Собранные легенды и мифы про снежного барса
занимательные факты (старшая группа) по теме

Дастан Чимис Доржуевна

Легенда о снежном барсе

Это было в одиннадцатом веке. Святой монах Миларепа странствовал по горам Тибета, останавливаясь на ночлег в небольших пещерах. Как то раз монах зашел в отдаленную деревню в горах, где пробыл некоторое время, беседуя с её жителями и читая им свои стихи. Впрочем, монах избегал подолгу оставаться среди людей, предпочитая одиночество, чтобы не поддаться мирским влечениям.

Миларепа покинул деревню, и удалился в пещеру в горах, носившую название "Пещера завоевания демонов", несмотря на уговоры местных жителей остаться - ведь была зима, и жить в пещере было невероятно трудно из-за холода и отсутствия пищи. Сразу после его ухода пошел сильный снег, который не прекращался в течение восемнадцати дней и ночей, завалив все окрестности, и отрезав пути ко всяческим перемещениям по горам до весны. Ученики Миларепы, оставшиеся в деревне, были уверены, что их учитель погиб; они исполнили все необходимые ритуалы, и когда настала весна, отправились на поиски его тела.

Проделав длинный путь, после долгих поисков в горах, они присели отдохнуть, и заметили снежного барса, который вышел из пещеры неподалеку, и поднялся вверх по скале. После этой встречи ученики были уверены, что хищник убил их учителя. Добравшись до пещеры они заметили, что следы снежного барса перемешаны с человеческими следами. Приблизившись, ученики услышали пение монаха, доносившееся из пещеры, и начали гадать - возможно, какие-то охотники зашли сюда, и поделились с Миларепой пищей. После встречи монах спросил учеников - по какой причине они так долго добирались к пещере, после того как расположились на отдых. Ученики были в замешательстве - ведь во время своего путешествия по горам они не встретили ни одного живого существа, кроме снежного барса. "Я и был этим снежным барсом", ответил монах. На вопрос учеников - как же Миларепе удалось продержаться без пищи и воды такой длительный срок, учитель ответил, что некоторое время назад, находясь в состоянии медитации, он встретил жителей деревни, которые передали ему большое количество еды.

Ученики были поражены - сопоставив даты они поняли, что видение монаха совпало с ритуалами, которые они исполнили в деревне, будучи уверенными в смерти учителя.

   

Легенда горного Алтая

Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле... Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах.

Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться.

Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви сдвинулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.

С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.

Прошли годы. В горах появилось странное существо - большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны. Духи помогли принцессе заколдовать источник. Она опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Принцесса помогала людям. Она не могла сама стать кошкой, чтобы уйти к своему нареченному. Она была только человеком.

Мумия Алтайской принцессы была найдена новосибирскими археологами. Тело принцессы было хорошо забальзамировано и целиком сохранилось в вечной мерзлоте.

Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

 

Легенда  "Хозяин гор" - ирбиш

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» - ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом - это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

 

 Предания

1.        На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою "собаку" (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

2.        В районе Долпо на севере Непала рассказывают, что великие ламы часто уходят в горы Тибета, превращаясь в снежных барсов, для сбора лекарственных трав. Местные жители верят, что снежные барсы принимают на себя пригрешения, допущенные ими в прошлых жизнях, и наносить вред этим животным, а особенно убивать их, означает принимать эти грехи на себя. В настоящее время численность этих красивых животных катастрофически мала. Снежный барс находится на грани полного уничтожения.

3.        В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса - богатство», предсказывали народные приметы.

4.        Барс символ храбрости, чести и благородства. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

5.        Издревле барсы являлись тотемами не только у тюркских, но и у других народов. Среди археологических находок нередки различные ювелирные украшения типа браслетов в виде фигурок барса, бронзовые статуэтки мужчины или женщины верхом на барсе, причем женская фигурка - с ребенком на руках. Нередко барс изображался крылатым и рогатым, что являло его связь не только с землей, но и с небом и, видимо, считалось приметой избранности и счастья.

6.        В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

7.        У вахов - этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, - существует верование в горных духов «Пари» - женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

8.        Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать - Беги вела свою родословную от мифических предков - барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», - писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.

9.        В древних шаманских ритуалах Монголии, которые позднее стали частью ламаизма, шкура ирбиса, позволяла шаману общаться с высшими духами.

10.     Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю - и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

11.     На Памире, в районе северного Пакистана, распространена такая легенда о барсе. Пастухи считают, что пастбища являются мистической, наполненной духами областью. Эта область называется "мергич" и управляется так называемыми "мергичам" - духами, которые помогают пастухам находить хорошие пастбища и охотничьи угодья. Мергичам помогают только тем пастухам, которые соблюдают законы и традиции мергич. Духи часто приходят на помощь пастухам в обличье животных. Наиболее могущественным и почитаемым животным мергич является снежный барс. Считается, что без помощи снежного барса охотник не может добиться успеха. Местные жители считают ирбиса равным себе существом, достойным всяческого уважения.

12.     Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.

                                                  
                         Снежный барс. Мифы и легенды

 

Китай

В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

Монголия

В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство»,  предсказывали народные приметы.

В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.

Индия

Жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, –  существует верование в горных духов «Пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

Казахстан

Одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс, как закономерное выражение мировоззрения кочевых племен, особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

 

Кыргызстан

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.

 

Россия

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что  встреча с ирбишом – это  предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю — и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

Еще в VII веке предки казанских татар — волжские булгары — считали крылатого барса  символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости — крыльями.

 

Узбекистан

По преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.