Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.
проект (старшая группа) по теме

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша!

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

                                                                                                                           Жизненной тропой!                                                                                                         Г. Попова

     Актуальность

    Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Личность ребенка формируется в процессе активной деятельности и прежде всего - в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы ребенка, его отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игрой насыщена вся жизнь детей, и каждый ребенок хочет играть в ней свою роль. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театрализованное представление. Где одни дети - артисты, другие - зрители.

     Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием эмоциональный настрой и нередко - выходить через игру из конфликтных ситуаций.

     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере семейных традиций.

     Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.

Цель проекта:

формировать представления у детей старшего возраста о национальностях      (русские, татары, мордва, чуваши) используя  диалогическую и монологическую речь через театрализованную деятельность на региональном уровне.

Задачи проекта

·        отражать творческие способности детей средствами театрального искусства,

·        делать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью, стремиться к тому, чтобы навыки, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, они смогли применять в повседневной жизни,

·        развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость,  которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

·        развивать артистические способности детей и взрослых, умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением   через театрализованную деятельность;

·        развивать воображение и веру в сценический вымысел;

·        пополнять словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь, их выразительность;

·        воспитывать у детей любовь и интерес к сказке; прививать навыки вежливого поведения;

·        помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

·        изучить сказки народов, проживающих на территории нашей области (русские , татарские, мордовские,  чувашские)

·        выявить и проанализировать экологические аспекты в сказках

·        показать нравственную позицию народов в отношении природы

 

Предварительная работа:

1.Чтение русской народной сказки , татарской сказки, мордовской сказки, чувашской сказки «Теремок»

2.Беседа по  содержанию сказок .

3.  Показ сказки «Теремок» на фланелеграфе.

4. Просмотр диафильма «Теремок»( русская-народная сказка), Теремок (Терем мухи) Гора Самоцветов(  татарская народная сказка)

5.Имитирование и подражание героям сказки по национальностям .

6.Пение песенок  по национальностям под музыкальное сопровождение.

7.Показрусского-народного  настольного театра «Теремок».

8. На занятиях по лепке и в повседневной жизни лепили героев сказки «Теремок».

9.На занятиях по рисованию и в повседневной жизни рисовали  национальные сказки «Теремок».

Ресурсное обеспечение:

·        настольные театры: «Теремок»,  «Репка», «Курочка Ряба»

·        пальчиковый театр: «Теремок», «Репка» ,«Курочка Ряба»

·        костюмы к сказке «Репка»

·        сюжетные картинки по национальным костюмам

·        дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»,

·        мозаика «Репка»

·        рисование «Любимого героя сказки «Теремок»

Участники проекта:

- воспитатели,

- дети группы,

- родители воспитанников.

Методы проекта:

·        Подбор литературы (русских, татарских , мордовских, чувашских народных сказок), чтение, изучение, анализ.

·        Рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев;

·        Изготовление костюмов для персонажей.

·        Подборка оформления сцены;

·        Прослушивание сказки с соответствующим музыкальным сопровождением;

·        Просмотр игрового спектакля.

 

Проект игровой, творческий, групповой

Продолжительность проекта – долгосрочный, один год.

Этапы

1. Подготовительный (сентябрь – ноябрь 2013г.).

2. Основной (декабрь 2013г. – март 2014г.).

3. Заключительный (апрель – май 2014г.).

 

 

Подготовительный этап:

1. Диагностика творческих способностей детей (сентябрь 2013г.).

2. Анкетирование родителей, отношение к театрализованной деятельности (октябрь 2013г.).

3. Создание предметно-развивающей среды (ноябрь).

4.Выставка рисунка и лепки.

5.Родительское собрание

 

Основной этап:

(декабрь, январь, февраль, март 2014)

1. Беседы: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.

2. Выбор произведения. Чтение сказки «Теремок» с показом иллюстраций.

3. Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности -

игра-драматизация  - инсценировка сказки детьми с привлечением родителей к творческой деятельности :

·        Театральные костюмы: русские национальные костюмы , татарские национальные костюмы , чувашские национальные костюмы , мордовские национальные костюмы с привлечением родителей.

·        Подбор музыкального сопровождения.

·        Подготовка и показ презентаций по национальностям  Нижегородского края.

 

4.Распределение ролей воспитанниками:

  Ведущий 1   Ведущий 2     Комар    Муха    Мышка   Лягушка   Петушок

  Курочка  Лиса  Медведь

            

5. Оформление сцены декорациями: домик.

6.  Ход представления.

 

Музыкально-театрализованное представление с использованием национально – регионального компонента для детей старшей группы.

Ведущий 1

Область моя, как сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нём,

Русские, татары, чуваши, мордва                                                                      

Каждому в крае найдутся дела.

Богата культура народностей древних

 И нет здесь последних и нет у нас первых.

Всё в нашем доме мы делаем вместе –

Одни сказки читаем, поём одни песни,

Любим лепить, рисовать ,танцевать

И край наш великий навек прославлять.

Ведущий 2

Под березкой, невысок, стоит чудо-теремок.

В нём окошечки резные,

Ставни чудо расписные,

Комнатками полон дом .

 Ну, а в тереме живут гостеприимство и уют!

Только нет хозяев тут…

 Да они уж вот, идут!

Выбегает Комар-пискун и Муха-горюха

 (их исполнители одеты в татарские народные  костюмы, звучит татарская музыка)

Комар-пискун

Вот так терем! Просто чудо!
Появился он откуда?

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Муха-горюха

Повернули, покрутили,

Постучали – и открыли!

