Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориентации во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_beseda_o_vesne.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.

Цель: Развитие связной речи: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

- закреплять представления о весне;

- развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы;

- развивать связную речь: образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы;

- развивать связную речь: упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев;

- развивать временную ориентацию;

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

- воспитывать познавательный интерес ко всем временам года.

Материал демонстрационный:

- пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».

Материал раздаточный:

- карточки-схемы звуко-буквенного анализа названий весенних месяцев. (На каждого ребенка по одной карточке.)

- простые карандаши.

Ход занятия:

Организация начала занятия (сообщение темы занятия).

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о весне.

Основная часть.

  1. Припоминание примет весны в природе.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие приметы весны вы знаете. (Снег начинает таять, он становится рыхлым и серым. Дни становятся длиннее. Оживляются звери и птицы. На деревьях набухают почки. Появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачиха. У животных появляется потомство. Оживают насекомые.)

Воспитатель: Давайте с вами повторим весенние месяцы. Схему быстро прочитай, что за месяц отгадай. У каждого из вас свои карточки, впишите в них пропущенные буквы и у вас получится название весенних месяцев. (Март, апрель, май.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Раз, два, три». На «раз» поднимаем карточку первого весеннего месяца, на «два» - второго месяца, на «три» - третьего месяца.

Воспитатель: А вот еще одна игра «До – между – за».

(Воспитатель называет месяцы в разной последовательности, а дети отвечают, что «до – между – за».)

  1. Беседа о весне.

Воспитатель: Ребята, с чего начинается весна? Назовите самые первые приметы весны в природе?

(Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)

Воспитатель: Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Днем стало пригревать солнце, стало теплее.)

Воспитатель: Какие изменения в жизни животных происходят весной? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Птицы весну принесли»? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север.)

Воспитатель: Почему говорят грачи открыли весну? (Грач – это самая первая птица, которая появляется после долгой зимы.)

Воспитатель: Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»? (Природа всю зиму как будто «спала» под снегом, а весной она пробуждается после долгой, холодной зимы, как будто ото сна.)

Воспитатель: Сравните какая весна в марте, какая в мае? (В марте весна ранняя, в мае – поздняя.)

Воспитатель: Чем отличается поздняя весна от ранней? (Ранней весной еще холодно, начинает таять снег, день становится длиннее, солнце начинает пригревать, начинают набухать почки. Громко кричат прилетевшие грачи. Бегут ручьи. А поздней весной – уже достаточно тепло, дуют теплые ветры, зеленеет трава, распускаются листочки, цветет сирень и черемуха. Весело поют птицы.)

(Детям предъявляются две картины ранней и поздней весны. На основе сравнения которых они называют отличия ранней и поздней весны.)

Воспитатель: Вспомните стихи, описывающие весну.

(Дети по очереди читают наизусть стихи по выбору: Ф.И.Тютчева «Весна», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой «Весна», С.Маршака «Апрель», С.Есенина «Черемуха», А.Плещеева «Сельская песня», А.Толстого «Колокольчики».)

  1. Физкультминутка.

Улыбаются все люди.

Веснавеснавесна! (дети говорят улыбаясь)

Она везде, она повсюду!

Красна, красна, красна! (повороты)

По лугу, лесу и поляне.

Идет, идет, идет! (шагают на месте)

На солнышке скорей погреться.

Зовет, зовет, зовет! (руки «рупором»)

И в ручейке лесном задорном,

Звенит, звенит, звенит! (3 раза щелчки пальцами)

      И все живое сразу слышит.

      Весенний звон, весенний звон, весенний звон! (2 раза, хлопки)

  1. Лексико-грамматические упражнения.

Воспитатель: Выполните задание «Образуй признак». Например весна, а вы говорите весенний день, весеннее солнце, весенняя одежда и т.д. (март, апрель, май).

(Воспитанники составляют словосочетания.)

Воспитатель: Я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы назовите мне родственные слова, которые вы там услышите.

Весна. Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка». (Весной, весенний, по-весеннему, веснушки, Веснянка.)

Солнце. Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Из них сделают душистое и полезное подсолнечное масло. (Солнышко, солнечный, солнцепек, солнцезащитные, подсолнухи, солнце, подсолнечное.)

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Вы хорошо сегодня работали. А вам понравилось наше занятие? О чем мы с вами говорили сегодня? (Мы говорили сегодня о весне, о том какая она, ее приметах. О том, что люди радуются приходу весны.)

Воспитатель: Предлагаю вам прийти сегодня домой и нарисовать весеннюю картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.

1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...

«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» Программные задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о животных, исп...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»

Систематизировать знания детей  об осени  и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.

Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...