«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»
статья по теме

Шобонова Анжелика Федоровна

Перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные и грамотные взаимоотношения с окружающим его миром. Отношения, основанные на духовно – нравственных традициях нашей культуры такие как: миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим, но в условиях современной культуры часто оказывается, что эти понятия нашим детям не знакомы. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шобонова Анжелика Федоровна

старший воспитатель I кв. категория

МБДОУ детский сад «Рябинушка» Сосновского муниципального района

«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»

 «……Стоит заняться воспитанием, чтобы

увидеть все свои погрехи.

А, увидев, начинаешь исправлять их.

А исправлять самого себя и есть наилучшее средство

воспитать своих и чужих детей…..»

                                                                    Л.Н. Толстой

      Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта  и обращения к духовной жизни. И перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные и грамотные взаимоотношения с окружающим его миром. Отношения, основанные на духовно – нравственных традициях нашей культуры такие как: миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим, но в условиях современной культуры часто оказывается, что эти понятия нашим детям не знакомы. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

    Учитывая, все вышеуказанные факторы и проанализировав внешнюю образовательную среду, с учетом стратегии развития образования мы определили, что в нашем поселке не одно дошкольное образовательное учреждение не поставило в приоритет духовно – нравственное воспитание.

   Таким образом, педагоги нашего детского сада «Рябинушка» решили начать работу в данном направлении.

Для начала и успешной работы мы определили необходимые условия:

  1. Подготовили нормативно-правовую базу.
  2. Оформили и организовали наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса.
  3. Начали подготовку воспитателей.
  4. Ведем обеспечение программно-методической и художественной литературой.

В Основной образовательной программе детского сада, основанной на программе под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в которую входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, а нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. В своей работе мы применяем различные формы работы с детьми. Это и занятия, и цикл бесед, и декоративно - прикладное творчество, и совместные праздники, и посещение православной церкви.

Так же мы учитываем и то, что ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Прежде чем начать работу в детском саду, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с культурными традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.

В своей работе мы ориентируемся на программу:  "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" (Авторы: Е. А. Губина, Н. С. Кудряшова, Г. И. Лугвина, Н.Б. Майорова …) - программа для дошкольного образования (3-7 лет).

Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности и эффективного общения. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеперечисленных программ.

Выявив педагогов желающих работать по духовно – нравственному воспитанию дошкльников в 2010-2011 уч. году создана творческая группа «Исток». Педагоги ведут работу по педагогическим проектам: музыкальный руководитель Куликова Т.С. ведет проект «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности», кружок «Уроки доброты» ведет Сайманова А.А. Воспитатель подготовительной к школе группы Гулина М.В. ведет проект «Моя семья». Воспитатель I младшей группы руководитель педагогического проекта «Развитие партнерских взаимоотношений учреждений социума и ДОУ», Аникина Н.В. библиотекарь ведет проект «Добрая книга» он стал одним из любимых у всех участников воспитательного процесса и у детей и их родителей.

В целом работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное, эстетическое, физическое воспитание, и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит с опорой на Целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории.

Здесь можно отметить работу педагогов авторов педагогических проектов таких как: «Синичкин календарь» автор Шобонова А.Ф. это многолетняя работа в союзе с СОПР Нижегородского отделения, которая стала доброй традицией и помогает приобщать воспитанников к миру природы птиц и культурных традиций своего народа. Совместный педагогический проект педагогов дополнительного образования Шобонова А.В. инструктор по ФИЗО д/с «Рябинушка» и Перевезенцевой Л.А. «Быть здоровым – ЗДОРОВО!», проект включает в себя интеграцию патриотического (духовно – нравственного) и физического воспитания дошкольников.

Начав работу в духовно – нравственном направлении нами сделано еще не много, но уже и не мало. Главное мы не стоим на месте.

За три года работы в данном направлении мы создали:

- творческую группу в МБДОУ д/с «Рябинушка» в рамках муниципальной экспериментальной площадки по духовно – нравственному воспитанию дошкольников;

-творческую группу педагогов из образовательных учреждений района на базе МБДОУ д/с «Рябинушка» работающих по теме «Организация модели сетевого взаимодействия по формированию духовно – нравственной культуры дошкольников»;

-собрали и обеспечили воспитателей ДОУ методическим инструментарием;

-провели ряд педсоветов, семинаров и методических объединений для педагогов детского сада и района;

-провели ряд родительских собраний, досуговых мероприятий и творческих встреч с родителями наших воспитанников;

-организуем муниципальные конкурсы: (театрального творчества, декоративно – прикладного, экологического направлений в рамках ОЭД по духовно – нравственному воспитанию дошкольников);

-участвуем в конкурсах и фестивалях (являемся призерами и неоднократными победителями);

С 2011-2012 уч. года наша творческая группа приобщила всех педагогов ДОУ к работе. Со II –й младшей группы внедрены в ООП учреждения как дополнительный компонент занятия по программе «Истоки» «Воспитание на социокультурнгом опыте». В рамках этой работы уже сложились традиции такие как: «День матери», Фотоконкурс «Семейные традиции», «Зверятки с грядки», «Трудовое воспитание в семье»……, конкурсы совместного семейного творчества: «Щедрая осень», «Зимушка хрустальная», «Новогодняя игрушка», «Веселый лоскуток» и др.

В текущем году организованы беседы со священнослужителем для воспитателей, для воспитанников и для их родителей. Планируем на следующий год наладить взаимоотношения с Воскресной школой, организовать семейный клуб или гостиную в выходные дни……. А самое главное хотим, чтобы наша начатая работа продолжалась и дальше. Чтобы дети, уходя из детского сада, продолжали учиться добру и добродетели в школах. Мы к этому будем стремиться находить точки соприкосновения и разрабатывать новые педагогические проекты в этом направлении.



Подписи к слайдам:

Занятия по программе «Истоки»
на средней группе
Адрес сайта МБДОУ
д
/с «
Рябинушка
»
ds.pvl.su
.
Концепция воспитательной системы МБДОУ детский сад «
Рябинушка
»
Комплексное развитие физического и духовно – нравственного здоровья воспитанников
Цель
: Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Занятия по программе «Истоки» на старшей группе
Православный кинофестиваль «Встреча»
Использование потенциала фильмов духовно – нравственной направленности в дошкольных учреждениях
«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»
р.п. Сосновское, 2012г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «
Рябинушка
»
Докладчик
Кляпнева
О.А Заведующая
МБДОУ
д
/с «
Рябинушка
»
содокладчик
Старший воспитатель
Шобонова
А.Ф.
Дополнительное образование
Художественная гимнастика;
Хореография;
Декоративно – прикладное творчество.
Учим ребенка сочувствию, состраданию, сотрудничеству
Инновационные педагогические технологии
Здоровьесберегающие
технологии:
- рисование линейная графика (воспитатель подготовительной группы
Танаева
Н.А.);
- аппликация, ажурное вырезание (воспитатель
I
младшей группы Бакулина А.А.);
- духовно – нравственное воспитание дошкольников;
Способность заботиться
о других людях.

Программное обеспечение:
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад «
Рябинушка
» на основе типовой программы воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.В. Васильевой.
Учебно – методический комплекс по программе «Истоки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Культура как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников

Культура, это неотемлемая часть нашей жизни, она является средством воспитания духовности у детей дошкольного возраста....

"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...