Вместе

Будем в домике мы жить,

Будем песни петь, дружить!

Ведущий 1

Не пришлось долго скучать Комару и Мухе.

Глядь к домику бегут Мышка и Лягушка.

Выбегают Мышка и Лягушка

(их исполнители одеты в мордовские народные  костюмы, звучит мордовская музыка)

Мышка

Познакомьтесь, Мышка я,

Брожу по лесу я.

Ищу себе домишко,

В котором есть друзья.

Лягушка

Ква-квакушка я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Мышка

Двери отворяйте, в дом нас принимайте!

Стучат в двери домика.

 

Муха (гостеприимно).

Проходите, очень рады!

Ведущий 2

В теремке не унывают,

Весело все поживают.

Прибегают Курочка и Петушок

(их исполнители одеты в чувашские народные  костюмы, звучит чувашская музыка)

Курочка

Посмотри-ка, Петушок,

Что за чудо-теремок! (стучат)

Может, пустите в соседки

Неугомонную наседку?

Буду в доме убирать,

Огород сажать, полоть и поливать.

Петушок

Рано буду я вставать,

Чтобы солнышко встречать.

Каждый день, как ни крути,

Должен даром не пройти.

Лягушка

Проходите, не стесняйтесь

И за дело принимайтесь.

Ведущий 1

Хорошо всем  в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…


Прибегают Лиса и Медведь

(их исполнители одеты в русские народные  костюмы, звучит русская музыка)

Лиса

До чего красивый дом…

Нам найдется место в нём?

 

Курочка

Проходите, хватит места,

В нашем тереме не тесно.

Лиса

Я, Лисичка, я, Лиса,

Всему свету я краса.

И среди лесных зверей

Всех в округе я хитрей!

Медведь

Познакомьтесь: я – Медведь,

Умею громко я реветь (ревет).

Могу лапами махать

Не дам вам в тереме скучать.

 

Ведущий 2

Терем жил да поживал,

В нем никто не унывал.

Курочка       

Уж мы будем, мы будем дружить,

Будем в тереме весело жить.

Петушок

 И работать, и петь, и плясать,

 

И друг другу во всем помогать.

 

 

Ведущий вместе

Область моя, как сказочный дом.

Всем нам уютно и радостно в нём,

Все это, друг мой, куда ты ни глянь

Для дружбы народов.

Нижегородский наш край!

 

7.  НОД:  индивидуальная, групповая.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- игра- драматизация «Теремок».

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- тематическая неделя « Мой город – Дзержинск»;

- тематическая неделя «Наше Отечество»;

- презентация «Нижегородский край – национальность русские»;

- презентация «Нижегородский край – национальность татары»;

- презентация «Нижегородский край – национальность чуваши»;

- презентация «Нижегородский край – национальность мордва»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- лепка героев сказок;

- раскрашивание иллюстрации по сказкам;

- работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок;

-аппликация на тему сказки;

-комплексные занятия по теме.

-просмотр игрового спектакля.

-прослушивание и обсуждение музыкального сопровождения сказки;

- сказка «Теремок» на 8 Марта с музыкальным сопровождением.

Образовательная область «Физическая развитие»:

- образное имитирование героев сказок;

-включение подвижных игр с имитацией движения героев.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказки.

- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

-имитация особенностей речи героев сказки;

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);             -  поддерживать и завершать диалог (учитывать условия и ситуацию; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора;

- слушание сказок;

- вопросы воспитателя по сказке;

- рассматривание иллюстраций книг;

- тематические занятия, беседы;

- пересказ сказок: совместный с воспитателем, самостоятельный, пересказ по ролям.

- знакомство и чтение сказки;

- слушание русской народной сказки « Теремок» на диске;

-просмотр мультфильма «Теремок».

8. Работа с родителями:

-оформить для родителей фотовыставку;

-предоставление родителям фото и видео материалов выступлений;

-информирование родителей через сайт группы:

Логин: gruppakroxa@mail.ru

Пароль: gruppa137

9.  В группе дополнить театральный уголок.

 

Заключительный этап:

1. Драматизация сказки в группе.

2. Выступление на городско конкурсе «Солнышко в ладошке» (март).

3. Выступление на фестивале национальных культур (март)

3.Выступление на городском конкурсе «Пасхальный колокольчик» (апрель).

4. Диагностика (май).

 

Результаты и перспективы работы по развитию  у детей речи и творческих способностей посредством театрализованной деятельности.

 

1. Дети освоили умение сотрудничать со сверстниками, формулировать собственную точку зрения,  выяснять точку зрения своего партнёра, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

2. Речь детей стала более связной, выразительной, расширяется их словарный запас.

3. Дети  выражают свои чувства и понимают чувства других.

4. Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.

5. У детей появился интерес к многонациональности нашей области,театру и искусству в целом. 

6. Выступление на городских конкурсах « Солнышко в ладошке» ,

« Пасхальный колокольчик».

 

7. Участие в международном фестивале-конкурсе « Национальное достояние»

Использованная литература:

1. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006г.

2. Русская народная сказка «Репка»

3. «Дошкольник. Младший школьник» №2, 2007год.

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год. 

5. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000год.   

6. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация» Детство-пресс,2012 

7. Сомкова О.Н. Образовательная область «Социализация» Детство-пресс,2012 

8. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008год.                                                                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы:  анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не ...

Проект «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Проект «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» ...

Паспорт проекта «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора».

Актуальность     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родин...

Проект "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Формирование творческих способностей детей через театрализованную деятельность ...

Презентация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора» (старший возраст)

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию соб...