на крыльце, 
Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт. 
Два – ещё сидит в яйце, 
Три – цыплёнок самый 
смелый, 
А четыре – самый белый, 
Пятый – маленький цыплёнок, 
Загнув мизинец, прижимать кулачки друг  к другу. 
Кушать захотел спросонок. 
Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.

 

8. Воспитатель предлогает детям выйти на ковер и проговорить чистоговорку, сопровождая ее танцевальными движениями:
«Леденцы»

Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

(дети присаживаются за столы)

 

9. - А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:
«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них в которых слышится звук «ц»

(Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.)

10. -Ребята, вы сегодня молодцы, показали Незнайке как правильно произносить звук «ц».  Незнайка вас благодарит и дарит вот такие картинки-раскраски. Всем большое спасибо и до свидания!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts_konspekt_-_kopiya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук ц»

Цель: развивать звуковую культуру речи и обогащать словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах (ца, цо, цы, в словах ;

- Учить различать слова со звуком «ц».

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка;

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- Формировать бережное отношение к миру животных.

Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, телевизор,  USB носитель, карандаши, лист с заданием на каждого ребенка, картинки: белка, лошадка, кошка, бабушка, заяц, цыпленок, яйцо,  доска.

Методические приёмы: психогимнастика, беседа, рассказ, показ, объяснение.

Словарная работа: цыплёнок, яйцо, заяц, умницы, молодцы.

Ход НОД:

 1.Здравствуй, красно - солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны. 

2.- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем? 
(Воспитатель предлагает детям сделать
артикуляционную гимнастику.)

«Птенчик»
Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. 
«Трубочка»
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами. 
«Часики»
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. 

3. - Молодцы, ребята! Мы с вами размяли свой язычок, а теперь я вам и нашему гостю Незнайке предлагаю отгадать загадки.
Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем,

И он разбился, а оттуда

Чивое выбежало чудо.

(Цыпленок)

Может и разбиться,

Может и свариться;

Если хочешь,

В птицу может превратиться.

(Яйцо)

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

4. Воспитатель хвалит детей и, слегка интонируя слова, произносит : цыпленок, яйцо, заяц. 
-Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Этот звук надо научиться правильно и чётко произносить. Звук «Ц» трудно произносить, но все улыбаются, когда его произносят.

- Посмотрите на меня. Я вам покажу, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук «Ц» – губы растягиваются в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Ребята, давайте поупражняемся и покажем Незнайке. Сначала девочки, потом мальчики.

(Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук ц (ц-ц-ц-ц).

-  Молодцы, умницы! Как я вас назвала.

Дети: (повторяют) молодцы, умницы!

5. - Ребята, давайте с вами отдохнем и сделаем  физминутку.

Физминутка

Встал цыпленок наш на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за стульчик – плюх!

6. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания. 
- Белочка- цик- цик
- Лошадка – цок-цок
- Бабушка цыплят созыват – цып-цып
- Кошка мышку ловит – цап-цап. 
- Молодцы, у вас очень хорошо получается звукоподражать животным. Ребята, давайте разомнем наши пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. 
Соединять пальцы обеих рук, образуя шар. 
Будем мы цыплят считать. 
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. 
Раз – цыплёнок на крыльце, 
Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт. 
Два – ещё сидит в яйце, 
Три – цыплёнок самый 
смелый, 
А четыре – самый белый, 
Пятый – маленький цыплёнок, 
Загнув мизинец, прижимать кулачки друг  к другу. 
Кушать захотел спросонок. 
Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. 

8. Воспитатель предлогает детям выйти на ковер и проговорить чистоговорку, сопровождая ее танцевальными движениями:
«Леденцы»

Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

(дети присаживаются за столы)

9. - А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:
«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них в которых слышится звук «ц»

(Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.)

10. -Ребята, вы сегодня молодцы, показали Незнайке как правильно произносить звук «ц».  Незнайка вас благодарит и дарит вот такие картинки-раскраски. Всем большое спасибо и до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Тема: звук «р»Цель: упражнять детей в правильном произношении звука «р» в слогах, в словах. Преобразование слов путем замены первого звука. Составление предложений по демонстрации действия с глаголами...

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Тема: звуки к и к’            Цели:Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков к и к’ в самостоятельной речи.Звуковой анализ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Цель занятия: Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности.Задачи:- учить правильно и четко произносить в словах звуки [с], [сꞌ], [ж], [з].- закр...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»

Конспект  комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...

Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: «Звуки [а], [у]».

Цель: знакомство детей со звуками [а], [у].ЗадачиОбразовательные:         - познакомить детей с произношением звуков [а], [у]...